Заложники “дырявой” инструкции. Вслед за сеялками на поля устремляются другие «пахари» – дикие кабаны.

Как избавиться от этих незваных прожорливых «лесных братьев»? В Беларуси начинается посевная. Техника подготовлена, зерна и семян хватает. Однако аграрии и сельские жители ряда районов уже сейчас вполне резонно опасаются за судьбу будущего урожая. И причина не в каких-то неблагоприятных долгосрочных прогнозах синоптиков, настораживает другое “стихийное бедствие” — ожидающееся нашествие на засеянные поля и огороды отощавших за зиму диких кабанов, которые не прочь полакомиться упавшими в сырую весеннюю землю зернами. Как отвадить с сельхозугодий клыкастых разбойников? Куда обращаться в случае повреждения или уничтожения ими посевов? В каком случае можно рассчитывать на возмещение ущерба? И вообще — доколе будет продолжаться это “дикое свинство”? В поисках ответов на эти “хронические” вопросы корреспондент “НГ” решил сориентироваться на местности.

Как избавиться от этих незваных прожорливых «лесных братьев»?

В Беларуси начинается посевная. Техника подготовлена, зерна и семян хватает. Однако аграрии и сельские жители ряда районов уже сейчас вполне резонно опасаются за судьбу будущего урожая. И причина не в каких-то неблагоприятных долгосрочных прогнозах синоптиков, настораживает другое “стихийное бедствие” — ожидающееся нашествие на засеянные поля и огороды отощавших за зиму диких кабанов, которые не прочь полакомиться упавшими в сырую весеннюю землю зернами. Как отвадить с сельхозугодий клыкастых разбойников? Куда обращаться в случае повреждения или уничтожения ими посевов? В каком случае можно рассчитывать на возмещение ущерба? И вообще — доколе будет продолжаться это “дикое свинство”? В поисках ответов на эти “хронические” вопросы корреспондент “НГ” решил сориентироваться на местности.

Хоть из пушки пали!

Маргарита Петкевич, жительница деревни Карасино Браславского района, к нашествию диких кабанов давно привыкла. Пыталась отгородиться от них колючей проволокой, но незваные лесные гости стали валить столбы и рыть подкопы. На “колючке” зашелестели куски красной пленки, по периметру замаячили пугала — не помогло. Хозяйка призвала в помощники так называемого “электропастуха” — наутро весь огород опять был перекопан. А недавно вечером Маргарита Юльяновна вышла на крыльцо и нос к носу столкнулась с вепрем, который нагло рылся под яблоней. Рядом лаяла собака, посаженная на цепь, хозяйка гремела пустым ведром, кричала, но кабан не реагировал и ушел только утром.
— Пусть арендаторы охотничьих угодий огородят своих зверей или всю деревню с пашнями и сенокосами, — решила Маргарита Петкевич и написала обращение с просьбой разобраться в районную комиссию по предупреждению уничтожения или повреждения охотничьими животными сельскохозяйственных культур.

Глас вопиющего в пустыне

Председатель районной комиссии Николай Барановский третий год занимается проблемой потрав. Но помимо советов по выполнению запланированных мероприятий Николай Владимирович ничем помочь людям не может.
— С 2007 года, когда вышла “Инструкция по предотвращению потрав сельскохозяйственных и лесных культур дикими копытными животными и оценке ущерба, причиняемого этим культурам указанными животными”, мы стали беспомощными перед дикими кабанами, — констатирует председатель комиссии. — Среди мероприятий, обязательных для землепользователей, которые ведут сельское хозяйство, сегодня значится “огораживание и (или) охрана приусадебных участков... Огораживание от дикого кабана должно препятствовать проникновению кабана”. При таких условиях никаких шансов у землепользователей защитить свои права нет. Каким бы забором ни огораживал хозяин свою территорию, голодный кабан все равно проникает за него — перепрыгивает, подкапывает, просто ломает.
Со дня принятия инструкции ни одно прошение от пострадавших о возмещении ущерба не было удовлетворено. Адвокаты, проштудировав нормативные документы и наткнувшись на процитированную выше формулировку, заявляли, что выиграть дело невозможно.
— В 2008 году были определены три человека, которым, по мнению комиссии, нужно было в любом случае компенсировать нанесенный кабанами ущерб, — вспоминает Николай Баранов-
ский. — Пользователи провели огораживание своих территорий, установили электроизгороди, что давало им право надеяться на “возмещение ущерба, причиненного дикими копытными животными сельскохозяйственным посевам, пользователем охотничьих угодий в соответствии с пунктом 107 правил в случае исчерпывающего выполнения комплекса мероприятий по предотвращению ущерба”. Компенсации они не получили — ведь кабаны все равно проникли за ограждение.
Два года назад комиссия зарегистрировала 160 обращений от жителей района. В прошлом году их поступило только 47, но это свидетельствует лишь о том, что люди поняли: им не помогут, проблему надо решать самим.

Пострадай, но “не убий”

По мнению Николая Барановского, самое эффективное средство для отпугивания кабанов — “электропастух”. Но и у этого “сторожа” есть ряд ограничений: в дождь или сырость он практически не “кусается”, да и вдали от дома не установишь — того и гляди, снимут нечистые на руку люди. К слову, какое-нибудь народное средство типа “два провода в розетку” — вне закона. Как гласит пункт 6 инструкции, “принимаемые меры не должны приводить к гибели, ранению или заболеванию диких животных”.
— Из-за “бреши” в инструкции районные комиссии всегда оказываются “биты”, — подводит невеселый итог Николай Владимирович. Жителям сельской местности остается только брать кабанов в осаду или вообще бросать участки и надеяться на помощь арендаторов охотничьих угодий.

Гнать прочь с полей!

Так же пессимистично настроены и работники сельскохозяйственных производственных кооперативов Браславщины, которым потравы ежегодно приносят огромные убытки.
— “Не рекомендуется производить посев пшеницы, овса, ячменя, кукурузы, бобовых, посадку картофеля на  полях, примыкающих или расположенных среди  лесных массивов с высокой плотностью диких копытных животных. Необходимо создавать по границе охотничьих угодий с высокой плотностью копытных  буферные зоны за счет культивирования малопоедаемых дикими копытными животными сельскохозяйственных культур”, — цитирует инструкцию председатель СПК “Межаны” Леонид Крюков. — Поля Браславщины практически все мелкоконтурные. В СПК “Межаны” их контур составляет всего 2,6 гектара. Как на таких площадях засеять буферную зону? И вообще, что делать дальше?
Ответ на последний вопрос у председателя СПК свой:
— Нужно силами охотпользователя засевать отвлекающие поля в лесных массивах, вывозить в лес зерно для кабанов, а на полях стрелять зверя, тогда звери перестанут появляться в сельхоз-
угодьях. Я согласен даже выделять зерно для кормежки кабанов, если это защитит кооператив от ежегодных разорительных потрав.

“Можем только поплакать вместе”

По словам директора лесоохотничьего хозяйства “Браслав” Виктора Капашинова, Браслав-
ский район по обилию зверя уникален. В прошлом году только лимит отстрела кабанов был 1700 голов: половина всех диких свиней, добываемых в стране. После закрытия лимита их остается еще более тысячи. В Браславе много хуторов, на которых живут в основном старики. Зачастую они не имеют возможности даже огородить свои поля. Как-то нужно им помочь.
С этого года работники охотхозяйства действительно занялись отвлечением кабанов от по-дворий и полей СПК. Каждому лесничеству (по всей территории района) доведено задание засеять привлекательными для копытных зверей культурами свои собственные, пусть и небольшие, участки. Это должно способствовать “оттягиванию” кабанов от колхозных угодий и частных огородов. Кроме того, работники хозяйства посещают обиженных зверями людей, узнают причины кабаньего нашествия, отпугивают или отстреливают пришельцев.
— Пока действует несовершенная инструкция, больше ничем помочь мы не можем — только поплакать вместе, — разводит руками Виктор Капашинов.

Договоримся?

Вообще, отвлекающая тактика при грамотном подходе и более “щадящих” природных условиях может быть очень эффективна. Например, в лесоохотничьем хозяйстве Мозырского опытного лесхоза успешную борьбу с потравами ведут уже не первый год.
— Весной, когда засеваются колхозные поля, мы начинаем активно выкладывать корма на подкормочных площадках, — рассказал инженер по охотничьему хозяйству Мозырского лесхоза Георгий Камнацкий. — Кабану удобнее питаться на привычном месте, чем бродить по полям и выбирать зернышки. К слову, осенью, после уборки полей, можно зверя не подкармливать, свободно пускать на поля. Пропитание он себе найдет, подбирая то, что осталось.
Сначала над работниками Мозырского хозяйства коллеги по-
смеивались. Но метод оказался эффективным: даже в разгар весенней посевной кампании кабан отлучается только на водопой. С наиболее “упрямыми”, которые все же пытаются обедать на колхозных полях, работники лесоохотничьего хозяйства не церемонятся: распугивают кострами, иногда и выстрелами. Кстати, не из чувства альтруизма, а по специальным договорам, заключенным с СПК района. Текст договора начинается стандартно: “Согласно по-становлению Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 16.08.2007 г. № 44 “Об утверждении инструкции..., на основании Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты Исполнитель организовывает на территории сельхозугодий Заказчика отпугивание, добычу кабана с целью минимизации потрав силами своих работников и местных охотников”. А дальше с каждым заказчиком обсуждаются и утверждаются особые, одинаково приемлемые для обеих сторон, условия оплаты услуг.
Вопрос с потравами в сельхоз-угодьях юридических лиц, обладающих средствами для оплаты услуг по охране, в Мозырском районе был урегулирован. Оставалась проблема с подсобными хозяйствами селян. Работники охотхозяйства провели с директорами сельхоз-
предприятий совещание, на котором предложили меры по предот-
вращению потрав у крестьян: нарезать людям наделы как можно ближе к поселку, где фактор беспокойства никогда не прекращается.
Например, в деревне Заховичи Мозырского района людям дали наделы возле самой деревни, а площади, близкие к лесу и охраняемые по договору работниками охотхозяйства, засеял СПК. В результате местные жители остались довольны, хозяйство без претензий, ни одной жалобы из тех мест.

На письмо Маргариты Петкевич откликнулись работники лесоохотничьего хозяйства “Браслав”. Пришел один из егерей, произвел несколько выстрелов. Дикий кабан под яблоню к хозяйке ходить перестал. Надолго ли? И достаточно ли подобных мер? Сельские жители с не меньшим нетерпением, чем охотники, ждут появления новых Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, изменения в которых, как прогнозируется, существенно коснутся и “дырявой” инструкции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter