Почему лесхозы не могут продать на внутреннем рынке всю срубленную древесину

Залегли в штабелях

Сразу 2,1 млн кубометров древесины в остатке. Именно таковы запасы ценного сырья в лесхозах. Рубят они по плану. А вот некоторые переработчики явно выбились из своего графика закупки. Когда собираются наверстать и удастся ли Минлесхозу свести к минимуму остатки, узнавала корреспондент «Рэспублікі».

В планах на этот год — заготовить 22,5 млн ку-бометров древесины
Фото Артура ПРУПАСА


Сырье  стучится  в  двери

Актуальная проблема в лесу: короед не отступает. В этом году, похоже, будет побит прошлогодний антирекорд. За семь месяцев под лезвие пилы пошло около 6 млн кубометров древесины. В прошлом году, для сравнения, раньше времени пало около 8 млн кубов. В Минлесхозе признают: остановить неприятную ситуацию пока не могут, равно как и застопорить распоясавшихся вредителей. В нынешнем году только сплошные санитарные рубки прошли на площади свыше 20 тысяч гектаров. Объем точечных — в разы больше.

Впрочем, в ведомстве не теряют надежды преломить исход сражения за сосны в свою пользу. Ситуацию обрисовал начальник управления производства и реализации продукции Минлесхоза Александр Сурта:

— По нашим оценкам, в нынешнем году динамика рубок усыхающих насаждений сохранится, а в следующем — пойдет на спад. В            2020-м мы ожидаем, что выйдем на плановые объемы рубок, а доля внеплановых составит 15—20 процентов. Это около 3—4 млн кубометров в год. В принципе, такой объем в целом некритичный для дальнейшего возобновления ресурсов. В планах на этот год — заготовить 22,5 млн кубометров древесины. За полгода сделано больше половины намеченного. Казалось бы, неплохо. Да вот незадача: приходится ломать голову над тем, куда продать сырье. Александр Сурта признает: с начала мая есть проблемы с реализацией. Активно продавали древесину в первом квартале. Даже на 15 процентов «перегрузили» основных потребителей, включая предприятия концерна «Беллесбумпром» и Банка развития. Но в июне спрос и предложение выровнялись. А в июле ряд заводов объявил конвенционные запреты — по сути, это означает временный мораторий на покупку сырья. 

— «Конвенции» действуют, например, в адрес «Кроноспана», «ВМГ индустри». Из предприятий концерна мы грузим только «Пинскдреву», «Ивацевичдреву». Заводу газетной бумаги отправляем лишь хвойный пиловочник, но не балансы. У нас хватает древесины. Но не все ее берут — нет свободных площадей для выгрузки и хранения, — делится наблюдениями собеседник.

Остатки  не  сладки

Тем временем в самих лесхозах образуются невостребованные остатки. И хотя они постепенно уменьшаются, стремиться еще есть к чему. Судите сами: в начале года запасы составляли 2,3 млн кубометров древесины. К августу они сократились на две сотни тысяч кубов. Примечательно, что больше половины остатков — дровяная древесина, которая заготовлена в том числе и во время борьбы с короедом. Впрочем, к отопительному сезону эта графа полегчает. Планируется реализовать 627 тысяч кубометров сырья.

— Чтобы вы понимали: ведя плановые рубки, не всегда удается с лесосеки тотчас же вывезти лес. Там всегда остается около 400 тысяч кубометров древесины, из них три сотни тысяч — дровяной, — разъясняет нюансы Александр Сурта. — По итогам года на каждом виде франко — определенное место, где находится сырье, — складываются объемы, и получается общая цифра. Но такого, чтобы древесина гнила в лесу, нет. Мы не допустим, чтобы она потеряла свои технические качества. Еще около девяти сотен тысяч кубометров в остатках — более ценное сырье. Это по три сотни тысяч кубов пиловочника и различных балансов. Следом идут техсырье и другая продукция. Эти объемы будут уменьшаться до конца года. В одночасье мы их не переработаем. Надеемся, что без остановок будет работать Светлогорский ЦКК. В июле мы уже начали туда отгрузку — лесхозы Гомельской области пока автотранспортом поставляют на комбинат хвойные балансы. План на август — 70 тысяч кубов. Начальник управления внешнеэкономических связей и координации поставок на внутренний рынок концерна «Беллесбумпром» Виктор Кашпей подтверждает: в июле завод в Светлогорске приступил к работе. И даже произвел более 1,2 тысячи тонн целлюлозы. Более того, ее уже переработали. Получили, например, салфетки. Планируется, что к концу сентября завод выйдет на 75 процентов загрузки мощностей, а в первом полугодии следующего года — на все сто. Тогда завод ежегодно будет перерабатывать около 2,5 млн кубометров древесины и выпускать четыре сотни тысяч тонн продукции.

Лесхозы наращивают  переработку

Видя, что образуется своеобразный излишек сырья, Минлесхоз, для которого с нынешнего года действует запрет на экспорт кругляка, обращался к Президенту с просьбой сделать еще одно исключение. Идея поддержки не нашла. Так что в ведомстве до конца года составили графики снижения остатков. И прогнозируют их наличие не больше, чем среднемесячный объем заготовки, — около полутора миллионов кубометров. В то же время лесхозы наращивают у себя не только объемы и глубину переработки пиломатериалов, но и их продажи за рубеж. По словам Александра Сурты, за первые полгода объем экспорта вырос на 20 процентов в натуральном выражении и в полтора раза в стоимостном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. До конца года в лесхозах появятся еще восемь новых сушильных комплексов, а значит, качественной продукции станет больше. В полтора раза вырос спрос на окоренную и оцилиндрованную древесину. Да и цена в плюсе. Если раньше куб продавали по 70—80 евро, сейчас стоимость приблизилась к сотне. Экспорт пеллет и топливных брикетов также прибавил — почти в полтора раза в объеме и вдвое в деньгах. Схожая картина и с продажей топливной щепы.

В Минлесхозе до конца года составили графики снижения остатков и прогнозируют их наличие не больше, чем среднемесячный объем заготовки
Фото ГЛХУ "Белыничский лесхоз"


— Экспорт топливной щепы в натуральном выражении вырос в 1,8 раза, в стоимостном — в 2,5. До конца года мы должны поставить на экспорт по контрактам 1,2 млн кубометров щепы. Но не хватает вагонов. Каждый месяц должны грузить по 200 тысяч тонн, а получается в пределах 160. А ведь могли бы на щепу переработать часть дровяной древесины и снизить остатки. Тем более что спрос есть. Правда, порой случаются нюансы с партнерами, например, с литовскими и латышскими покупателями. Не всегда вовремя выгружают сырье в терминалах. Сегодня 800 вагонов стоит в Литве и 700 вагонов в Латвии. Поляки настолько затарились, что порой нет свободных площадей для хранения. Раньше мы с ними активно работали с августа по март, а сегодня каждый месяц грузим, как в пик сезона. Дело в том, что в странах Евросоюза активно сокращают потребление традиционных источников энергии и переходят на «зеленые». К такому шагу предприятия подталкивают субсидиями и установлением цен выше рыночных на «зеленую» энергию. Несмотря на это, догнать прошлогодние экспортные показатели в деньгах уже не получается. В прошлом году в том числе за счет продажи кругляка удалось заработать почти 150 млн долларов. Прогноз на нынешний год — 125—130 млн долларов. Хотя в Минлесхозе не скрывают, что будут искать возможности для увеличения этих сумм. Ведь, в конце концов, от этого во многом зависят экономика и развитие отрасли.

Вероника НИКИТИНА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter