По программе импортозамещения в следующей пятилетке в стране будет освоен выпуск 260 видов новых товаров

Замещение с прицелом на экспорт

Начавшаяся вторая волна пандемии продемонстрировала формирующийся тренд: национальные экономики будут выходить из кризиса по своему сценарию. И больше ориентироваться не на глобальные, а на региональные рынки. А восстановление объемов производства кроется в том числе в его расширении. Недавно на Президиуме Совмина рассматривали проблему импортозамещения. Причем первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков акцентировал задачу: выпуск такой продукции должен ориентироваться на улучшение внешнеторгового сальдо.

О том, как достигнуть этой цели, мы поговорили за круглым столом с главным советником Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Вячеславом Винником, кандидатом экономических наук, ведущим научным сотрудником Института экономики НАН Евгением Червинским и начальником управления развития промышленности главного управления экономики промышленности Министерства экономики Владимиром Лобановым.

Вячеслав ВИННИК.
Евгений ЧЕРВИНСКИЙ.
Владимир ЛОБАНОВ
Видные планы

В. Лобанов: Ключевая задача программы импортозамещения — улучшение сальдо внешней торговли. Для ее достижения необходимо создавать новые производства и рабочие места, выстраивать внутри- и межотраслевые кооперационные цепочки, работать над локализацией. Вектор ориентирован на развитие высокотехнологичных направлений, товаров. Поставлена задача в течение следующей пятилетки на каждом крупном предприятии создать и запустить в производство один-два новых вида продукции. Если говорить о государственных предприятиях, то по сводной информации от отраслевых органов управления в следующие пять лет планируется освоить выпуск 260 видов новых товаров. Из них около 26 уникальны для Беларуси. В целом у белорусских предприятий и отраслей есть компетенции для создания инноваций регио­нального и глобального масштаба. 

Если рассматривать с точки зрения внешнеторгового сальдо результаты действующих программ импортозамещения, то приведу некоторые цифры. В 2015 году внешнеторговое сальдо было отрицательным — минус 840 миллионов долларов, а в 2019 году положительным — плюс 971 миллион долларов. Налицо рост эффективности. За текущую пятилетку отечественной продукцией заместили импорт на сумму более 37 миллиардов долларов. Увеличили объемы производства импортозамещающей продукции с 11,8 миллиарда долларов в 2015 году до более 20,2 миллиарда в 2019-м. Увеличилась доля импортозамещающей продукции в общих объемах промышленного производства: с 26 процентов в 2015 году до 37 в прошлом. Около 52 процентов импортозамещающей продукции импортируется.

В. Винник: Из-за карантинно-ограничительных мер в период пандемии в большинстве национальных экономик, в том числе и нашей, произошел спад, сопровождаемый снижением занятости, доходов и, как следствие, сжатием внешнего и внутреннего спроса. Падение спроса — один из ключевых факторов дестабилизации экономической жизни. Многие страны различными мерами в той или иной степени закрывают рынки для защиты своих производителей.

В условиях неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры для быстрейшего прохождения восстановительного периода в экономике страны особую значимость приобретают меры стимулирования, увеличения внутреннего спроса на отечественную продукцию, услуги.

В этом разрезе импортозамещение является одним из инструментов развития внутреннего рынка. Для повышения его эффективности ассоциацией по просьбам предприятий внесен ряд предложений по корректировке законодательства в сфере закупок, в частности в постановление Совета Министров от 15 марта 2012 года № 229. Например, предлагается закрепить поставки продукции, освоенной в рамках отраслевых и региональных планов по импортозамещению, на бестендерной основе. А также установить временной период до трех — пяти лет, гарантирующий закупки с начала выпуска товаров. Важным также считаем закрепление приоритетности закупок у хозяйствующих субъектов — производителей и переход к определению цены при закупках инвестиционных товаров по жизненному циклу.

 Более половины импортозамещающей продукции экспортируется
В этом отношении интересен опыт Казахстана. Там в целях исключения посредников из цепочек поставок используется механизм квалифицированного отбора поставщиков на основе индустриального сертификата, который могут получить только компании, имеющие собственное производство. Этот механизм, по мнению казахстанской стороны, способствует созданию равной конкурентной среды, в которой соперничают производители с производителями, а не с посредническими структурами. Второй инструмент — долгосрочные договоры по закупке импортозамещающих товаров в необходимых объемах и на срок до трех лет. Тогда инвестор, промышленные компании могут спрогнозировать окупаемость вложенных средств.

Такие подходы заложены в дополнениях по изменению постановления Совмина № 229. Промышленный сектор надеется, что эти поправки скоро заработают на практике.

В. Лобанов: Этим документом также предусмотрен механизм отсечения третьего участника торгов. Если в конкурсе участвует две или более белорусских компаний производителя, то третья, иностранная, отсекается от торгов. Это также является одним из механизмов защиты отечественного производителя и ухода от избыточной конкуренции. Надо понимать, что нередко крупные зарубежные компании, особенно транснациональные корпорации и холдинги, в каком-то краткосрочном моменте способны выставить продукцию по привлекательной и низкой цене, объективно недоступной белорусским предприятиям, что может послужить нецелесообразности продолжения и развития отечественного производства. В итоге оно сворачивается, и исчезает конкуренция, в том числе на внутреннем рынке. И тогда тяжело что-то противопоставить импорту.

Ориентиры и направления

«Р»: Большинство наших предприятий и компаний в десятки и сотни раз меньше по своим масштабам бизнеса по сравнению с зарубежными поставщиками. И объективно без той или иной опеки государства они не способны априори выиграть конкуренцию у транснациональных корпораций и холдингов, которые за счет своих масштабов способны быстро подминать под себя национальные рынки. Но наша экономика открытая, экспорт является одним из ключевых факторов развития. И когда вводятся те или иные ограничения на внутреннем рынке для импортеров, всегда существуют риски ответных мер по отношению к нашим компаниям на экспортных направлениях.

В. Лобанов: Полностью закрывать внутренний рынок для республики не выход. Страна много экспортирует и живет за счет этого. Поэтому вопрос тех или иных мер по защите собственного рынка выходит на международный уровень. И работы в этом направлении очень много. В том числе и в рамках ЕАЭС. К сожалению, наблюдается картина, когда одни барьеры по доступу товаров на рынки союза снимаются, но появляются другие препятствия. Надо понимать, что все государства — наши торгово-экономические партнеры тоже заинтересованы в развитии собственных предприятий. И необходимо искать золотую середину, стараться находить баланс интересов с нашими партнерами, выстраивать кооперационные цепочки. Для нашей машиностроительной, автомобильной и другой промышленности мы много узлов и комплектующих закупаем у российских производителей. Достаточное количество комплектующих и продукции поставляем для российских компаний. Поэтому логично вводить некие защитные и преференциальные меры для белорусских компаний на внутреннем рынке точечно и ограниченно по времени. И в тех областях, в которых мы обладаем компетенциями и возможностями, при определенных условиях создать востребованный продукт и через какое-то время конкурировать с ним на открытом рынке. 

Е. Червинский: Импортозамещение не может являться самостоятельной стратегией, его надо рассматривать как вспомогательный механизм или промежуточный этап, оценивать в общем контексте экономического развития страны. Если с экспортоориентированностью все достаточно очевидно: чем больше продукции поставляется за рубеж, тем лучше для национальной экономики, — то в отношении импортозамещения существуют различные взгляды и подходы. В том числе и связанные с концепцией свободного рынка, которая до последнего времени доминировала в мировой экономической науке. Если рассматривать импорт в контексте белорусских реалий, то, с одной стороны, он сокращает спрос на оте­чественные товары, с другой — является ресурсом для национальной экономики, дефицит которого привел бы к негативным последствиям. В мировой практике есть богатый опыт импортозамещения. Например, в Латинской Америке — в Бразилии и Аргентине, которые гораздо крупнее Беларуси и обладают большим внутреннем спросом, — в середине прошлого века сделали ставку на импортозамещение как один из ключевых инструментов развития экономики. Им удалось достаточно эффективно заместить трудоемкие импортные товары в пищевой и легкой промышленности. Но с капиталоемкой продукцией, тяжелой промышленностью возникли проблемы, и результат получился достаточно плачевный. Великий Пеле вспоминал, что после очередной победы на чемпионате мира ему подарили оте­чественный автомобиль, который оказался трехколесным! Результат такой политики импортозамещения стал одной из причин долгосрочного экономического кризиса. 

Активная реализация импортозамещающей стратегии в Юго-Восточной Азии пришлась на более позднее время, это позволило учесть предыдущие ошибки. Используя на первых этапах подходы классического импортозамещения, что позволило создать необходимую индустриальную базу, страны перешли к экспортно ориентированной стратегии. Такой подход позволил этим государствам выйти на внешние рынки со своей промышленной продукцией и обеспечить ее конкурентоспособность. Для Беларуси с небольшим внутренним рынком именно экспорт является ключевым элементом экономической стратегии, которому должны быть подчинены и другие ее элементы, в том числе политика импортозамещения. Поэтому и доля экспорта в объемах производства импортозамещающей продукции в Беларуси достаточно высока — около 50 процентов. На мой взгляд, импортозамещение требует точечных решений для развития перспективных производственных направлений. Производимая продукция должна быть востребована не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Необходимо формировать стимулирующие меры и для производителей, и для потребителей отечественной продукции, при этом они должны иметь ограниченное действие — три — пять лет.
  В следующие пять лет планируется освоить 260 видов новых товаров.

ЕАЭС и экспорт


«Р»: По каким критериям определять направления для этих точечных решений? 

Е. Червинский: Главный критерий — соответствие с другими направлениями экономической политики, в том числе согласование с маркетинговой стратегией компаний. Если предприятие, выпускающее продукцию, не будет в состоянии ее реализовать, то и импортозамещение не сможет быть эффективным. Другой важный аспект — экспортоориентированность. Следует выбирать те направления импортозамещения, в которых отечественные предприятия смогут быть конкурентоспособны в долгосрочном периоде, а после освоения новой продукции смогут выходить на внешние рынки.

И в этом отношении наиболее важен следующий аспект. Беларусь входит в крупное региональное объединение — Евразийский экономический союз. Соответственно, надо развивать производство тех видов продукции, на которые сформировался повышенный спрос в рамках союза, прежде всего в Российской Федерации как в главной экономической доминанте.

Следующим критерием выступает наличие в Беларуси сравнительных преимуществ, необходимых для эффективного производства продукции. Например, мы выпускаем автомобильные шины, однако не вся номенклатура освоена отечественными предприятиями. Можно предполагать, что отдельные виды шин мы сможем освоить быстрее и легче, чем абсолютно новые для нашей страны виды товаров, например звуковое оборудование, для которого необходимо полное техническое перевооружение и отсутствует необходимая производственная квалификация, или, как говорят сейчас, мы не обладаем нужной экспертизой.

Разумеется, есть отрасли, где в силу небольшого рынка мы не можем организовать производство самостоятельно либо это будет экономически нецелесообразно. В таком случае необходимо прибегать к таким инструментам, как кооперация и привлечение прямых иностранных инвестиций — компаний, которые будут локализовать свои производства в Беларуси. Возможно, для них наш рынок будет не столь интересен, так как слишком мал, но при этом они смогут получить доступ на единый рынок ЕАЭС, либо, как, в частности, планируется в рамках партнерства с Китаем и строительством индустриального парка «Великий камень», на рынок Евросоюза. Конечно, эта продукция будет реализовываться в том числе и на белорусском рынке, что снизит потребность в импорте. Повторюсь, важно разделять товары на те, которые мы способны самостоятельно освоить и которые следует осваивать в кооперации с партнерами по ЕАЭС с привлечением прямых иностранных инвестиций, чтобы обеспечить стабильное развитие предприятий и экономический рост нашей страны в долгосрочной перспективе. И все эти компоненты необходимо рассматривать с последующим возможным переходом к экспортной стратегии.

В. Винник: Что касается отраслевых и региональных планов мероприятий по импортозамещению, то они ежегодно проходят утверждение комиссией по вопросам промышленной политики. Производимые в рамках этих планов товары подразделяются на три группы со своими критериями оценки. В первую группу входит продукция, производство которой осуществляется в недостаточном количестве. Основной показатель эффективности его реализации — улучшение сальдо внешней торговли в целом по стране по закрепленным товарным позициям. Вторая группа касается товаров, осваиваемых в соответствии с мерами, принимаемыми Правительством Беларуси. Основной критерий — обеспечение стоимостного роста объемов производства импортозамещающей продукции. Третья же группа состоит из товаров, не производимых в республике, и оценивается на основе прироста товарных позиций, по которым принято решение об освоении производства.

В. Лобанов: Импортозамещение в первую очередь должно быть рациональным. Не замещать такую продукцию, в производстве которой в мире уже устоялись лидеры. Например, мобильных телефонов. Это неконкурентоспособно. Основной показатель, на который рационально ориентироваться, — это улучшение сальдо. Мы сравнили производство одного из известных и массовых белорусских тракторов и производство отечественного энергоэффективного трактора, которое более затратно. Последний требует издержек хоть и больше, но результат выше: рост добавленной стоимости.

Казахстан ввел преференции для производителей сельхозпродукции, которые закупают технику. Для стран ЕАЭС компенсация составляет меньшую сумму, чем для производителей из третьих стран. Если бы подходы по предоставлению субсидий были для всех одинаковы, то, наверное, покупали бы российский или белорусский трактор, в том числе произведенный и в Казахстане, так как стоимость их ниже.

Нужно на рынке ЕАЭС выходить на более тесную кооперацию, которая должна быть связана с импортозамещением. Сегодня Казахстан пытается развивать собственную промышленность через взаимовыгодное сотрудничество с мировыми компаниями, и, возможно, поэтому появляются такие акты, о которых сказано выше. Идут прения сторон по этому вопросу.

«Р»: Связано ли это с тем, что в ЕАЭС нет единой программы по импортозамещению?

В. Лобанов: Все верно. Одно из наиболее перспективных направлений сейчас в рамках ЕАЭС — это разработка единой программы по импортозамещению, и работа в данном направлении уже идет. Готовится карта индустриализации. 

На сегодняшнем рынке локомотивом в ЕАЭС является РФ, и здесь необходимо работать над включением Беларуси в российские программы по импортозамещению и наоборот. Тем более согласно Договору о создании Союзного государства страны обязаны принимать продукцию друг друга и не ставить барьеры.

В. Винник: Статьей 92 Договора о Евразийском экономическом союзе не преду­сматривается проведение согласованной или скоординированной промышленной политики. Государства-члены самостоятельно реализуют национальные промполитики, а взаимодействие в этой сфере осуществляется по основным направлениям промышленного сотрудничества, утверждаемым Межправительственным советом. Каждое из государств — членов ЕАЭС реализует и свои программы по импортозамещению. Хотя объединение ресурсов, компетенций по основным направлениям могло бы дать значимый эффект. 

«Р»: Не только Казахстан, но и Россия принимала меры по увеличению доли собственных товаров на внутреннем рынке. Например, по пищевой продукции стоял вопрос в рамках Стратегии национальной безопасности. Более того, в связи с коронавирусом закрылись границы, разорвались логистические цепочки, появились протекционистские меры, причем запрещают как экспорт, так и импорт некоторых товаров. Это новые вызовы с точки зрения безопасности национальной экономики. Как все это повлияло на импортозамещение?

В. Лобанов: Падение мирового спроса и снижение глобального промышленного производства отразились и на белорусском импортозамещении. Но отсутствие жесткого карантина позволило не останавливать наши предприятия, производить и продавать продукцию на внутреннем и внешнем рынках в объемах, сопоставимых с прошлым годом. В целом за четыре года текущей пятилетки промежуточный импорт в объеме промышленного производства не изменился и оставался на уровне 22 процентов при росте производства импортозамещающей продукции до 149 процентов.

«Р»: Есть ли экономический смысл в том, чтобы сокращать импорт?

В. Винник: Импортозамещение и меры его стимулирования имеют смысл, если работают на прирост добавленной стоимости, увеличение объемов производства, занятости, доходов населения и налоговых платежей, привлечение современных технологий, экономический рост в целом.

Эффективность импортозамещения во многом зависит от инструментов продуцирования спроса на осваиваемую продукцию. Этот инструментарий включает и совершенствование системы нормативного правового регулирования закупок, и защиту внутреннего рынка от некачественных, опасных, фальсифицированных товаров, а также оптимизацию потребительского кредитования импорта и стимулирование кредитования отечественного продукта.

volchkov@sb.by

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter