«Залетели» на панелях

На рынке необходим глаз да глаз. Овощи и фрукты высятся на прилавках вкусными пирамидами, плод к плоду – красота

На рынке необходим глаз да глаз. Овощи и фрукты высятся на прилавках вкусными пирамидами, плод к плоду – красота. Но редкий продавец отпускает товар с витрины. Большинство старается нагрузить пакет покупателя из ящика под прилавком. Могут втихаря и помидорчик с гнильцой подсунуть, и виноград увядший… Конечно, не все базарные торговцы подлогами промышляют, но такая схема сбыта неликвидного товара весьма распространенная. Увы, мелкое воровство на базаре почти неискоренимо. Ущерб от него невелик. Но, к сожалению, встречаются случаи, когда на «подменке» люди незаконно кладут себе в карман миллиарды рублей. Конечно, речь идет не о розничных торговцах, а о крупных поставщиках. И не фруктов, а, например, строительных материалов.

Американское может  стать белорусским

За расходованием государственных средств в Беларуси следят достаточно пристально. Крупные поставки без проведения тендера априори невозможны. Ни один руководитель предприятия не решится использовать бюджетные средства без проведения конкурсных торгов. С некоторыми шероховатостями и неточностями отечественные нормативно-правовые акты, в принципе, неплохие. По крайней мере, в большинстве случаев они заставляют покупателей, использующих государственные средства, выбирать наиболее оптимального поставщика. Впрочем, имеется в нашей тендерной системе и существенный пробел: многие требования и нормы «по умолчанию» предполагают – руководитель компании-покупателя кристально честен. Он всеми силами старается найти действительно оптимальный вариант на рынке, ему совершенно чужды корыстные интересы... Но, увы, природа человека многогранна... Хороших людей больше, чем воров, но последние лучше организованы. И тендерные законы не всегда становятся преградой для их махинаций.

Криминальную «многоходовку» провернули два года назад поставщики композитных алюминиевых панелей. История этой аферы началась в 2004 году. Тогда в свободной экономической зоне «Минск» появилась компания-инвестор из Прибалтики, которая учредила на белорусской территории фирму «Композитные алюминиевые панели». Налоговые и другие преференции, которые распространяются на резидентов СЭЗ, привлекают немало бизнесменов из-за рубежа. Правда, иностранные корни новой компании были весьма условными. Прибалтийскую компанию-учредителя контролировал белорусский гражданин Александр Юрченко, который сам себя устроил на должность финансового директора «Композитных алюминиевых панелей».

Завезли в СЭЗ «Минск» оборудование, сырье и в конце 2004 года начали выпускать продукцию. О качестве особенно не заботились, поэтому минские панели не «вписывались» в белорусские стандарты. А значит, и широкого хождения на рынке получить не могли. Но проблему со сбытом Юрченко решил: выступил учредителем компании ОДО «ЭВА Трейд», которую возглавила его супруга Виктория Кошелева. Эта компания выиграла тендер на поставку композитных панелей для реконструкции Национального аэропорта Минск. Правда, речь шла не о халтуре, штамповавшейся в СЭЗ «Минск», а о брендовой продукции американского производства. Тендерной комиссии были представлены все необходимые сертификаты, а также образцы панелей, которые успешно выдержали испытания, так как действительно были родом из США, либо качественного российского производства. Но их Юрченко с Кошелевой использовали лишь как демонстрационные экспонаты. На стройку они привозили панели, изготовленные собственной компанией…

Подвела  невнимательность

Ключевое действующее лицо в любом тендере – заказчик. Он определяет и параметры необходимой ему продукции, он же и проверяет ее соответствие всем требованиям и нормам при приемке от победителя торгов. По логике вещей покупатель в  первую очередь заинтересован в качестве товаров. Но случаются и исключения. Увы, некоторые лица клюют на личную заинтересованность в ущерб своим должностным обязанностям. А потом и на проделки поставщиков готовы закрывать глаза. Ведь в некотором роде общее дело делают, деля пополам мошенническую прибыль.

Такую комбинацию использовал и Юрченко. Как он нашел подход к начальнику филиала «Управление № 6» РУП «Ремонтно-строительный трест» Управления делами Президента Владимиру Юшкову – вопрос не принципиальный. Главное, что этот руководитель предприятия-подрядчика по реконструкции аэропорта принял к себе на баланс всю многочисленную партию композиционных панелей якобы американского производства. Причем подмены не заметил и проверять качество поставленных строительных материалов не стал. Таким образом было похищено 2,3 миллиарда бюджетных денег.

Сначала они поступали на счет филиала треста, потом перечислялись на счет «ЭВА Трейд». Эта компания «сбрасывала» средства на счет резидента СЭЗ «Композитные алюминиевые панели». По аналогичной схеме Юрченко и Кошелева осуществляли поставки на строительство Национальной библиотеки. Правда, в этот раз они панели собственного производства выставляли под видом российских…

Чудес  не  бывает

Не знаю, на какое чудо надеялись Юрченко и Кошелева, когда организовывали свою аферу. Сам по себе такой бизнес рискованный: можно оказаться в «офисе» с решетками на окнах и надзирателем у дверей. Еще понятно, когда левую продукцию сбывают на стройки второстепенных сооружений. Там еще можно надеяться, что стройнадзор не будет копаться и проверять нюансы… Но выдавать халтуру за качественную продукцию на объектах республиканского масштаба, возведение которых находится на контроле главы государства? Кроме как наглостью такой подход не назовешь. Когда воруют в тени, понять еще можно, но когда вытаскивать кошельки из карманов начинают под светом фонаря – подлинное бесстыдство. А оно наказуемо.

Не избежали сей участи и действующие лица «панельной» махинации. Сотрудники Комитета государственной безопасности в отличие от строителей разобрались в истинном происхождении «композитного алюминия». Минский городской суд признал Владимира Юшкова виновным в злоупотреблении служебным положением и приговорил его к 7 годам заключения. Александр Юрченко и Виктория Кошелева за мошенничество получили по 7 и 5 лет соответственно. Также по решению суда в счет причиненного государству ущерба у осужденных конфисковали 200 тысяч евро, находившихся на их личных счетах и счетах принадлежащих им фирм, несколько земельных участков с жилыми и хозяйственными постройками, производственное оборудование и автомобиль.

Занавес  еще  поднят?..

Приговор суда – как заключительный аккорд хорошей сказки. Правда восторжествовала, злодеи наказаны. Но перевернешь страницу и найдешь там новых отрицательных героев… Честь и хвала сотрудникам КГБ, которые грамотно вскрыли и распутали клубок махинаций, смогли возместить значительную часть причиненного преступниками ущерба. Но ведь в республике проводятся тысячи тендеров, в которых участвуют сотни компаний. И далеко не все из них соблюдают честные правила игры. И в последнее время все чаще всплывают факты поставки левого оборудования и техники или бывших в употреблении, которые выдают за новые. Так, одно из сельскохозяйственных предприятий приобрело бульдозер за 300 миллионов рублей, который по документам поставщика числился как новый, а на самом деле он был б/у. Естественно, не обошлось без «предварительного сговора» между коммерсантом и должностным лицом СПК. Несколько уголовных дел было возбуждено по фактам поставок запорной арматуры для белорусской энергосистемы. Опять же по документам эта продукция числилась как почти «свеженькая» (3—4 года), а на самом деле была изготовлена лет 10—15 назад…

Причины появления левых поставок давно объяснены психологами: срабатывает элементарная тяга людей к быстрой наживе. Увы, полностью из общества это свойство человеческой натуры искоренить невозможно. А посему необходимо ставить системные преграды. Ведь далеко не каждый домушник полезет в квартиру, где есть деньги, если они спрятаны в сейфе под сигнализацией. Полагаю, что на принципах глубокого эшелонирования необходимо выстраивать и тендерное законодательство. Например, ввести требование, чтобы к участию в конкурсных торгах допускались только официальные дилеры компаний-производителей, если речь идет о поставках импортного товара. Такой подход делает механизм закупок более прозрачным. Дилерский договор – документ серьезный. В большинстве случаев производители оборудования просто так в команду своих официальных представителей не зачисляют. Сначала проверяют потенциального партнера, заставляют его обеспечить соответствующие уровни квалификации персонала, кредитоспособности и так далее. Вот и появляется дополнительная защита от подделок.

Да и с белорусского рынка продукции промышленного назначения тогда исчезнет львиная доля «непонятных» поставщиков, которые зарабатывают сегодня исключительно на различных подтасовках. Подход, когда в тендерах участвуют исключительно официальные представители производителей, — барьер против различных злоупотреблений, который используется в большинстве стран мира. В Беларуси пока тендерное законодательство позволяет участвовать в торгах практически любой компании. Иногда возникает парадоксальная ситуация, когда несколько компаний предлагают совершенно одинаковое оборудование, но цена у них различается в 10 раз! Если все честные, такого быть не может! Возможно, если бы в конкурсе на поставку панелей для реконструкции аэропорта и Национальной библиотеки участвовали только дилеры, Юрченко и Кошелеву изначально отсекли бы от «кормушки». Тогда бы они не смогли причинить государству такой ущерб…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter