Законы должны идти от жизни

Крючки, ловушки, капканы... Назвать можно по-разному. Явления эти характерны тем, что пострадавшие имеются, виновных нет...
Крючки, ловушки, капканы... Назвать можно по-разному. Явления эти характерны тем, что пострадавшие имеются, виновных нет. Перед нами феномен, когда замечательные законы действуют в плоскости, параллельной некоторым реалиям жизни. Периодически в подобные перипетии попадают многие из нас. На этот раз в безвыходной ситуации оказалось несколько семей из Борисова, Глубокого и других городов. Люди пишут письма, жалуются и даже идут в суд. Но безрезультатно. Коллизии права - пожимают плечами специалисты. Бюрократизм - парируют граждане. Увы...

Жители дома N 46 по улице Рака в Борисове попали в очень хитрую ловушку. В принципе, закон не запрещает им приватизировать квартиры, в которых семьи прожили больше 30 лет, а получили взамен снесенных частных усадеб. Но для оформления документов на право собственности необходимо... каким-то образом заставить владельца жилья - унитарное предприятие "ПМК-199" - заплатить круглую сумму с шестью нулями за изготовление техпаспорта на многоэтажку и госакта на землю под ней. Без этих бумаг никакие сделки с недвижимостью невозможны, поскольку в 2000 году поменялся статус строения: по решению исполкома общежитие признано жилым домом. Закон требует отразить этот факт в регистрационных документах. Руководство передвижной механизированной колонны вроде готово расстаться с запрашиваемой суммой, но при одном условии: когда будут деньги. Пока же жильцов регулярно информируют об их полном отсутствии. Подождав обещанного несколько лет, один из приватизаторов Александр Костюкевич в июле прошлого года обратился в суд, но выяснил лишь то, что законодательством страны "не установлены сроки или обязанность юридических и физических лиц предоставлять в органы по государственной регистрации и земельному кадастру необходимые документы на осуществление регистрации объектов недвижимости".

"Просим вас разобраться в сложившейся ситуации, - пишут в "СБ" борисовчане, - ведь среди нас есть люди преклонного возраста. Волокита длится с 1999 года. Семь человек так и не дождались приватизации, покинув этот мир и ничего не оставив в наследство детям. А ведь 30 лет назад их лишили собственности. Теперь многоэтажка, где мы живем, на балансе строительной организации. Не принадлежащие нам квартиры мы не можем ни подарить, ни продать, ни завещать. За что наказаны?"

"В прошлом году действительно никаких сроков, обязывающих собственников регистрировать жилье, не было, - отвечает на вопрос председатель Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Георгий Кузнецов. - Теперь есть. Президент поручил навести порядок в учете недвижимости. И в январе нынешнего года принято постановление Правительства о проведении инвентаризации жилфонда. До конца марта сведения о каждой квартире и даже комнате в общежитии должны поступить в местные исполкомы. Выходит, ПМК-199 не выполняет постановление Совмина? Присылайте бумаги к нам, будем разбираться".

А вот Алексей Янкевич, заместитель председателя Глубокского райисполкома, не готов даже обнадежить главу многодетного семейства Донату Казачек. Беларусбанк может выдать ей льготный кредит на 40 лет под 3 процента годовых. Но вот беда: переселяться в многоэтажку Доната Ивановна и трое ее детей не хотят. Огород вокруг ведомственного дома, где сейчас живет семья, не просто прихоть, а большое подспорье семейному бюджету. "У нас маленький дворик, где летом много цветов, есть кусты крыжовника, смородины, яблонька, слива, даже виноград созревает, - пишет Д.Казачек. - На маленьком пятачке земли мы с детьми умудряемся посадить огурцы, помидоры, зелень, клубнику. Летом держим кроликов. Дети с удовольствием за ними ухаживают, пропалывают грядки, поливают растения. Приучаются к труду с малых лет. Вот почему мы хотим с помощью льготного кредита построить дом. Но как только подобрали подходящий вариант, узнаем, что вместо положенных 40 миллионов рублей нам могут дать только 28 миллионов. То есть столько, сколько стоит один дом. Но ведь он не продается отдельно от гаража, сарая, бани, колодца и, уж извините, деревянной уборной во дворе. Где ж теперь мне взять еще 12 миллионов рублей. Детей поднимаю на ноги одна и накопить такие деньги не смогу. Значит, прощай мечта?"

- К сожалению, - комментирует ситуацию Алексей Янкевич, - это не первое такое обращение. Жалуются многие. Но мы ничем не можем помочь. По постановлению Правительства жилье и хозпостройки кредитуются только в сельской местности.

А Доната Казачек - горожанка. Хотя в Глубоком меньше двух десятков тысяч жителей. И многоэтажки здесь скорее редкость, чем правило. На окраинах процветает натуральное хозяйство. Народ держит коз, коров, поросят...

Подытожим: законы, во-первых, должны идти от жизни. Второе - неукоснительно исполняться всеми. Тогда коллизий будет меньше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter