Закрытый урок

В сентябре за парты не сели ученики 16 школ Гродненской области. Здания, где они учились, теперь закрыты. Ситуация адекватна сложившейся тенденции. Детей на селе с каждым годом все меньше, классы пустуют. Только с 2004 года на Гродненщине расформировано 160 школ, более 40 детских садов и интернатов. Что потом происходит с бесхозной школьной недвижимостью? Можно ли от этих пустующих зданий получить выгоду?..

В сентябре за парты не сели ученики 16 школ Гродненской области. Здания, где они учились, теперь закрыты. Ситуация адекватна сложившейся тенденции. Детей на селе с каждым годом все меньше, классы пустуют. Только с 2004 года на Гродненщине расформировано 160 школ, более 40 детских садов и интернатов. Что потом происходит с бесхозной школьной недвижимостью? Можно ли от этих пустующих зданий получить выгоду?


Каждый раз, когда я проезжаю мимо своей деревенской «восьмилетки» в Щучинском районе, обязательно посмотрю в ее сторону. Еще стоит и издалека как будто мало изменилась. Только решетки на окнах выдают истинное положение дел. Школу, в которой раньше училось свыше 200 ребят, закрыли более двух десятков лет назад. Классы переоборудовали под помещения для осужденных, отбывавших срок на «химии». Неприятные были тогда ощущения от увиденного...


Теперь и осужденных в бывшей школе нет. Состарившееся деревянное здание давно пустует. В тиши деревьев, между парком и садом, будет доживать свой век...


Школе в бывшей деревне Колбасино Гродненского района (2 года назад деревню присоединили к Гродно — Прим. авт.) повезло меньше. Из–за недостатка учеников ее закрыли только минувшим летом. Но не успел там прозвучать последний звонок, как здание стали разворовывать по частям. Бесцеремонно вырывали окна, двери, батареи, проломили пол... Вряд ли там орудовали приезжие варвары. Скорее всего, на грязное дело пошли местные жители. Возможно, и те, кто сам когда–то сидел за партой в этой школе. Вот только где в то время был участковый милиционер?


Варварство в Колбасино остановили. Отдел образования администрации Октябрьского района Гродно, на балансе которого находится здание бывшей школы, ищет организацию, которой хочет сдать в аренду помещения или просто передать их кому–то в собственность. А вот жильцы соседних улиц высказываются за то, чтобы открыть там магазин.


Вариантов немало, и они касаются не только бывшей Колбасинской школы. Заведующая планово–экономическим сектором управления образования Гродненского облисполкома Лилия Гульник разъяснила мне любопытную школьную арифметику:


— Сейчас на балансе районных отделов образования находится 136 различных школьных объектов, которые раньше были закрыты. Ежегодно решается судьба только 30 — 40 зданий, а остальные продолжают «висеть». К ним добавляются новые. За прошлый год безвозмездно передали сельскохозяйственным предприятиям 27 таких объектов, списали 15 ветхих и аварийных строений. Некоторые помещения сдаем в аренду. До двух третей выставляем на продажу.


Но продать школьное здание трудно, особенно если оно находится далеко от города. Да и условия торгов часто отталкивают покупателя. На аукционе ему предлагают заплатить за здание по максимальной цене. Однако вряд ли кто захочет сразу выложить кругленькую сумму. Клиент ждет скидок, и они появляются, но только поэтапно на следующих аукционах. А к тому времени интерес у человека к покупке может пропасть. Неудивительно, что из–за таких сложных торговых головоломок школьные здания на аукционах не в ходу. В прошлом году с молотка ушло всего 5 таких объектов, а сегодня их в списке значится еще 81. С такими черепашьими темпами не скоро придется рассчитывать на продажу последнего пустующего здания.


Между тем закрыть на замок школьные двери совсем не пустяковое дело. Это еще и накладно для скромных бюджетов отделов образования. На каждую пустующую школу по нормам выделяется 4,5 ставки сторожей. И хотя зарплаты у них небольшие, но в месяц с учетом налогов набегает около 2 миллионов рублей. И чем дольше простоит здание, тем больше понадобится денег на его содержание.


С такой проблемой нынче столкнулись в деревне Рыбница Гродненского района. Около 30 лет назад там построили из блоков двухэтажную школу. Когда осталось всего 17 учеников, занятия решили прекратить. Но что делать с добротным и крепким зданием? Пока его судьба окончательно не определена. Но в Рыбнице в отличие от других мест вход в школу оставили открытым.


— Сделали так потому, что хотели чем–то занять деревенских детей, — объясняет мотивы такого решения начальник отдела образования Гродненского райисполкома Александр Савцов. — Они хоть и учатся уже в другой школе, но живут–то здесь. В здании по–прежнему работает библиотека, можно пользоваться компьютерами. В свободное от уроков время ребята посещают различные кружки, играют в спортивном зале.


Неплохой вариант. Хоть и временный. Ведь помещения в таких зданиях должны использоваться с максимальной пользой. В Рыбнице этого тоже ждут.


Комментарий


Начальник управления образования Гродненского облисполкома Александр Сегодник:


— Каждая закрытая школа у нас на особом счету. Здания или продаем, или передаем другому хозяину. Это не касается ветхих построек, которые уже невозможно обновить. Часто бывшие школьные помещения перепрофилируем. Например, открываем там детсады. У нас нет проблем с подвозом детей в соседние школы. Для этого только за последние 10 лет купили 121 автобус. Но закрываются не только школы, но и интернаты, в области их стало на 8 меньше. Связано это с тем, что детей надо возвращать в семьи. Если не в свои, то в замещающие. Ребенку так будет лучше.


Справка «СБ»


В Гродненской области за последние 7 лет закрыто 201 учреждение образования, в том числе 160 начальных и базовых школ. Больше всего пустующих зданий появилось в 2007 году — 57, в 2006 году — 33.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter