Известный белорусский невролог Георгий Шанько убежден, что именно родители ответственны за их психическое неблагополучие
Что такое детские неврозы, наш собеседник знает не понаслышке. Каждый день к нему приезжают со всей республики встревоженные мамы со своими «нервными» ребятишками. В числе тяжелых случаев – телевизионная эпилепсия (болезнь поражает детей, часами не отходящих от телеэкрана). Всего же количество детских неврозов в Беларуси увеличилось за последние четыре десятилетия в 20 раз! Не счесть невротических нарушений, да и суицидальные попытки у подростков не редкость. Можно ли эти заболевания увидеть еще и в момент их «зачатия» и «обезвредить»? О непраздной в наш стремительный век проблеме мы беседуем с заведующим кафедрой детской неврологии Белорусской медицинской академии последипломного образования профессором Георгием Шанько (на снимке).
— Ни для кого не секрет, что нынешний 21-й век – век стрессов и депрессий. Не все, правда, знают, что многие психоневрологические заболевания человек приобретает в детском возрасте, а нередко – и до рождения. В нервной системе человека происходят изменения, которые потом остаются с ним на всю жизнь. И здесь на первый план выходит здоровый образ жизни. В моем представлении, это комплекс социальных, семейных, педагогических, общегигиенических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, гармоническое развитие человека. Такой образ жизни возможен в социально и психологически здоровой семье. Сегодня государство правильно ставит вопрос о демографической безопасности. Я согласен, пусть детей рождается больше. Но нельзя забывать, что именно здоровое и дееспособное поколение – залог экономического благополучия нации. Увы, с этим как раз у нас не все благополучно.
— Что вы имеете в виду?
— На протяжении очень долгого времени я наблюдал детей с серьезными нервными заболеваниями и пришел к выводу, что во многом сами матери провоцировали эти недуги. А сегодня научно доказано на самых разных уровнях, что психика человека начинает формироваться уже в дородовом состоянии. Очень важно поэтому, созданы ли оптимальные условия для развития эмбриона и плода, надежно ли тот защищен на всех стадиях формирования и развития. Конечно, было бы идеально оградить нашу женщину от стрессов, физических нагрузок, чтобы она целиком и полностью сосредоточилась на своей миссии, чтобы с любовью ожидала ребенка. Чтобы, наконец, мы смотрели на нее как на ангела, спустившегося с небес. Любили ее, ценили и уважали, поддерживали в ней хорошее настроение. Это особенно важно и в период грудного вскармливания, ведь стрессовое состояние матери крайне плохо отражается на здоровье новорожденного.
— Но ведь бывает и так, а я знаю немало таких примеров, когда младенец, напротив, здоров, семья вполне благополучная, а матерей беспокоит их каждый чих и писк?
— Очень часто, по моим наблюдениям, многие мамочки выдумывают болезни на пустом месте. «Ах, он кричит! Ах, пищит! Ему плохо!» — тревожатся они и умудряются убедить даже участковых педиатров в том, что у ребенка недуг и нужно срочно его лечить. Выписываются медпрепараты и так далее. Все это в конечном итоге (если действительно диагноз ошибочен и речь идет всего лишь об адаптационном синдроме) сказывается и на нервной системе малыша. В раннем неонатальном периоде младенец сам, подчеркиваю, приспосабливается к новым условиям существования, учится дышать и есть, и, конечно, все это сопровождается повышенным возбуждением. По данным ВОЗ, ребенок должен кричать или плакать, находиться в состоянии возбуждения 118 минут в сутки. Это норма. Это значит, что он живет. Дальше, сегодня стало модным выписывать новорожденных уже на пятые сутки. Это неверно. Его адаптация должна проходить в тех условиях, где он родился, под обязательным наблюдением врачей в течение семи дней. И это тоже залог его дальнейшего психического благополучия.
— Многие современные дети (сужу и по себе также) «залюблены» родителями, нередко избалованы, капризны, возбудимы. Где и когда родители совершили ошибку в их воспитании?
— С самых первых месяцев надо формировать у ребенка ответственность за свое поведение. Уже с первых лет жизни малыш должен четко знать, куда положил, например, штаны или игрушки (если упустить этот момент, он и до сорока лет будет кричать по утрам «где мои носки?» и тому подобное). Он должен учиться ухаживать за собой, соблюдать личную гигиену, ну и так далее. В 2—3 года нужно покупать ему игрушки не просто так, а за хорошее поведение, что-то хорошее. А у нас, особенно бабушки, носятся со своим «вундеркиндом» и выполняют его любой каприз. Все это формирует ребенка-потребителя, убежденного в том, что ему все должны, а он – никому и ничего. В итоге – если у него впоследствии не получается хорошо учиться, он начинает привлекать внимание окружающих дурным поведением. Это опять же своего рода психическое отклонение.
— Именно школа видится молодым родителям причиной всех бед…
— Да, сейчас очень многие папы и мамы считают, что школа в ответе за плохое поведение ребенка, его невротичность, снижение зрения и так далее. Им и в голову не приходит, что очень важный момент в воспитании был упущен гораздо раньше. Что именно они не смогли в свое время подготовить свое чадо к школе и труду.
Что касается самого процесса обучения, то, по моему мнению, не хватает нашей молодежи религиозного воспитания. В какой-то степени изучение библейских заповедей сформировало бы у подрастающего поколения нравственные устои. В конечном итоге это повысило бы и общую культуру населения. И, может быть, реже мы бы видели на наших улицах юношей и девушек с пивом и сигаретами в руках. Кстати, эти вредные привычки зачастую тоже итог незалеченной душевной травмы, неуверенности в себе. Многие говорят, что сигарета как бы успокаивает нервы. Но нет, заболевание уходит вглубь.
— Что же, по вашему мнению, может кардинально изменить эту ситуацию? Уменьшить влияние на ребенка психостимулирующих и психогенных воздействий?
— Я убежден в одном – здоровый образ жизни как первичная профилактика болезней должен стать философией жизни, потребностью каждого человека и общества в целом. Родители обязаны помочь своему ребенку освоиться в «здоровом» пространстве.