Нужна ли белорусскому театру иностранная режиссура?

Замахнулись на Вильяма нашего Шекспира

Нужна ли нашему театру прививка иностранной режиссуры?..

Нужна ли нашему театру прививка иностранной режиссуры? Если не уверены с ответом, возьмите подсказку «помощь зала», и публика вам ответит дружное «да». Тем более когда речь идет о раскованной и витальной украинской режиссуре, сочетающей в себе неизменную гоголевскую чертовщинку, модные тенденции и здоровое пижонство. Когда–то украинский режиссер Андрей Бакиров ставил в Купаловском театре «Сон в летнюю ночь», облачив наших актеров в странные одеяния, которым позавидовал бы и модельер Иван Айплатов.


Яркий, жизнерадостный, возвращающий театр к языческим корням, спектакль тогда стал событием. Было очевидно, что он на голову выше всего, что выходит с конвейера отечественного театрального производителя. Спектакль давно снят с афиши, но память о нем жива. Не худшая была постановка. И вот снова — Шекспир в украинском прочтении, на этот раз — на богатой в последнее время событиями сцене РТБД. Здесь прошла премьера украинской пьесы Виктора Понизова «Бегчы з Эльсiнора, альбо Гамлет навыварат» в постановке украинца Сергея Павлюка. Даю зуб: Павлюк будет бит, а премьера вызовет если не фурор, то повышенный, а у отдельных театралов, может быть, и нездоровый интерес — такого небольшая сцена на улице Кропоткина давно не видела. Какой ярлык ни вешай — чернуха, абсурд, подражательство, — все в точку. Павлюк накропал чистое хулиганство. Автор пьесы драматург Понизов пошел вслед за английской пьесой «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», где события «Гамлета» переложены с точки зрения второстепенных персонажей — придворных Розенкранца и Гильденстерна. Драматург решил представить, что бы могло произойти, если бы персонажи трагедии замахнулись и учинили бессмысленный и беспощадный бунт против Шекспира. Будто жить им в придуманном мире надоело. И в этом трюке есть своя логика: уж сколько версий классического «Гамлета» видел мир за время ее существования. Вполне можно себе предположить, что персонажи истории в наш технологичный век обрели плоть и кровь и слегка слетели с катушек от огромного количества трактовок.


Режиссер активно включается в предложенную драматургом игру. Насыщает и без того сложный и вывернутый наизнанку мир всяческими тревожными символами катастрофы — покореженными железными конструкциями, ржавыми бочками и раковинами. Самая настоящая помойка. Актеры то и дело надевают противогазы и под балканские ритмы в духе Горана Бреговича ритмично дергаются и подвывают. До крайнего экстремизма другого украинского режиссера — Андрея Жолдака — Павлюк, конечно, не доходит, но смотрит явно в его сторону.


Если это все еще то самое датское королевство, о котором писал Шекспир, то точно после какой–то глобальной катастрофы. А может, действие и вовсе происходит на том свете. Премьера открыта для критических замечаний, но в работе Сергея Павлюка есть подкупающая целостность и заразительность, какой давно не было на нашей сцене. Весь этот сумасшедший дом выстроен и скроен ладно. Жить в нем, конечно, не хочется. Но вот подглядеть в замочную скважину за его обитателями — почему нет?


А как такие перевертыши любят на международных фестивалях! Гамлетом на унитазе в XXI, правда, уже давно никого не удивишь, но за общий бунтарский дух и всполохи актерского вдохновения отметить могут.


Гротеск и абсурд — благодатное поле для перевоплощений. Для Кирилла Новицкого роль Гамлета — вообще первая крупная работа. Не боится быть смешным Сергей Шимко в роли Полония. Фактурны и полны мнимого величия Констатин Воронов (Король) и Валентин Соловьев (Клавдий). Женские образы запоминаются как–то меньше, кажется, что по–настоящему ни Гертруда, ни Офелия режиссера не занимали. Офелия вообще дана каким–то пунктиром: мелькает в нескольких сценах, оглянуться не успеваешь — уже достают бедняжку мертвую из ванны.


Главное в таком театре, какой предлагает Сергей Павлюк, как и в любом пороке — вовремя остановиться. Еще чуть–чуть больше эпатажа, танцев, музыки и пластики — и действие может превратиться в ситком, концертный номер из «Большой разницы», где вдруг решили спародировать шекспировского «Гамлета». Искушение перейти эту невидимую грань уж слишком велико. Тем более всем известно: там, где прошел украинец, англичанам делать нечего. Но в премьерных показах вкуса режиссеру и актерской группе, к счастью, достает.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №90 (24227). Вторник, 21 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter