Импортозамещение не должно превращаться в громкоговорящую пустышку

Замещают не импорт, а упаковку на нем

«У ВАС что – нормальных игрушек нет, пора бы расширить ассортимент, а то, кроме белорусского, ничего не продаете!» — недоумевала категоричная покупательница в универмаге одного из райцентров. Продавец, которая, казалось, на прилавок выгрузила весь товар с полок, растерянно пожимала плечами, а очередь, которую за собой собрала женщина, разделилась на два лагеря: одни пытались спорить, другие лишь поддакивали.

Нет ничего унизительного в том, чтобы поддержать отечественного производителя, тем более что есть достойная продукция, за которую перед другими не стыдно. Но пиетет перед Западом, который зародился еще во времена оные, до сих пор не искоренен из покупательского сознания. И неоправданно часто,  особенно когда речь  идет о промышленной группе, в корзинках оказываются товары с англоязычным названием от зарубежных производителей. 

Некоторые белорусские предприятия, уловив эту самую суть, теперь выпускают не просто крем для тела, а крем-баттер (в переводе — «крем-масло»). На прилавке рядышком стоят два средства для проблемной кожи. Одно носит аналогичное название, а вот соседнее уже Must have (в переводе с английского – «должен иметь»). Словарного запаса не хватает? Или желание манипулировать подсознательным стремлением ко всему западному? Что удивительно, второе средство покупательницы берут в руки чаще, хотя оба белорусского производства. 

Сегодня на прилавках обилие наших промышленных товаров. Но мало выпустить качественную продукцию, даже красочная упаковка ровным счетом ничего не значит – продвигаются они по-прежнему туго.  Не срабатывает  даже выгодная раскладка товара на прилавках. 

Причины? С одной стороны, многие предпочитают пожертвовать качеством в пользу дешевых китайских товаров, которые заполонили рынок. С другой — сосчитайте вывески и рекламные ролики, продвигающие наши торговые марки. 

Все что угодно, только не отечественное! Десятки названий выходят на торговую площадку и столько же уходит в небытие.  Выживает тот, кто умеет огрызаться и давать достойный отпор. Поэтому покупатель выберет товар на слуху, а повсеместная реклама априори становится гарантом качества. И настаивать на том, что хорошая марка в рекламе не нуждается, – мягко скажем, безрассудно. 

Сейчас  все поголовно говорят об импортозамещении. Это правильно: нужно учиться жить независимо от внешних обстоятельств. Только зачастую замещают не сам товар, а подменяют понятия. А то, что написано на упаковке мелкими буквами, мало кто читает. В результате покупатели становятся заложниками ситуации, когда товары повседневного спроса от белорусских производителей, которые по умолчанию должны быть высокого качества, ломаются при первом же использовании. Пару раз и я сталкивалась с подобным и не могла понять, почему открывалка гнется во все стороны при первой и единственной попытке открыть консервную банку, а чесночница и вовсе разломалась на две части, будто я попыталась раздавить свинцовую пулю, а не зубчик чеснока. Хотелось бы потешить себя иллюзиями о вдруг открывшихся сверхспособностях. Все оказалось куда прозаичнее. На прилавках по-прежнему выставлен импортный, зачастую китайский, товар, но уже с белорусским элементом – упаковкой и соответствующим штрихкодом. А мелкими буквами, черным по белому, коротко и ясно сказано: «Сделано в Китае». Выходит, суть импортозамещения сводится лишь к отечественной упаковке? 

Теперь немного понятна и логика консультантов в магазинах, которые нахваливают импортное, а в отношении «белорусских» товаров немногословны. Пожалуй, им стыдно, что сегодня под эту марку попадают низкосортные товары, которые к белорусскому производству никакого отношения не имеют.

Недавно МАРТ опубликовал новый список товаров, требующих срочного импортозамещения, — свыше 200 позиций. В их числе шоколадные яйца, бульонные кубики, нетбуки, смартфоны, мультиварки, видеорегистраторы. Хорошо, если стоит реальная цель освоить их производство, а не поменять лишь упаковку и штрихкод на ней. 

syritskaya@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter