“Закупорка” дорог,или Как, отправляясь в отпуск, не попасть в затор на границе

Чем длиннее выходные, тем больше работы. Такую формулу давно вывели для себя наши пограничники и таможенники. Белорусы стремятся максимально насыщенно провести свободные деньки. Например, съездить куда-нибудь за границу. Желание, в принципе, нормальное, но сопряженное с некоторыми трудностями, потому что жажда странствий зачастую охватывает “всех и сразу”.

Так было и в начале июля, когда в Беларуси выдалось сразу три выходных в честь Дня Независимости. В наиболее популярных пунктах пропуска пассажиропоток сразу вырос на 12 процентов. На первый взгляд немного, но на границе образовались заторы. В пункте пропуска “Каменный Лог” более ста автомобилей дожидались своей очереди на въезд в Литву. Аналогичная картина наблюдалась на украинском направлении, где большое количество машин скопилось в “Новой Гуте”. Автолюбителей предупреждали, что пересечь границу можно и через другие пункты пропуска. В ту же Литву было проще добраться через “Бенякони” и “Котловку”, а в Украину — через “Веселовку” и “Комарин”. Однако немногие прислушались к рекомендациям.
— Водители предпочитают те пункты пропуска, которые находятся на трассах международного сообщения. Практически все они модернизированы, обладают хорошей инфраструктурой. Также к ним ведут качественные дороги. Одно дело ехать к ближайшему пункту пропуска и по асфальтированной четырехполосной трассе и совсем другое — к удаленному и по щебеночно-грунтовой двухколейке, — объясняет популярность “Новой Гуты” и “Каменного Лога” сотрудник управления пограничного контроля Госпогранкомитета Беларуси Сергей Четвертков.
Причины пробок на границе самые разные. Когда в Украине произошел обвал гривны, жители белорусского приграничья быстро сориентировались и стали ездить к соседям за дешевым ширпотребом. Пик пассажиропотока приходился на те дни, когда работают украинские рынки, — среду, субботу и воскресенье. Таможенникам приходилось тщательно досматривать современных “коробейников”.
В сезон отпусков на украинском направлении тоже многолюдно. Кто-то едет на машине в Крым, кто-то — автобусом на экскурсию. К слову, именно во время экскурсионной поездки наиболее велика вероятность попасть в пробку. Туры в Украину организуют разные фирмы, однако предлагаемая ими программа во многом совпадает. В том числе и в графике маршрута. Когда в пункт пропуска одновременно прибывает 20 автобусов с туристами, то затор возникает самым естественным образом. И ладно еще с белорусской стороны. Здесь пропускная способность зачастую в полтора раза выше, чем с украинской. А вот на обратном пути...
Использовать объездные дороги турфирмы не хотят. От оживленной “Новой Гуты” до относительно тихой “Веселовки” — 80 километров. Но это только по линии государственной границы. По трассе набежит еще больше. Для организаторов туристических путешествий это дополнительные затраты времени, топлива и ресурса транспортных средств. Собственно, по тем же причинам не спешат в объезд и индивидуальные владельцы автомобилей. Они считают, что дешевле два часа простоять в очереди, чем провести это время в пути. Хотя знающие люди отмечают, что и пробка забирает немало топлива. И простоять в ней можно не два часа, а гораздо больше.
Чтобы сделать непопулярные пункты пропуска популярными, надо много денег. Известно, что на реконструкцию пунктов пропуска “Брузги” и “Берестовица” было потрачено 360 и 233 миллиона российских рублей соответственно (значительная часть финансирования осуществлялась из бюджета Союзного государства). И это далеко не все вложения. К обустроенному пункту пропуска должна вести и соответствующая дорога, что стоит еще дороже...
Что касается литовского и польского направлений, то здесь ситуация несколько осложнилась после того, как наши соседи примкнули к Шенгенскому договору. И вопрос не только в дорогих визах. Раньше у Беларуси с Литвой и у Беларуси с Польшей было много межгосударственных пунктов пропуска, ими могли пользоваться все граждане граничащих стран. Однако в зоне Шенген такого понятия, как межгосударственный пункт пропуска, не существует. А потому в большинстве своем они переделаны в упрощенные пункты пропуска и предназначаются только для жителей приграничья. Особого ажиотажа там не наблюдается. Основные потоки пассажиров следуют через международные пункты пропуска. Как правило, без особых затруднений, хотя и без внештатных ситуаций не обходится. Можно вспомнить прошлогоднюю забастовку польских таможенников, в результате которой дальнобойщики по нескольку суток проводили в ожидании перехода.
В начале этого года перевозчики столкнулись с нововведением на границе с Литвой и Латвией — их обязали заполнять таможенные декларации в электронном виде. Мало того, что эта процедура сама по себе новая и непривычная, так еще и система, через которую она осуществлялась, периодически давала сбои. Это тоже привело к затруднению движения.
— Если собираетесь за границу, то заранее планируйте свой маршрут, узнайте о загруженности пунктов пропуска. Информацию можно получить на официальном сайте Госпогранкомитета (gpk.gov.by), а если вы уже находитесь в пути — то с помощью WAP-услуги на мобильном телефоне. Для этого наберите адрес wap.gpk.gov.by. Здесь есть информация об очередях в пунктах пропуска, — рекомендует Сергей Четвертков. — Данные обновляются три раза в сутки — в 8.00, 15.00 и 20.00. Именно в эти часы на погранпереходах наблюдаются пиковые нагрузки.

Справка “НГ”

* По итогам 2008 года пассажиропоток через государственную границу Республики Беларусь снизился на 9,3 процента (с 25,6 до 23,2 миллиона человек). При этом белорусов пересекло границу меньше на 15,7 процента. Наибольший спад пассажиропотока по сравнению с 2007 годом — 42,6 процента — отмечен на польском направлении. Основной причиной этого стало повышение стоимости виз для граждан Беларуси.
В этом году пассажиропоток через нашу границу снизился еще на 4,4 процента, транспортный поток — на 6,4. Причем в польском направлении увеличился на 13 процентов.
* В первом полугодии самым востребованным в стране пунктом пропуска стали “Брузги”, что на белорусско-польской границе. Через него на выезд проследовало около 500 тысяч человек. Через “Новую Гуту” в Украину выехало примерно 400 тысяч человек, а через “Мокраны” — 350 тысяч. В направлении Литвы наиболее загружен “Каменный Лог”. Он пропустил около 300 тысяч человек. Через национальный аэропорт “Минск” из Беларуси выехало порядка 200 тысяч человек.

 Информация к сведению Что можно ввезти в Беларусь?

Товары личного пользования
Их таможенная стоимость не должна превышать 1000 евро и весить не более 35 килограммов.
Алкоголь
Беспошлинно можно ввезти 2 литра алкогольных напитков на человека и только лицам старше 18 лет. Еще разрешается ввезти три литра алкоголя, но с уплатой пошлины 20 евро за литр. Пиво относится к алкогольным напиткам в случае, если массовая доля спирта в нем составит 7 процентов и более. В противном случае пиво ввозится как обычный товар.
Сигареты
200 штук сигарет либо 200 граммов табака или иных табачных изделий на человека и только лицам старше 18 лет.
Продукты питания
С 1 июля по 31 декабря разрешено ввезти до 300 килограммов продуктов питания, выращенных на личных участках в сопредельных странах — членах СНГ. Право собственности на такие участки должно быть документально подтверждено.
С 1 июня по 31 октября из стран СНГ можно беспошлинно ввозить до 30 килограммов продуктов. В остальное время — столько же, сколько и из других стран. То есть не более 5 килограммов на человека.
Строительные товары
Облагаются таможенной пошлиной в размере 4 евро за килограмм.
Бытовая техника
Практически вся облагается таможенной пошлиной. За газовую и электрическую плиту, а также холодильник надо заплатить 50 евро, микроволновку, вытяжку или кухонный комбайн — 25 евро. Стиральная машина — от 50 евро. Швейная машинка — 40 евро, обычный телевизор — от 30 евро, с жидкокристаллическим экраном — от 500 евро. Отопительный котел — 100 евро.
Более подробную информацию можно получить на официальном сайте Государственного таможенного комитета: www.customs.gov.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter