Мстиславский коваль-поэт Сергей Кудиков убежден: дана тебе искра — поделись с другими

Заковать свое счастье

Кузнец в старину был авторитетным человеком. К нему шли не только подковать лошадь, но даже… обвенчаться. В маленьких поселениях, где не было церквей, существовал обряд кузнечного венчания. Не даром говорят — брачные узы. В одних случаях кузнец символически скреплял союз молодых специальными оковами. А вот мстиславский коваль Сергей КУДИКОВ собирается предложить местным молодоженам другой вариант обряда: при его помощи жених и невеста должны сами выковать гвозди и заковать ими металлическое сердечко. Ведь каждый человек — кузнец своего счастья.

ЖЕЛАНИЕ стать кузнецом почти в сорок лет для самого Сергея Кудикова было столь неожиданным, что он стал спрашивать у близких, не было ли в их роду железных дел мастера.

— Родители говорят: «Не было». Но, может, очень-очень давно, и во мне проснулась генетическая память? Ведь наш Мстиславль — город древний, — выдвигает версию своей зрелой профориентации Сергей. — Вообще-то, я инженер-системотехник, работал мастером производственного обучения в колледже. Моя творческая карьера началась с поэзии. Наверное, около сотни стихотворений собраны в этом блокноте. Вот это, к примеру, о родном Мстиславле:

Стою на Замковой горе — 
Здесь древний град
Стоял когда-то.
В потоке жизни, в суете 
Об этом забывать не надо. 
Исток Пустынок, как десница,
К нему торопится весь люд,
Чтобы святой водой умыться. 
Здесь крест и вера не умрут!

— Затем поэзия переросла в увлечение исторической реконструкцией. У нас же проходит «Рыцарский фест», и мы с единомышленниками создали свой клуб «Мстиславская хоругва». В нашей сборной пять человек, в том числе одна девушка. Это люди самых разных профессий: продавец, штукатур, энергетик и работник культуры. Но всех нас объединяет увлечение историей, рыцарская романтика. Сейчас расчехляем доспехи, тренируемся к предстоящим поединкам. Новичкам я помогаю приодеться. Сначала шьются поддоспешник, шоссы — шерстяные чулки. Я сам себе портной. Мастерю и кольчугу: это очень трудоемкая работа, занимает до полугода. Представьте, из проволоки вручную нужно скрутить больше двадцати тысяч колечек, а потом еще соединить их между собой. Весит она около десяти килограммов. Ну и сами доспехи изготавливаю из листового железа холодной ковкой. 

Рабочее место мастера выглядит так, как и сто лет назад. «Сердце» кузницы — горн: в нем металл становится податливым, раскаляется до 1000 градусов! Единственный представитель технического прогресса — мотор для поддува. Раньше меха качали вручную подмастерья. На массивном деревянном чурбаке стоит наковальня. Главные орудия кузнеца — самые разные молотки, молоты и кувалды. Вообще, у каждого мастера свой индивидуальный инструмент, чтобы было удобно работать, потому и изготавливается он чаще всего собственноручно.



— Достаточно горячим для обработки металл остается всего пару минут: поэтому кузнецу нужна сноровка, чтобы придать форму изделию. Куй железо, пока горячо! Сейчас я кую подкову. В старину это был хит продаж у кузнеца, а сегодня — оберег. Прибьешь над дверью — не пропустит зло в дом, над кроватью — убережет от дурных снов. Что сейчас заказывают люди? Все под старину: подсвечники, садовые скамейки, кованые элементы для украшения деревянных ворот в усадьбах. Людей потянуло на вещи с душой, надоела штамповка, хочется уникальности в интерьере. Над этим подсвечником с лепестками я буду работать дня три. Тут нельзя, как у станка: нет порыва творить — ничего не выйдет. Вроде кусок железа, а подержите в руке этот выкованный лепесток. Чувствуете, как будто в металл вдохнули жизнь. Потому что душа была вложена, тепло рук мастера передалось.

Загадочность интерьеру этой маленькой кузни создает огромное кованое кресло. Сергей его сам смастерил и сам же вдохновляется от своей работы. Говорит, когда в него садится, хорошо не только отдыхается, но и сами собой приходят новые идеи:

— Издревле кузнечное дело считалось занятием таинственным и было окутано мифами и легендами. Кузнецы имели дело со стихией огня и могли совладать с железом. Как тут не начать верить, что эти мастера вступают в особые отношения с нечистой силой? Считалось, что они владеют тайными знаниями. Селился коваль на отшибе из-за пожароопасности кузни, что еще больше нагнетало страху. Но это еще и единственная божественная профессия. У славян этим почетным делом занимался Сварог, у греков — хромой Гефест. Собираюсь в скором времени строить дом, рядом, конечно, новую кузню. Она уже будет посолиднее, с теплыми стенами: зимой металл очень быстро остывает в таких походных условиях. А рядом установлю вот этот выкованный мною крест Сварога — символ покровительства, как считалось у наших далеких предков, кузнеца Вселенной. С появлением новой кузни буду обучать мальчишек ремеслу. Как-то ребята сами пришли и говорят: «Позанимайтесь с нами». Какой пацан не мечтает выковать себе меч? Вдруг в ком-то, как и во мне, скрыт потенциал, талант, а обладатель просто не догадывается об этом? Я убежден, что в этом тоже особое предназначение человека в жизни. Тебе что-то дано, в тебе искра — так поделись с другими. Ведь в тебя тоже кто-то когда-то вдохнул этот дар. 

Елена КУКШИНСКАЯ — специально для «СГ».

Фото Натальи МАНДУСОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter