Республиканский семинар-совещание о работе с населением на местном уровне: итоги первого дня

Залог народного доверия

Задача государства остается неизменной — создавать условия для достойной жизни граждан, слушать и слышать их запросы

Уникальная система работы с обращениями граждан, налаженная в Беларуси и практически не имеющая аналогов в мире, доказала свою несомненную эффективность и как средство решения насущных проблем населения, и как мониторинговый инструмент. Однако и дальнейшее ее усовершенствование совсем не будет лишним. Таков основной лейтмотив двухдневного республиканского семинара-совещания «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне», проходящего 9 — 10 июня. Сегодня с участием ­Президента состоится его пленарное заседание. А накануне в Минске и Жодино провели работу шесть тематических секций, обсудивших взаимодействие власти и населения в различных отраслях народного хозяйства страны. В честь Года исторической памяти работа семинара-совещания началась с посещения мемориального комплекса «Масюковщинский лагерь смерти». О чем шла речь на этих секциях — в материалах наших корреспондентов.

Слушать и слышать запросы граждан

Мероприятие стартовало 9 июня в столичном Дворце Республики. Как отметил в приветственном слове Глава Администрации ­Президента Игорь Сергеенко, тема семинара определена не случайно:
— Какие бы перипетии не происходили у наших границ, какое бы давление на страну ни оказывали внешние силы, задача государства остается неизменной — создавать условия для достойной жизни граждан, слушать и слышать их запросы. Именно в этом залог народного доверия, без которого не может быть прорывного развития страны.

Игорь Сергеенко акцентировал, что стремительно меняющиеся технологии небывалыми темпами преобразовывают наше общество:

— Со стороны граждан растет требовательность к уровню предоставляемых государством услуг. Они все чаще стремятся принимать участие в решении вопросов местного значения, ожидают от государственных и местных органов власти большей информационной открытости. Но независимо от положения и статуса каждому человеку, как и прежде, хочется ощущать заботу государства, дающую уверенность в завтрашнем дне.

Глава Администрации напомнил слова ­Президента, сказанные в Послании белорусскому народу и Парламенту в январе текущего года: «В этих новых конституционных реалиях стремительно меняться предстоит и нашему государству, и общественным институтам. Современная система управления должна стать маневренной, наступательной, проактивной — ориентированной на упреждение и эффективное решение возникающих проблем». Игорь Сергеенко подчеркнул:

— Данное обстоятельство требует актуализации форм и методов работы с населением на местном уровне. А это предполагает широкий спектр вопросов: от работы депутатского корпуса до использования потенциала новых медиа в работе с населением.

Поэтому на семинар приглашены руководители местных органов управления и самоуправления, региональных СМИ, системы ЖКХ, специалисты по работе с обращениями граждан, депутаты всех уровней. Глава Администрации резюмировал:

— Наша цель — критически про­анализировать состояние дел в работе с населением, выработать конкретные предложения по ее совершенствованию, обменяться опытом.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Сергеенко, Глава Администрации ­Президента:

— Новое качество общества требует нового качества государственного управления, повышения инициативности и гибкости в деятельности власти. В масштабах страны в этом направлении сделан первый шаг — приняты изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, скрепившие новый общественный договор между гражданами и государством. Сохраняя социальные гарантии, культурные и исторические ценности, Основной Закон страны создает условия для развития самобытной модели управления общественными делами, где граждане и государство взаимодействуют на условиях взаимной социальной ответственности.

Голоса с мест

Особое внимание журналистов было приковано к секции № 3 «О работе депутатского корпуса, органов местного самоуправления с населением и направлениях ее совершенствования», заседание которой состоялось в Совете Республики. Напомним, в середине мая Глава государства жестко раскритиковал работу местных Советов. Проблемой было поручено заниматься председателю Совета Республики Наталье Кочановой. В четверг всевозможные формы и методы решения этого вопроса предлагались не только сенаторами и депутатами, к «мозговому штурму» подключили руководителей министерств и ведомств.


На вопрос «СБ. Беларусь сегодня»: «А чего, собственно, депутатам не хватает? Может быть, политического веса или знаний?» — Наталья Кочанова ответила: хватает всего. Главное — заниматься работой ответственно и понимать, что за ней стоят человеческие судьбы.

Вот конкретика от Натальи Кочановой. Что, например, сверхъестественного нужно для того, чтобы спилить дерево или прогрейдировать дорогу? Она ответила:

— Если это небольшие вопросы, которые может решать депутатский корпус вместе с людьми, их надо решать. Необязательно для того, чтобы навести порядок, вычистить или обкосить территорию, нужны какие-то средства. Можно депутату провести работу по наведению порядка, по обустройству своей территории вместе со своими избирателями. Должна быть инициатива. 

Увы, но многие избранники начинают теряться, когда задачку им предлагают решить, что называется, со звездочкой. Например, обращаются с проблемой качества воды. «У нас не хватает власти» — увы, не ответ. Наталья Кочанова напоминает депутатам: не можешь справиться с проблемой сам — обращайся выше.

— Да, я понимаю, что где-то надо финансирование, но для этого есть исполнительные органы власти, до которых необходимо достучаться, — говорит председатель Совета Республики. — Ты депутат, у тебя есть полномочия. Ты обязан прийти к тому ответственному лицу, которое занимается этим, и поставить серьезным образом вопрос.


Еще одна проблема — недостаток знаний. Одна ошибка, одно неверное действие или даже совет — и судьба человека поставлена на кон. Впрочем, и этот вопрос вполне решаем. По словам Натальи Кочановой, представителей как сельских, так и районных, городских и областных Советов депутатов приглашают на все мероприятия, которые проводит Совет Республики:

— Мы привлекаем их к своей работе, чтобы они видели, были вовлечены в те актуальные вопросы, которые сегодня есть в нашей стране. Мы понимаем, что надо эту работу продолжать. 
Сделаем все, чтобы к депутатскому корпусу нашей страны, к членам Совета Республики у народа было самое высокое доверие.

 Проходящий в эти дни семинар — как раз из подобных «обучающих» мероприятий.

— Многое было сделано и до него, — комментирует председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Русый. — В Докшицах мы рассмотрели подходы, как работать с пустующими, ветхими домами, как предоставить возможность получить земельные участки. Или вот еще один пример. Введены обновленные социальные стандарты. Как они материализуются? Что мешает, чтобы они нормально работали? 

И таких вопросов, которые волнуют белорусов изо дня в день, немало, подчеркнула Наталья Кочанова:
— В нашей работе всегда надо думать о том, услышали ли тебя люди и услышал ли ты их. Конечно, бывают разные вопросы, и очень непростые, но если относиться к этой работе неравнодушно, результат может быть значимым. Надо понимать, что если к тебе пришел человек, ты должен ему помочь. Если не можешь помочь в рамках закона — разъясни.
Кроме того, отметила спикер верхней палаты Парламента, для членов Совета Республики и депутатов работа с населением важна еще и потому, что это полноценный источник информации о том, как в нашей стране работают законы и насколько они актуальны и эффективны:

— Когда ты встречаешься с людьми, когда слышишь их вопросы, предложения, пожелания, то четко можешь определить, насколько востребована та или иная законодательная норма, нужна ли она сегодня или, возможно, уже устарела. Для того чтобы решить проблему, которая актуальна на сегодняшний день, где-то надо менять и законодательство.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Кочанова, председатель Совета Республики:

— Если к тебе человек обращается — это благо. Значит, тебе человек доверяет, значит, ты ему интересен, значит, к тебе люди придут. Поэтому говорить о том, что чего-то в этой работе депутатам не хватает, неправильно. Депутаты — это народные избранники, и они должны жить проблемами тех людей, которые им доверили эту власть. Тут по-другому работать нельзя. И тогда не будет тех вопросов, с которыми люди приходят к вышестоящему руководству.

С правдой на шаг впереди

В Жодино во Дворце культуры ОАО «БЕЛАЗ» прошло пленарное заседание секции № 1 «Потенциал традиционных и новых медиа в повышении качества работы местных органов власти с населением, обеспечении его участия в планировании регионального развития». Представители Министерства информации, госорганов и медиасферы, парламентарии обменялись опытом применения наиболее эффективных информационных форматов, методов коммуникации, которые помогают консолидировать общество в решении различных проблем и в планировании регионального развития.


Генеральный директор УП «Агентство «Минск-Новости», председатель правления Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев, выступивший модератором дискуссионной площадки, лаконично сказал о цели:
— Реализовать главную задачу, обозначенную ­Президентом, — говорить с людьми на понятном языке, уметь слушать их и слышать.
Более предметно тему раскрыл министр информации Владимир Перцов:

— Есть власть, есть наши люди, наши граждане и средства массовой коммуникации. Раньше было — информации. Принципиальное различие в том, что средства массовой коммуникации имеют двойной трафик, или обратную связь. И это дает нам широкие возможности для тесной связи со своими читателями и слушателями, которые делятся какими-то трудностями и проблемами, когда не в силах сами найти решение. В отличие от наших идейных оппонентов, которые подобные примеры используют как олицетворение бездействия власти, зачастую делая из мелкотемья проблему вселенского масштаба, мы должны реально помогать людям. Государственные СМИ, имея прямой выход на органы власти, могут не только осветить проблему, но и через обратную связь обозначить сроки ее решения.

Главный редактор «Аршанскай газеты» Анастасия Турок отметила, что стратегия взаимодействия региональных СМИ и местной власти на примере их издания действительно работает. Районным журналистам люди доверяют. Смело идут с самыми разными проблемами, подсказывают темы. О популярности районки говорят подписки на нее в соцсетях. Только в Instagram — более 20 тысяч подписчиков. Это привлекает и рекламодателей. За пять месяцев на своих интернет-ресурсах «Аршанская газета» заработала 6 тысяч рублей.


Не менее интересен опыт пресс-службы Лидского райисполкома, о котором рассказал глава района ­Сергей Ложечник:

— Создание своей пресс-службы — наш региональный ответ на вызовы современности. 
Расширение коммуникации власти и общества в условиях информационной войны — мера необходимая, она дает дополнительные возможности для укрепления имиджа власти. 
Мы добились того, чтобы сайт райисполкома стал первоисточником главных региональных новостей, стали сами открыто и доступно рассказывать о своих планах. Понимали, что если не расскажем мы, то расскажут другие. И не всегда объективно.

Удачным считает Сергей Ложечник и объединение районных информационных ресурсов в единый холдинг.

Много позитивных примеров взаимодействия власти и населения через региональные СМИ привела генеральный директор информационного агентства «Минская правда» Лариса Коршун. Любопытно, что в областной газете центрального региона можно почитать не только авторские колонки журналистов и авторитетных политических аналитиков, но и районных чиновников.


Начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Минского горисполкома Ольга Чемоданова остановилась на важности информационного противоборства в интернете:

— Наша задача выработать механизм, стратегию усилий государственных органов, общественных формирований и самой молодежи, чтобы в этом противоборстве занять роль спикера, который задает правила игры и их контролирует. Формируя информационную повестку от лица современной молодежи, деструктивные силы пытаются сформировать угодное для себя общество в нашей стране. Этого допустить нельзя.

Ольга Чемоданова подробно рассказала о конкурсах, патриотических и благотворительных проектах, которые были поддержаны столичной молодежью и успешно реализованы. При этом подчеркнула, что все они придуманы, подготовлены и реализованы самой молодежью. Власть в этих вопросах должна быть помощником, где-то советчиком.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Перцов, министр информации:

— Вы видите, как происходит эрозия всего права и правоотношений в цифровых медиа за последние месяцы и дни. Те правила, по которым мы играли полгода назад, изменились. Telegram при помощи тех же цифровых платформ начал выпиливать отдельные каналы, составные части одного из приложений. Это новая форма цифровой дискриминации, стерилизации одной конкретной соцсети или мессенджера. Почему блокируют Telegram-канал «Желтые сливы», на основании чего? Мы задали вопрос Google: кто дал им право цензурирования, стерилизации каналов. С другой стороны, мы радуемся, что это действенные наши новые медиа, которые их волнуют, нервируют, шатают, выводят из себя так, что они пошли на такие крайние меры, когда просто наплевательски относятся к тем же устоям, которым они нас учили.

Уметь разговаривать с людьми

В столичном историко-информационном центре работала секция № 4 «О совершенствовании форм и методов работы с обращениями граждан». Ее участники ознакомились с работой Центра информационно-коммуникационных технологий, а также историко-информационного центра связи и ОАО «Медицинская перспектива».

А затем начался большой и принципиальный разговор. Отмечалось, в частности, что в нашей стране разработан достаточно большой перечень методов работы с населением. Несмотря на это, когда гражданин прибегает к необходимости направления обращения в вышестоящие органы, мы понимаем, что где-то что-то не срабатывает в государственных органах для разрешения назревшего вопроса. Поэтому, как подчеркнул Первый заместитель Главы Администрации ­Президента Максим Рыженков, семинар направлен не только на усовершенствование работы с обращениями граждан, но и обмен опытом между специалистами, руководителями исполкомов, всеми заинтересованными, обучение практике общения и работы с людьми:


— Работа с обращениями — очень щепетильная и ответственная. И далеко не каждый человек, обладающий серьезными компетенциями по ряду направлений, может нормально разговаривать с человеком, разъясняя какие-то нюансы. В большинстве случаев человеку важно объяснить, как может быть решен его вопрос, в компетенцию каких госорганов это входит. А если это невозможно — объяснить, что гражданин использовал все варианты решения проблемы и дальнейшее движение невозможно.
По мнению Максима Рыженкова, зачастую представители власти просто не умеют разговаривать с людьми:

— Важно научить этому тех государственных служащих, которые занимаются обращениями граждан, день ото дня выслушивают людей, решают их вопросы в режиме телефонных линий, личных приемов.

Кроме того, все данные гражданам обещания следует неукоснительно исполнять, тогда будет и доверие к власти, уверен председатель Минского облисполкома Александр Турчин:
— Самое страшное в нашей работе — когда мы даем обещания и их не выполняем. Если дал обещание, хочешь или нет — ты обязан его выполнить. Тогда будет доверие населения к власти, тогда многие вопросы снимаются.
Глава Минской области отметил, что, когда идет речь о работе с обращениями граждан, всегда нужно быть честным. Недопустимы ситуации, когда обещаешь человеку выполнить его просьбу, но сам понимаешь, что это невозможно сделать в ближайшее время. В качестве показательного он привел пример, когда обещания перед населением были выполнены: так, в 2021‑м в Столбцах за год возвели новую школу:

— Когда приезжал ее открывать, люди прямо говорили: они не верили, что у нас это получится. Когда даешь обещание и его выполняешь — это ключевой момент.


Кстати, в Столбцовском районе практикуют инновационные формы работы с населением. Помимо традиционных, в числе которых приемы граждан, проведение прямых телефонных линий, встречи с трудовыми коллективами и по месту проживания, на регулярной основе проводятся диалоговые площадки с инициативными жителями района разных возрастов и представителями общественных организаций. Об эффективности таких мероприятий говорят и цифры. Как акцентировал председатель Столбцовского райисполкома Денис Колесень, только за прошлый год было проведено 35 диалоговых площадок, по итогам которых было принято и решено более 250 обращений граждан. Говоря об инновационных методах работы с населением, глава Столбцовщины обратил внимание, что на базе районной редакции был создан кол-центр, который ежедневно посредством телефонной связи, мессенджеров и электронной почты аккумулирует вопросы и предложения по развитию региона:

— Когда мы принимали решение о привлечении к данной работе средств массовой информации, были сомнения. Но после встреч поняли, насколько проделанная работа дает востребованный результат. Возможным это стало при соблюдении условия исключения формального подхода. И здесь хочется напомнить всем присутствующим, что важно не только уметь слушать, но и слышать людей.


С целью оперативного решения местных вопросов, поддержания инициатив и предложений граждан представителями районной власти был создан и активно развивается телеграм-канал «Столбцы. Люди и события», который сегодня служит одной из форм массовой коммуникации и работы с населением.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Рыженков, Первый заместитель Главы Администрации ­Президента:

— Совсем недавно мы разработали информационный портал — интегрированную систему для работы с обращениями граждан, которая поможет ориентироваться именно на системные, серьезные запросы граждан, позволит выделить вопросы, по которым люди обращаются чаще всего, и принять меры конкретного реагирования по обращению гражданина, аккумулировать обращения по одной теме, а также своевременно вносить изменения и корректировки в законодательство для повышения эффективности правоприменительной практики.

Время требует принципиально новых подходов

Тематическая секция № 2 «Взаимодействие с общественными объединениями по вопросам патриотического воспитания и социальной защиты населения. Поддержка молодежных общественных инициатив» — особенная. На пленарном заседании встретились два поколения: молодежь и люди, которым мы, без пафоса, благодарны за суверенную Беларусь. У этих поколений совершенно разный бэкграунд, идеи и мысли, но объединяет их главное — любовь к стране и стремление создать лучшее будущее. Познакомиться делегаты успели еще до пленарного заседания, в неформальной обстановке во время экскурсий. А говорили действительно много — о патриотическом воспитании, молодежных инициативах и новых возможностях для пожилых.


Только в партнерстве с общественными объединениями можно решить проблемы и молодых, и пожилых людей — сошлись во мнении участники семинара. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич уточнила:

— Работа нашего министерства очень многогранна и сопровождает человека через всю жизнь. А общественные объединения — наши надежные партнеры, которые помогают охватить все население. Мы проговорили, чего достигли и что нужно доработать, чтобы максимально обеспечить качественными социальными услугами граждан страны.

Министр ­обозначила не­сколь­­ко приоритетных направлений, среди них — семейная политика, ответственное отцовство и другие:

— От молодежи мы ждем повышения рождаемости. Это архисложная задача, потому что сегодня люди стали позже вступать в брак. Причем ребят нужно нацелить не просто на создание семьи, а на создание традиционной семьи. Второе — это социальная защита. Здесь речь о наших инвалидах, которых в стране 6 процентов, и пожилых людях. Нужно констатировать: общество стареет. По прогнозам, к 2030 году каждый пятый белорус будет старше 60 лет.
Поэтому у нас есть национальная стратегия активного долголетия для людей разных возрастов. Но мы также понимаем, каков спрос на социальное обслуживание. Чтобы никого не потерять и максимально оказать услуги, нужно работать только в партнерстве. Вместе мы сможем решить любую задачу.
Говорили участники секции и о проблемах, причем темы поднимались самые острые. Председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда раскритиковал несознательных руководителей предприятий, которые чисто формально относятся к важным вопросам, и уточнил:

— Один из важнейших вопросов для развития любого региона — привлечение молодежи. В последние годы молодые специалисты в большинстве своем не заинтересованы жить и трудиться в небольшом селе. Но изменить в один момент это невозможно. Мы обязаны создать условия для мотивации и совершенствовать законодательство. Федерация профсоюзов уделяет этому большое внимание. Например, наше обязательное требование ко всем профкомам — иметь в своем составе не менее 10 процентов молодежи (от общего количества членов). Также при профсоюзах созданы молодежные советы. В первое время работа была формальной, но сейчас ситуация иная: это активные люди, которые поднимают и решают проблемные вопросы.

Аплодисменты сорвала трогательная и эмоциональная речь председателя Белорусского союза женщин Елены Богдан, а мысль ее была проста:
— Мы должны научиться показывать то, что государство делает для людей. Потому что делается действительно очень много. Отсюда и складывается патриотизм. А патриотизм — это готовность встать на защиту, это альтруизм, это забота.

«Одно окно»: еще доступнее и удобнее

Сегодня по всей стране насчитывается 858 организаций, подключенных к программному продукту Национального центра электронных услуг «Одно окно». Большинство из них — из одноименной службы при местных органах власти. При этом за 2021 год пользователи осуществили почти полмиллиона административных процедур. Это число могло бы быть и больше, если бы к програм­мному обеспечению активнее подключались на периферии. Пока же в некоторых регионах по программам центра работает всего 3 процента потенциальных пользователей — дело в том, что на рынке есть альтернативные программные продукты.

Впрочем, в скором времени ситуация должна измениться в сторону НЦЭУ: к концу третьего квартала этого года планируется повсеместное обновление версии программы. Ожидается, что продукт станет более удобным, а предоставляемые им возможности в части получения сведений из подключенных реестров увеличатся вдвое, что должно заинтересовать большой круг потенциальных пользователей и в перспективе позволит отойти от привязки получения процедуры строго в определенном районе. На это во время пленарного заседания секции № 5 «Об эффективности и совершенствовании заявительного принципа работы службы «Одно окно» и информационном обеспечении населения» обратил внимание заместитель директора по коммерческим вопросам РУП «Национальный центр электронных услуг» Денис Жуков.


9 июня в Минск со всей страны съехалось более 80 председателей райисполкомов, чтобы ознакомиться с передовым опытом работы службы, обменяться опытом и мнениями на тему дальнейшего развития «Одного окна». Участники семинара побывали в администрации столичного Заводского района и в Минском райисполкоме, где узнали об опыте коллег. Во время пленарной части гости и эксперты обсудили насущные вопросы.

Министр юстиции Сергей Хоменко отметил:

— Актуальность встречи продиктована временем и вниманием к работе этого направления как одного из ключевых в части работы с обращениями граждан. Здесь необходимо системное сочетание участия целого ряда госорганов, чтобы выполнить задачу ­Президента быть ближе к населению. И работа службы «Одно окно» в этом ключе показательна.

Председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник подчеркнул:

— Беларусь — социально ориентированное государство, потому и возникла идея в свое время упростить процесс получения господдержки. Ведь раньше люди сталкивались с тем, что для получения помощи им необходимо было собрать множество документов, отчего порой опускались руки. И служба «Одно окно» максимально упростила этот процесс. 
Только в Гродненской области в 2021 году службой было осуществлено 667 тысяч административных процедур для граждан и 41 тысяча для юрлиц.
При этом сохраняется ряд проблемных и неоднозначных моментов. Некоторые из них обозначил председатель Гродненского облисполкома:

— Давайте посмотрим в будущее и подумаем, как эта служба будет развиваться в связи с развитием информационных технологий, внедрением ID-паспортов, в которых «защита» — подпись граждан, что позволит упростить многие процедуры. Надо также ставить цель собрать максимум административных процедур, с которыми сталкиваются граждане, интегрировать «Одно окно» в работу БТИ, ОГиМ, паспортно-визовую службу, определить подчинение службы, как должно идти формирование штата.


И ответы на некоторые поставленные вопросы тотчас прозвучали. Так, например, с 1 июля в структуре Минюста начнет работу управление по организации службы «Одно окно». Глава ведомства пояснил:

— Создание отдельного управления — первый шаг к координации деятельности службы «Одно окно» по всей стране. Рассчитываем, что оно будет осуществлять не только нормотворческую, но практическую деятельность.
В перспективе работа службы «Одно окно» должна прий­ти к тому, чтобы, находясь дома, каждый гражданин смог получить в электронном виде справку или ответ на запрос.
К СВЕДЕНИЮ

В ближайшие два-три года в электронный формат планируется перевести еще 450 административных процедур. Это коснется наиболее востребованных процедур в сфере жилищных, налоговых, таможенных отношений, государственной регистрации земельных участков и недвижимости.

Скорая помощь для жильца

Потек кран, пропала горячая вода, грязь у подъезда — от своевременного решения вопросов, касающихся работы жилищно-коммунальной сферы, зависит наш комфорт. Обращения граждан по поводу качества ЖКУ — одни из самых распространенных. Только с начала года на единый короткий номер 115 и на интернет-портал 115.бел от жителей страны поступило более 1 миллиона 660 тысяч заявок и претензий. И хотя это на 8 процентов меньше, чем в прошлом году, цифра весьма внушительная.


Отчасти и потому, что не всегда заявки людей выполняются безукоризненно. «Доходит до того, что ничего не сделано, а на бумаге заявка закрыта», — упрек ­Президента в адрес службы 115 прозвучал на апрельском совещании по актуальным вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства. О том, как повысить эффективность инновационного сервиса, шел деловой и заинтересованный разговор в ходе работы тематической секции № 6 «О совершенствовании работы и расширении сферы использования единой информационной системы 115.бел». Организаторами работы этой секции выступили Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Минский горисполком.

Прежде чем собраться на пленарное заседание, участники посетили ряд объектов: «Контакт-центр 115 г. Минска», УП «Минскводоканал», а также филиал «Единый расчетно-справочный центр г. Минска» в торговом центре «Столица». В центре внимания — новые формы работы с населением по эффективному решению на местах вопросов жилищно-коммунального хозяйства с использованием современных средств коммуникаций. Особое внимание — вопросам взаимодействия поставщиков услуг со службой 115. Тематика для обсуждения на секции выбрана не случайно, на чем заострил внимание в разговоре с корреспондентом нашего издательского дома министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Хмель:
— Наибольшее количество обращений граждан в государственные органы управления традиционно связано с вопросами ЖКХ, что вполне объяснимо: услугами отрасли пользуется каждый гражданин страны. Эти обращения рассматриваются, и мы видим, что есть системные недоработки, которые нужно исправлять. Они касаются широкого спектра вопросов: от кадров на местах до форм и методов работы с населением.
За последние годы жилищно-коммунальная сфера страны прошла своего рода цифровую модернизацию. Новыми формами работы с населением стали служба 115, система расчета ЖКУ, перевод административных процедур в электронный вид. Все это, безусловно, добавило комфорта людям.

— Вместе с тем служба 115 постоянно подвергается критике как со стороны населения, так и со стороны руководства нашей страны, — заострил внимание на пленарном заседании Андрей Хмель. — На совещании с участием ­Президента по вопросам ЖКХ служба также была раскритикована. Мы понимаем, что работа службы 115 состоит из нескольких этапов: прием заявки, ее передача, исполнение и закрытие. В приемах и передачах заявок проблем нет. Есть проблема с исполнением и закрытием. Достаточно много здесь бесхозяйственности и безответственности, когда заявки не выполняются, а формально закрываются, и при этом никто за это не несет никакой ответственности. Если председатель горисполкома, райисполкома эти вопросы отслеживает, то максимум, что грозит провинившемуся работнику или организации, — дисциплинарное взыскание.
За короткий срок служба 115, начавшая работу в Минске в ноябре 2015 года, а в 2018‑м распространившаяся по всей стране, стала не только удобным сервисом для населения, но и своего рода информационным ресурсом для местной власти.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter