Уникальные тренажеры для детей с особенностями разработал школьник из Минска

Закрой болезнь на ключ

Уникальные тренажеры для детей с церебральным параличом и другими особенностями психофизического развития разработал обыкновенный девятиклассник из Минска. Аналогов в Беларуси им нет. Необычные изобретения способствуют также развитию дошкольников и младших школьников. Руководитель проекта предлагает внедрить свою разработку в систему образования. Корреспондент «Р» встретилась с юным изобретателем. 

Иван ЗОЛОТАРЕВ — автор разработки уникальных тренажеров

На базе средней школы № 111 Минска занимается 17 детей с особенностями психофизического развития. К каждому необходим особый подход. Руководитель по адаптивной физической культуре Наталья Чирицо проводит групповые и индивидуальные занятия. Комната поделена на специально обустроенные зоны. А рядом в помощь педагогу авторские тренажеры и оборудование для всестороннего развития детей с ОПФР. Их придумал ученик 9-го класса Иван Золотарев. «Разноцветный лабиринт», «Пружинка», «Волшебный ящик» и другие приспособления обучают детей важным в бытовой и школьной жизни навыкам: держать ручку, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, открывать ключом замок. 

Казалось бы, взять в руку карандаш — проще простого. Но не для ребенка с особенностями в развитии. Каждый навык ему дается с большим усилием. Иван Золотарев нашел способ облегчить обучение этим детям. Ему помогали педагоги и психологи школы. В классе может потренировать моторику любой ученик начальной школы. 

У «Разноцветного лабиринта» второклассник Миша Суворов. Михаил удерживает одной рукой шарик. Иван дает ему задание: «Проводить пальцами фигурку в правый верхний угол. Мальчик катит шар по лабиринту. У него это не вызывает особого труда. Руководитель проекта Наталья Чирицо акцентирует, что учащемуся, например, с ДЦП даже захват шарика дается очень непросто и далеко не сразу. 

Наталья ЧИРИЦО показывает «Волшебный ящик».

— «Разноцветный лабиринт» научает ребят двигаться в пространстве, осознавать, где право и лево, тренирует вращательные движения верхних и нижних конечностей, — демонстрирует нам возможности изобретения педагог. — Кроме того, занятия на этом оборудовании помогают развивать мелкую и крупную моторику, различать величину, форму и цвет, стимулируют работу органов зрения. У нас занимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда поражены верхние и нижние конечности. Очень важно подготовить руку такого ребенка к письму. И специальные приспособления тут как нельзя кстати. 

Иван Золотарев изготавливал тренажеры вместе с учителем трудового обучения. Из вторичного сырья. В ход пошли старая мебель, обрезки ткани, пуговицы, шнурки. Неравнодушные к делу принесли старые замки и ключи. 

Производство такого оборудования не требует больших материальных затрат. Автор и руководитель проекта надеются, что разработку внедрят в систему образования. Найдутся и производители оборудования в стране. Ведь его можно использовать не только в работе с особенными детьми, но и с обычными школьниками, развивая ребят в игровой форме. Специалисты из Минского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями оценили проект и не против иметь такие тренажеры в учреждении.

Незамысловатая пружинка c рукоятью служит для разработки лучезапястного сустава. А «Волшебный ящик» с пуговицами, шнурками, замками помогает ребенку обслужить себя. Наталья показывает, как тренажер облегчает обучение: «Волшебный ящик» легко можно перенести в любое пространство комнаты, где наиболее комфортно заниматься. Например, ребенок с особенностями психофизического развития не может застегнуть самостоятельно пуговицу. Вот участок, где он тренируется застегивать вверх и вниз. Когда навык отработан, это легче сделать на своей кофточке. Таким же образом учимся завязывать и развязывать шнурки. — Наталья находит на ящике связку ключей и подносит один из них к замку. — Здесь три ключа, а ребенку нужно подобрать только один. Так он учится пользоваться замками».

Гоняя шары по разноцветному лабиринту, дети развивают моторику рук

За другим тренажером Иван просит ученика второго класса Михаила Шерякова накрутить гайки на разные шурупы. Автор идеи говорит, что иногда и старшеклассники теряются в большом количестве крепежа. Но Ваня не из тех, кто упрощает задачи. 

В России и странах Европы похожее оборудование активно используют в образовании. У нас пока таких приспособлений не было. Иван Золотарев уже работает над новыми идеями: разрабатывает еще два развивающих тренажера. Изобретатель верит, что спрос будет. 

drug-olya@yandex.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter