Заменить сложение вычитанием?

В Беларуси НДС составляет 1/4 общей суммы уплаченных налогов

В Беларуси поступления от НДС составляют четверть общей суммы уплаченных налогов

Среди предложений по либерализации деловой среды, наиболее часто звучавших в нынешнем году, фигурировала необходимость пересмотра в меньшую сторону действующих ставок ряда налогов. Речь идет об НДС и налоге на прибыль. По мнению предпринимателей, сыграть на понижение в данном случае очень важно — такая необходимость продиктована вступлением Беларуси совместно с Россией и Казахстаном в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Белорусский бизнес считает: если вовремя не унифицировать налоговое законодательство трех стран, то рано или поздно отечественные предприниматели могут оказаться в неравных конкурентных условиях. Между тем у фискальных органов на это своя точка зрения…

Взять и снизить?

Правительство в части либерализации налогового законодательства уже пошло на радикальные меры. Один из наиболее ярких последних эпизодов — объявленное снижение в 2012 году ставки налога на прибыль с 24 % до 18 %. По оценке Минфина, благодаря такому фискальному послаблению в следующем году в распоряжении белорусских предприятий останутся «лишних» Br 1,6 трлн. На такие меры, кстати, Беларусь пока пошла в одиночку — у наших будущих партнеров по ЕЭП в настоящий момент ставка налога на прибыль составляет 20 %, и пересматривать ее не планируется. Примерно настолько же экономически эффективным для белорусского бизнеса шагом могло бы оказаться и понижение НДС. По оценкам специалистов, минус 1 % от этого налога позволил бы сократить расходы белорусского бизнеса на Br 1 трлн. Однако пойти на такие меры ввиду непростого состояния национальной экономики на сегодняшний день сложно. Да и, как утверждают специалисты Министерства по налогам и сборам, сама природа этого налога все же, вопреки мнению скептиков, не позволяет говорить о том, что Беларусь в будущем может оказаться в неравных условиях хозяйствования по сравнению с предприятиями России и Казахстана. В МНС подчеркивают: налог на добавленную стоимость является налогом на внутреннее потребление. Через принцип территориальности он позволяет избежать налоговых искажений при международной торговле, то есть дает возможность выравнять либо цены потребителей, либо цены производителей. «Это, кстати, наглядно прослеживается при взимании НДС в Таможенном союзе. По единым правилам, определенным международными договорами Таможенного союза, каждое из трех государств устанавливает национальные ставки НДС, по которым облагается ввоз товаров у импортера. Экспортеру же предоставляется нулевая ставка НДС с осуществлением налоговых вычетов в полном объеме. В связи с чем на территории каждого государства — члена ТС гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и к импортным товарам. Аналогичный подход существует в государствах ЕС, каждое из которых вправе вводить ставку НДС, исходя из уровня развития и специфики экономики», — отмечают в Министерстве по налогам и сборам.

В Беларуси в отличие от России и Казахстана поступления от НДС составляют существенную часть доходов государственного бюджета. По состоянию на 1 октября 2011 года сумма поступлений этого налога составила 24,8 % от общей суммы, собранных фискальными органами уплаченных налогов. Следует отметить, что даже в таких развитых странах, как Германия, где ставка составляет 19 %, поступления от косвенных налогов составляют обычно не менее трети бюджета. Поэтому как размер ставки налога, так и порядок его администрирования являются предметом повышенного внимания со стороны налоговых органов.

Белорусский бизнес неоднократно отмечал: ставка НДС чрезмерно высока. Тем более что несколько лет назад она была на 2 % ниже ныне применяемой. Между тем в МНС подчеркивают: 20 % сопоставимы, а в некоторых случаях даже ниже размера ставок данного налога в большинстве европейских стран. Тем более что за последние два года в связи с экономическим кризисом многие государства Западной Европы были вынуждены увеличить объем поступлений за счет НДС. В частности, ставки налога увеличены до 20 % в Великобритании, Чехии и Словении, до 21 % — в Ирландии и Литве, до 22 % — в Латвии, до 23 % — в Финляндии, Польше, Греции, Португалии, до 24 % — в Румынии, до 25 % — в Венгрии. У наших партнеров по Таможенному союзу ставки НДС действительно более низкие, чем в Беларуси: в России она составляет 18 %, в Казахстане — 12 %. Но они компенсируются иными доходными источниками бюджета, в частности налогом на добычу полезных ископаемых, поступающим от нефтегазовой отрасли. В России, в частности, налог на добычу полезных ископаемых является бюджетообразующим налогом, составляющим в структуре более 40 %.

По нулям…

В МНС уверены, что, оценивая уровень взимания НДС в государстве, не следует снимать со счетов применение пониженных ставок, к которым в первую очередь относится ставка НДС 0 %, а также периодичность уплаты налога в бюджет. В Беларуси, к примеру, размер налоговой базы по «нулевой» ставке достигает порядка 17 % общего оборота по НДС, льготируемые обороты превышают 21 % в общем обороте по республике. Как видно из приведенных данных, НДС уплачивается далеко не со всех хозяйственных операций. К тому же в бюджет плательщиком перечисляется только часть налога, полученная с потребителя, так как налоговое обязательство по НДС подлежит уменьшению на суммы налога, уплаченного при покупке товара.

Начиная с нынешнего года плательщики республики получили возможность определять отчетный период для уплаты НДС ежемесячно или ежеквартально без учета объема выручки. Хотя еще годом ранее право производить уплату НДС ежеквартально имели право плательщики, оборот которых не превышал Br 3,815 млрд. за год, что предусмотрено в других государствах, установивших несколько отчетных периодов по НДС. Кроме того, была исключена обязанность вносить авансовые платежи. Оба мероприятия позволили оставлять в распоряжении плательщиков значительные суммы оборотных средств.

Если рассматривать взимание НДС с малых предприятий, то при обороте до Br 3,4 млрд. в год эта категория плательщиков вправе не производить его уплату. Если же им вменяется обязанность уплачивать НДС, то при экспорте субъекты малого бизнеса вправе применять ставку НДС 0 %. При том, что предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, со вступлением в силу Указа № 358 главы государства получили возможность применять при экспорте ставку налога по упрощенной системе налогообложения в размере 2 %, налоговая нагрузка на малый бизнес существенно снизилась, в том числе по сравнению с другими государствами.

Взять и отменить?

Предложения, поступающие от белорусских бизнес-сообществ, содержат требования об изменении системы уплаты НДС, в том числе при экспорте в Таможенном союзе. В МНС отмечают: национальное законодательство предусматривает ограничение налоговых вычетов исчисленной суммой НДС. Однако следует помнить, что в России и Казахстане суммы этого налога по товарам, работам, услугам и иным объектам принимаются к вычету при условии, что эти объекты будут использованы в целях облагаемого оборота. Проще говоря, к вычету принимаются не все суммы НДС, оплаченные при покупке товаров. «По результатам проведенной в нашей стране работы по упрощению порядка применения налоговых вычетов и объектов налогообложения НДС с 2012 года, наряду с общим правилом ограничения налоговых вычетов исчисленной суммой НДС, ограничение права вычета по НДС сохранится лишь в отношении объектов, приобретенных за счет безвозмездно полученных средств бюджета», — поясняют в ведомстве.

Отдельно стоит обратить внимание на срок возврата налоговых вычетов. В России он занимает от 3 месяцев до полугода, в Казахстане возможность возврата ограничена. Право на возмещение в течение года предоставляется только при применении ставки НДС 0 % и только после выездной налоговой проверки. В Беларуси срок зачета сумм превышения налоговых вычетов является одним из самых незначительных в Европе. Белорусские экспортеры, применившие нулевую ставку НДС, имеют право произвести зачет в счет уплаты других налогов в месяце, в котором представлена налоговая декларация, содержащая сумму превышения налоговых вычетов в связи с применением ставки НДС 0 %. Возврат из бюджета на счет плательщика денежных средств, оставшихся после зачета в счет иных налогов, производится на 35-й день с момента представления налоговой декларации и заявления плательщика.

В МНС подчеркивают: несмотря на то что НДС является стабильным источником поступлений даже в кризисные периоды, он относится к той категории налогов, при исчислении и уплате которых присутствует потенциал для мошенничества. Схема подтверждения нулевой ставки НДС и система уплаты НДС, заложенная международными договорами Таможенного союза по косвенным налогам, использует заявление о ввозе товаров как инструмент налогового администрирования, который позволяет исключить элементы недобросовестности со стороны отдельных налогоплательщиков. Заявление с отметкой налогового органа импортера подтверждает вывоз товара и является документом, подтверждающим у экспортера нулевую ставку НДС и, соответственно, право на возврат налоговых вычетов по НДС из бюджета. С 1 июля нынешнего года для экспортеров был увеличен срок представления заявления в обоснование «нулевой» ставки НДС с 90 до 180 дней. Одна из основных причин увеличения срока — установление периода, достаточного для получения от покупателя и валютной выручки в оплату за поставленный товар, и установленного законодательством подтверждения экспорта.

Необходимо отметить, что проблемы с использованием в поставках товаров «фирм-однодневок» характерны для всех стран, где функционирует НДС. Проблема с мошенничеством по НДС, в том числе и при лжеэкспорте, даже вышла на первое место в Евросоюзе. По статистике, опубликованной Еврокомиссией в 2009 году, оценочная сумма потерь 25 стран ЕС по мошенничеству, связанному с НДС, составила около € 106,7 млрд., что составляет 12—20 % от общей суммы обязательства по НДС, или 7,8 % от ВВП всех стран Евросоюза. Эти данные показывают, что даже в странах с развитыми отношениями в сфере налогов и сильной судебной системой проблему злоупотреблений, вызванных НДС, в полном объеме не решить.

Международные договоры в области косвенного налогообложения применяются в Таможенном союзе уже полтора года. И, как и в любом новом деле, здесь немало проблем. Это обусловлено в том числе и особенностями механизма реализации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов, поскольку процедура налогового администрирования начинается на территории одного государства, а заканчивается на территории другого. Ранее все начиналось или заканчивалось на границе, где таможня контролировала перемещение товаров. Теперь же возникла необходимость взаимодействия с партнером по бизнесу в другом государстве не только по вопросам заключения и исполнения контрактов, но и по налоговым аспектам. Со своей стороны налоговые службы трех государств стараются организовать работу таким образом, чтобы снять все напряженные моменты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter