Залог или поручитель? Пока без вариантов

Указ Президента № 302 «О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств» вступил в силу чуть более месяца назад. Согласно ему, сельчане могут взять в Белагропромбанке кругленькую сумму на покупку техники, удобрений или животных сроком на семь лет под пять процентов годовых. Сколько человек уже воспользовалось данным кредитом? В Белагропромбанке утверждают, что говорить об этом пока рано. Люди интересуются, присматриваются, собирают необходимые пакеты документов... Как будет дальше? Корреспондент «БН» попыталась разобраться на примере Горецкого района.

Что сдерживает кредитование личных подсобных хозяйств

Указ Президента № 302 «О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств» вступил в силу чуть более месяца назад. Согласно ему, сельчане могут взять в Белагропромбанке кругленькую сумму на покупку техники, удобрений или животных сроком на семь лет под пять процентов годовых. Сколько человек уже воспользовалось данным кредитом? В Белагропромбанке утверждают, что говорить об этом пока рано. Люди интересуются, присматриваются, собирают необходимые пакеты документов... Как будет дальше? Корреспондент «БН» попыталась разобраться на примере Горецкого района.

Вместе с председателем Горецкого райсовета депутатов Александром Попытаевым отправились в Маслаковский сельсовет — один из первых в районе по закупу молока у населения. По дороге мой собеседник рассказал, что пока в Горецком районе никто кредит на развитие личного подсобного хозяйства не брал. Как потом оказалось, многие из сельчан просто о нем не слышали, хоть новость не раз передавали по местному радио и публиковали в районной газете.

Валерий Яцына — хозяин одного из лучших подворий в Маслаках, куда нас завел председатель местного сельисполкома Виктор Сойкин. Валерий и его супруга Татьяна Тальмакова информацию о кредите восприняли без энтузиазма. Они привыкли рассчитывать только на себя. Сами купили электродойку, трактор, построили хороший уютный дом.

— Это на Западе люди привыкли жить в кредит, — поясняет Александр Попытаев. — А наши пока еще не «созрели», особенно сельчане.

Татьяна устроила экскурсию по своему шумному двору. В сарае повизгивают шестнадцать поросят, спасаются от жары в грязной луже шесть взрослых свиней. Пищат, крякают на все лады под сетками цыплята, утята и индюшата. А одними «квартирантами» личного подворья супруги даже смогли удивить.

— Пумба, иди ко мне, моя хорошая, — девушка скрылась в густом кустарнике. За «зеленой ширмой» послышалось радостное хрюканье, потом кусты зашевелились… Нас, чужаков, с любопытством рассматривали глаза-бусинки, забавный пятачок втягивал ноздрями воздух. Вроде опасности не представляем. В сопровождении хозяйки нам навстречу вышла вьетнамская свинка. Следом появился и Тимон — муж Пумбы. Валерий и Татьяна купили экзотическую парочку для своей пятилетней дочки Яны. Сначала вроде как баловство, а теперь всерьез собираются их разводить — «здесь же одно сплошное мясо». Соседи приходят к супругам на «вьетнамцев» поглазеть, но не более того.

А в нескольких десятках метров от дома, на лугу, пасутся три коровы и столько же телят.

— Хотим вырастить еще две телочки, чтобы пять коров было. Еще две сельсовет осенью обещал, — мечтательно произносят Татьяна и Валерий.

Разве не удивляет, что молодая семья (Тане всего двадцать семь лет) держит такое большое хозяйство? А председатель Маслаковского сельисполкома Виктор Сойкин на них не нарадуется. План по молоку здорово помогают выполнять.

— Когда жары не было, сдавали и по 70, и по 76 литров молока в день, теперь меньше — 50—60, — говорит молодая хозяйка. — В месяц можно миллион рублей заработать. А местное хозяйство нам помогает — дает по две тонны сена на корову. Остальное заготавливаем сами.

Соседи, кстати, в округе коров не держат. Если надо молоко — покупают у Татьяны.

Был в жизни супругов эпизод: решили стать горожанами, сняли в Орше квартиру, но выдержали всего три месяца — страсть как потянуло обратно в деревню. Татьяна ведь очень любит животных, работала фельдшером в местном хозяйстве. Валерий там же трудится строителем.

С недавних пор у молоко- сдатчиков Горецкого района появился дополнительный стимул не торопиться избавляться от буренок. Как раньше собирали молоко у населения? Сдают три деревни молоко, у одного жирность — 3,6 процента, у другого намного меньше, а молоко в общий котел сливают без разбору. В результате общая жирность получилась 3,2 процента, и платили, соответственно, всем поровну. Вроде мелочь, да каждая такая мелочь отбивает охоту у сельчан держать коров. А с начала июня по деревням Горецкого района ездит лаборант с маслосырзавода и берет анализы, теперь каждый молокосдатчик знает, что получит деньги по «справедливому» тарифу.

— Купить корову или поросенка работники хозяйства могут и у себя на работе, считай, в рассрочку, — замечает Виктор Сойкин. — Каждый месяц с зарплаты высчитывают определенную сумму. Зачем, спрашивается, платить проценты банку? А вообще, развитие личных подсобных хозяйств в будущем будет держаться на таких энтузиастах и трудоголиках, как Татьяна и Виктор. Это факт.

С ним согласна и Нина Дмитриева, молокосборщица деревни Маслаки, которую мы встретили на пустынной сельской улице. Сама она уже на пенсии, но работает ночным сторожем на ферме, а по утрам на телеге под звон бидонов собирает молоко — уже два года. Настоящая профи — «подозрительное» молоко определяет на глаз. Анализы подтверждают: не ошибается. В прошлом году по закупу молока у населения заняла третье место в области.

— Кто не боится труда и хочет зарабатывать деньги, тот неплохо будет себя чувствовать где угодно. А у нас в деревне есть и такие, что даже огород не сажают, — сокрушается Нина Дмитриева. — Теперь же в Маслаках всего четырнадцать коров осталось, а раньше в каждом дворе по рогуле было.

Всего на территории Маслаковского сельсовета находится 502 личных подсобных хозяйства. Владельцы 267 из них держат в лучшем случае только кур — это либо старики, либо молодежь, которой проще купить продукты в магазине. В целом за последние четыре года численность поголовья коров по всем сельским Советам Горецкого района снизилась, в отдельных сельсоветах меньше стали держать свиней, лошадей. Некоторые жители разводят овец, коз, кроликов.

Людмила Комкова из Маслаков уже на пенсии, поет в местном самодеятельном ансамбле «Весялосць» и держит крепкое личное подсобное хозяйство: индоуток, кроликов, кур, индюшек и коз. По весне выгоняла на поля стадо из двадцати двух «рогато-бородатых», теперь у нее только пять, остальных продала. Говорит, выгодное дело, и сена козам меньше надо, и молоко у них вкусное, полезное. Кормилица Фрося, например, в лучшие времена по пять литров молока в день давала.

— О кредитах на развитие личных подсобных хозяйств слышали? — интересуюсь.

— Нет, но дело хорошее, — узнав от нас подробности, делает вывод женщина. — Я бы себе трактор купила. Уж тогда бы и огород расширила, и хозяйство. А дадут? У меня пенсия — 360 тысяч рублей.

Вот еще одна проблема вырисовалась. Зарплаты на селе невысокие, требуется больше поручителей, одного-двух и то не всегда «наскребешь».

— Было бы неплохо, если бы кредит выдавали без поручителей, в залог будущей покупки. Тот же трактор или корову при случае банкротства банк мог бы продать и вернуть себе деньги, — рассуждает Александр Попытаев. — Тогда наверняка желающих воспользоваться кредитом было бы больше.

Елена ГОРДЕЙ, «БН»

Горецкий район

НА СНИМКАХ: «Взяла б кредит — купила трактор», — говорит Людмила КОМКОВА; вот уж кто удивил: Пумба и Татьяна ТАЛЬМАКОВА; Виктор СОЙКИН и Нина ДМИТРИЕВА верят, что будущее личных подсобных хозяйств принадлежит трудоголикам.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter