Клишевич: внезапное прозрение Еврокомиссии в отношении Польши имеет вполне явное экономическое обоснование

Двойная игра марионеток

Не рой другому яму, сам в нее попадешь. Пословица хорошо известна в Польше, но именно так и случилось в Варшаве, которая в последнее время активно вмешивалась во внутренние дела нашей страны, призывала Евросоюз расширить против нас санкции, открыто оказывала поддержку беглым, финансировала экстремистские СМИ. Не так давно Еврокомиссия потребовала ввести санкции против Польши из-за скандального решения о верховенстве польской Конституции над европейскими законами. Премьер-министр Моравецкий осудил шантаж. Какими могут быть последствия попытки подорвать устои ЕС и как это может отразиться на ситуации в Беларуси?

Дело в том, что позиция США в Европе резко ослабла после отказа продавать законтрактованный сжиженный газ, который американцы отправили в Азию и Китай ради получения больших прибылей. Сейчас в ЕС разворачиваются сразу два кризиса — нехватки электрической энергии и природного газа, необходимого для ее выработки. И хотя СМИ по привычке обвиняют в проблемах Россию, их руководящие центры прекрасно осведомлены о реальных причинах недопоставки примерно 9 миллиардов кубометров американского газа.

Все это создало неблагоприятную для Польши перспективу, поскольку в своей внешней, да и внутренней, политике она ориентируется в первую очередь на одобрение США, а не своих европейских партнеров. А так как Варшаву в Европе воспринимают именно как американского сателлита, отношение к ней крайне жесткое. Более того, ситуацию усугубил миграционный кризис. Сейчас хорошо слышны голоса Италии, Греции, Испании, которые последние 8—10 лет принимали основной удар нелегальной миграции. С их точки зрения, Польша, которая ничего не делала для размещения у себя средиземноморских мигрантов, не имеет права на получение аналогичных дотаций.

Более того, из средств Еврокомиссии (по крайней мере, это раньше так декларировалось) должны финансироваться не заборы, польские спецслужбы или какие-то парамилитарные группы с палками и ножами, как предлагают поляки, а гуманитарные программы, направленные на расселение и адаптацию мигрантов в европейском обществе. Однако крайне правое польское правительство на это не пойдет ни в какой форме.

Поэтому возможны самые разные варианты. Например, Польша не будет препятствовать потоку беженцев и организует их подвоз к границам Германии. Так будет обеспечен самый эффективный коридор миграции: Сирия, Ирак — Германия. В него могут устремиться сотни тысяч беженцев. К слову, польско-германская граница никак не оборудована, там присутствуют в лучшем случае только транспортные КПП. Тем самым фактически удастся шантажировать Еврокомиссию, создавая прямую угрозу для Германии.

Если же говорить в целом, то эти проблемы появились не вчера и связаны они с сильным американским влиянием на бывшие страны соцлагеря и Балтии. По мере расширения НАТО на восток и укрепления России эти государства выполняют специфическую задачу — создают буферную зону вокруг ОДКБ, как раз на случай той самой третьей мировой войны, о которой недавно громко заявил Моравецкий. То есть американскими центрами НАТО эта территория рассматривается как потенциальное поле боя, и заокеанские кураторы практически ничего не вкладывают в данные государства, развивая там только военную инфраструктуру или размещая системы ПРО, которые, кстати, могут быть использованы как наступательное оружие.

Более того, Польша практически единственная в Восточной Европе сохранила оборонно-промышленный комплекс и трудовые резервы. Это дает возможность американцам использовать ее в том числе и как основной плацдарм для ротации войск.

Сегодня вся эта сложная американская подготовка начинает себя проявлять. То есть, как только наступает конфликт экономических интересов США и ЕС, государства-перебежчики, наподобие Польши, тут же оказываются в центре противостояния. А это значит, что их реальная политическая позиция крайне неустойчивая, несмотря на агрессивные заявления, которые звучат уже не в отношении Беларуси, а в адрес Еврокомиссии.

В долгосрочной перспективе это может привести к углублению противоречий, вплоть до разрыва ряда договоренностей с Брюсселем. Но надо понимать, что за действиями Варшавы, как и за тем же брекситом, стоят США. Им выгодна любая нестабильность в Европе. И не так важно, где именно она будет организована — на польско-белорусской, польско-немецкой или российско-украинской границе. Все это — потенциальные очаги, которые помогут ослабить политическое влияние европейского блока.

А затем, очевидно, США потребуют от ЕС более жесткой позиции по Китаю. Потому что и белорусские, и польские проблемы для Вашингтона сегодня, мягко говоря, третьестепенны. Главная задача, над которой они работают, — политическая, экономическая и военная изоляция Китая (он сегодня рассматривается как основной конкурент США). Ослабляя и ставя под полный контроль Европу, они постараются максимально вовлечь ее в противостояние с КНР, сначала разорвав торгово-экономические связи, а затем нарастив военное присутствие в сфере влияния Пекина.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter