Темы обновления Гражданского кодекса и модернизации системы совершения административных процедур были центральными на совещании у Президента по вопросам правового регулирования хозяйственной деятельности

Законы пишутся от жизни

Как заметил Глава государства в начале разговора, вынесенные на рассмотрение вопросы охватывают широкий спектр экономических и общественных отношений. К обсуждению были предложены фундаментальные аспекты правового регулирования, которые затронут каждого без исключения. Отсюда ключевое требование Александра ­Лукашенко:
— Любые новации должны быть предельно выверены и продуманы. Они также должны отвечать нашим ценностям, принципам и не создавать каких‑либо угроз.

Экономическая конституция

Так образно Александр Лукашенко назвал Гражданский кодекс. Ведь именно этот документ формирует правовую основу всех хозяйственных отношений. Тема его обновления вызрела, как говорят, от жизни. Глава государства обратил внимание на то, что действующий кодекс системно не пересматривался со дня его принятия. А это, к слову, было в прямом и переносном смыслах еще в прошлом веке. Александр Лукашенко обратился к участникам совещания:

— Как мне докладывают, работа над проектом велась не один год с привлечением всех представителей общества. Подготовлен значительный объем поправок, затрагивающих многие сферы, вплоть до трудовой и банковской. Наибольший блок изменений коснется хозяйственной деятельности и обычных, простых граждан. Это внедрение пока новых для нас (но работающих в других государствах) институтов, а также совершенствование кодекса с учетом реальной жизни.

Президент подчеркнул, что хотел бы еще раз убедиться в том, что задаваемые направления развития гражданского законодательства соответствуют белорусской государственной политике. Разработчикам обновленного Гражданского кодекса он адресовал несколько конкретных вопросов:

— Во-первых, насколько предложенные подходы отвечают текущим и, главное, перспективным потребностям страны, общества, бизнеса и граждан? Во-вторых, как учтен опыт такого регулирования в иных государствах, особенно с которыми у нас обширная договорно-правовая база (например, опыт государств — членов Евразийского экономического союза. — Прим. ред.)? В-третьих, какие новации появятся в нашей стране, если мы закрепим их в кодексе? Насколько мы (особенно субъекты хозяйствования и люди) готовы к ним?
Помните, я все время говорил: перемены, перемены, перемены. Я готов к любым переменам. Но готовы ли вы, готово ли общество? Востребованы ли эти перемены или мы, образно говоря, натягиваем их искусственно, что делать ни в коем случае нельзя?

Точка соприкосновения государства и общества

Второй блок вынесенных на совещание вопросов касался совершенствования института административных процедур. Это массивнейший пласт ситуаций взаимодействия с государством рядовых граждан и различных организаций (от получения справки о состоянии здоровья до лицензирования видов деятельности).

Глава государства подчеркнул:

— От качества регулирования зависит очень много: оперативность их (административных процедур. — Прим. ред.) оказания, инвестиционная привлекательность страны, увеличение доходной части бюджета и развитие нашей экономики.
Но главное, административные процедуры — это точка соприкосновения государства и общества. И эффективность такого взаимодействия во многом влияет на настроение людей и доверие государству и власти в целом.
Президент требует, чтобы движение в сторону полной информационной доступности административных процедур и их оказания в электронном виде происходило быстрее:

— Даже наши партнеры по Евразийскому экономическому союзу продвинулись в этом значительно дальше. Внесенный на обсуждение проект указа устанавливает многоуровневую систему регулирования. Принципы и основные подходы определяются Президентом. Перечень административных процедур — Правительством. Их конкретная регламентация — отраслевыми и функциональными государственными органами.


В связи с этим Глава государства попросил доложить также по нескольким конкретным аспектам:

— Во-первых, будет ли эффективной такая многоуровневая система? Не приведет ли она к сверхформализму и, что очень страшно, бюрократии или крючкотворству на ведомственном и местном уровнях? Вот этого мы допустить никак не должны.
Мы должны идти к дебюрократизации всех систем, схем, которые действуют в стране.
Хорошие порой законодательные акты у нас тонут в бюрократизме, лишнем согласовании, хождении по инстанциям. Забыли про «одно окно». Второе: каким образом планируется выстроить электронное взаимодействие между органами власти и субъектами хозяйствования? Позволит ли цифровизация сократить затраты и не допустить коррупционных предпосылок?

Что касается цифровизации, Глава государства предупредил, что этот процесс не должен быть лишь данью моде:

— Бежать надо не торопясь, но не опаздывать.

Участников совещания Александр Лукашенко ориентировал на работу с принятием окончательных решений.

Только вперед!

Многие новшества направлены на упрощение работы малого бизнеса. Впрочем, к отдельным индивидуальным предпринимателям, равно как и айтишникам, у Александра Лукашенко есть вопросы, точнее к действиям некоторых в прошлом году:

— Мы создавали ИТ-парк. Да, он сыграл свою роль. Мы очень благодарны всем тем, кто работал и работает в ИТ-парке. Мы смогли, оттолкнувшись от них, сегодня иметь айтишников по всей стране. Они и на производстве, они уже и в Министерстве обороны, они уже и в Академии наук и так далее и тому подобное. Но многие процессы мы там упустили. И что мы получили? Самые продвинутые вроде, самые богатенькие и обеспеченные. Где они оказались? Второй пример — индивидуальные предприниматели. И что мы получили?

Все произошедшее, впрочем, Президент считает уроком. Его позиция — только вперед:
— Жизнь идет, она же не остановилась. И получив где-то по голове, набив шишек, мы не должны останавливаться, мы двигаться должны вперед с учетом тех недостатков и тех уроков, которые были в прошлом. То есть идти от жизни и чуть-чуть на шаг впереди.
Чтобы обозначить ближайшие перспективы. Хотя сегодня в этом бешеном мире их очень сложно определять. Но насколько мы видим, настолько нам и надо делать эти шаги.

Новое в Гражданском кодексе

Один из ключевых итогов совещания: обновленный Гражданский кодекс скоро будет внесен на рассмотрение в Парламент. Тем не менее контуры того, каким будет откорректированный документ в целом, уже очерчены. Министр юстиции Олег Слижевский в разговоре с журналистами рассказал о некоторых принципиальных и важных новшествах и прокомментировал их.

В кодексе предлагается закрепить новацию, согласно которой отдельные виды юридических лиц смогут действовать на основании утвержденного Правительством типового устава.

— Если сегодня для регистрации субъекта хозяйствования необходимо разработать собственный устав, представить его в регистрирующий орган и иные государственные органы, то вводится возможность, когда по желанию учредителей юридического лица можно не готовить индивидуальный устав и при регистрации заявить, что мы будем действовать на основании этого типового устава.

Изменения в Гражданский кодекс коснутся сделок с несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет.

— Сегодня нет однозначного понимания: на практике такие сделки могут осуществляться с согласия обоих законных представителей либо достаточно одного? Четко закрепляется, что достаточно будет одного законного представителя.

Нормы действующего кодекса не раскрывают и понятие мелкой бытовой сделки, участниками которой также могут быть несовершеннолетние.

— Это дает повод для того, чтобы различные правоприменительные органы эту норму трактовали субъективно. В этой связи вводятся четкая норма и верхний предел для мелкой сделки (три базовые величины).

В Гражданском кодексе также будет закреплена норма по работе в Беларуси иностранных организаций. Их коммерческая деятельность в стране может вестись только с созданием филиалов.

— При этом закрепляется, что предпринимательская деятельность посредством представительств иностранных организаций осуществляться не может.

В проекте Гражданского кодекса убран верхний предел срока действия доверенности, который сегодня составляет три года. Стороны смогут сами определять нужный срок ее действия. Если он не указывается, то по умолчанию будет подразу-меваться годовой срок действия этого документа. Появится и безотзывная доверенность.

— Она выдается на определенный срок и до истечения этого срока отозвана быть не может, если иное не предусмотрено в своей доверенности.

Еще одно интересное новшество — статья о дополнительной охране изображения гражданина.

— Она предусматривает, что изображение гражданина, его фотография не могут распространяться, передаваться без согласия самого гражданина, за исключением тех случаев, если это не общая фотография в общественном месте.

«Одно окно» открывается шире

О модернизации системы совершения административных процедур журналистам рассказал министр экономики Александр Червяков. Этот процесс нацелен на то, чтобы граждане и бизнес в большей степени могли контактировать с государством дистанционно, что сведет к минимуму их прямое общение с государственными служащими. Таким образом, помимо упрощения совершения таких процедур все это еще и значительно снизит коррупционные риски. Комментируя состоявшийся на высшем уровне разговор, министр отметил:

— То, что сегодня рассмотрен проект указа по совершенствованию системы административных процедур, — это только первый шаг к дальнейшей нашей большой работе. Сегодня мы навели порядок с самими процедурами, очистили их от лишних, дублирующих процедур. Скомпоновали их достаточно четко, понятно и, самое главное, сегодня подготовили реестр процедур. По сути это такая цифровая площадка, «одно окно» для наших предприятий, куда они могут направить заявление, и дальше это заявление должно автоматически двигаться в зависимости от направлений, которые необходимо урегулировать предприятию.

По словам Александра Червякова, предложенный проект указа Президент поддержал. Дальше работа будет вестись в тесном контакте с предпринимательскими кругами, бизнес-союзами:
— Глава государства поручил пересмотреть перечень административных процедур и кардинально сократить их. Над этой задачей мы будем работать в самое ближайшее время.
Министр сделал акцент на том, что эту работу надлежит рассматривать в контексте развития положений Декрета Президента № 7 «О развитии предпринимательства», который и поставил задачу оптимизации административных процедур:

— Это то, что сегодня мы уже сделали, — первый шаг в рамках Декрета № 7. Последующая работа — это продолжение тех задач, которые нам Глава государства поставил в декрете.

При этом Александр Червяков уточнил, что система совершенствуется не только в интересах частного бизнеса, но и всех субъектов хозяйствования:

— Административными процедурами пользуются все: и государственные, и частные, и иностранные предприятия. И Глава государства обратил наше внимание на то, что данная работа должна вестись не только чиновниками, но и с участием бизнеса, парламентариев, эту работу в ближайшее время мы будем активно разворачивать.

Министр сообщил, что реестр административных процедур в настоящее время фактически сформирован, теперь необходимо развивать другие направления:

— Этот перечень остается на уровне Правительства для того, чтобы мы могли быстро вносить изменения. Второе — переходим от перечня к электронной площадке, где будет находиться информационная база всех процедур, и предприятия, входя на эту электронную площадку, получат максимум информации по любой процедуре. Дальше информационная площадка будет являться «одним окном» для подачи заявления. Дальше мы отрабатываем третий уровень, где у каждого регулятора будет свой электронный продукт, посредством которого будет осуществляться конкретная процедура. Сейчас эту архитектуру мы отрабатываем, и задача у нас до 1 января 2024 года — завершить все работы.

Кроме всего прочего, заметил министр, обновленная система будет содействовать и снижению коррупционных рисков:

— Это одна из задач, которую мы перед собой ставили, — снизить контакт между чиновником и предпринимателем. И на это нацеливаем саму систему.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Министр юстиции Олег Слижевский:


— Общий дух новаций — осовременить действующее законодательство под те экономические, общественные отношения, которые сложились в обществе. Многие изменения направлены на упрощение порядка организации, ведения бизнеса, на большее понимание и однозначное восприятие норм Гражданского кодекса, исключение двойного толкования.

ВАЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

Совещание продолжалось более двух с половиной часов. Председатель Совета Республики Наталья Кочанова по просьбе Президента задержалась дольше. Есть поручение: верхняя палата Парламента должна организовать проведение финальной экспертизы законодательных актов перед их подачей на подпись Главе государства. Это требование Александр Лукашенко объяснил так:

— Придется Совету Республики и вам лично этим заняться, чтобы мы, не дай бог, не допустили каких-то ляпов или кто-то не пропихнул в законодательство того, что сегодня жизнью не востребовано. В Совете Республики опытные люди, от производства. Поэтому надо будет создать команду хороших юристов, философов, правоведов и прочих людей, которые будут работать при Совете Республики и важнейшие документы будут «просвечивать» на предмет жизни, жизнеспособности.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter