Генеральная прокуратура подготовила предложения по усилению ответственности за экстремистскую деятельность

Законы для мира и порядка

Соответствие белорусского законодательства сложившейся в стране обстановке, его эффективность реагирования на современные вызовы остаются на повестке дня не первый месяц. В конце января эти вопросы уже обсуждали у Главы государства и пришли к выводу, что корректировка необходима по всем направлениям. Более предметно разговор о совершенствовании законодательства продолжился на этой неделе.



Президент обратил внимание, что основой для корректировки законодательства стал запрос самих граждан на обеспечение общественной безопасности, сохранение мира и порядка в стране. Среди важных новаций — предложения Генеральной прокуратуры по усилению ответственности за экстремистскую деятельность.

В частности, подготовлена новая редакция Закона «О противодействии экстремизму», которая позволит придать работе правоохранительных и иных органов более системный и целенаправленный характер. В ней органам внутренних дел и государственной безопасности предоставлены полномочия по признанию групп граждан экстремистскими формированиями и запрещению их деятельности. Согласно проекту прокурор, органы госбезопасности и внутренних дел получат право при выявлении признаков экстремистских действий выносить предписания учредителям и руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям при отсутствии оснований для привлечения их к уголовной ответственности.

Невыполнение таких требований, а также повторное в течение года вынесение предписания — основания для ликвидации организации, прекращения деятельности ИП.

При этом дела о признании организации экстремистской и ее ликвидации будут рассматриваться судом первой инстанции в сокращенные сроки: до одного месяца со дня принятия заявления.

Одновременно для учредителей и участников экстремистских организаций предусмотрен запрет в течение пяти лет учреждать новые организации и СМИ.

МВД будет вести перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности.

Граждане, осужденные за преступления, связанные с экстремизмом, будут включены в данный перечень и лишены права на занятие отдельными видами деятельности, например, сопряженной с оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, педагогической, издательской. Их финансовые операции будут подлежать особому контролю.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, попавшим в такой перечень, будет запрещен въезд на территорию страны, а для граждан Беларуси это обстоятельство станет основанием для утраты приобретенного гражданства.

Расширено понятие «экстремистские материалы»: к ним будет отнесена не только информационная продукция, но и символика, атрибутика, предназначенные для экстремистской деятельности и ее пропаганды.

В законопроекте о внесении изменений в Закон «О средствах массовой информации» предусмотрено право Генерального прокурора, прокуроров областей, города Минска ограничить доступ к интернет-ресурсу и сетевому изданию, через которые распространяются сведения, направленные на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также другая информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Беларуси.

В Трудовом кодексе будет установлен безусловный запрет на выдвижение политических требований при проведении забастовки, а соответствующее решение суда будет подлежать немедленному исполнению.

Расширены основания для привлечения к уголовной ответственности за экстремистские проявления. Особенно за те из них, которые сопровождаются насилием или угрозой его применения к сотрудникам ОВД, должностным лицам при выполнении ими служебных обязанностей, иным лицам, выполняющим общественный долг.

Предусмотрено усиление ответственности за сопротивление сотрудникам ОВД и лицам, охраняющим общественный порядок, применение к ним насилия.

Кроме того, будет введена ответственность за публичное оскорбление близких представителя власти.

Предложено наказывать в уголовном порядке за незаконный сбор либо распространение информации о частной жизни или персональных данных граждан, а также ввести повышенную ответственность за такие действия в отношении лица или его близких в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Предполагается также криминализировать неоднократное нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий.

Впервые вводится ответственность за такие проявления экстремизма, как участие в экстремистском формировании, финансирование экстремистской деятельности, вербовка, обучение и подготовка лица для участия в названной деятельности.

Предложено установить уголовную ответственность за распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении граждан, деятельности органов государственной власти и управления, дискредитирующих Беларусь, если такие действия совершены в любом публичном выступлении, включая СМИ и площадки в интернете.

В проекте также идет речь об уголовной ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности страны.

Предложено привлекать к ответственности и за распространение запрещенной информации владельцами интернет-ресурсов, которые не являются СМИ.

Парламент совместно с Генеральной прокуратурой разработал также проект закона о недопущении реабилитации нацизма. В нем определены принципы и механизмы противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, профилактические меры по недопущению таких действий, идет речь об усилении ответственности за подобные действия.

КОМПЕТЕНТНЫЙ ВЗГЛЯД

Как рассказала «СБ. Беларусь сегодня» начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры, старший советник юстиции Марина Попова, при внесении предложений по совершенствованию национального законодательства изучен международный опыт и правовые нормы многих зарубежных стран:



— Мониторинг показал, что в иностранных государствах применяются несопоставимо более строгие наказания и взыскания за такие противоправные деяния, особенно за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, погромах, поджогах, иных действиях экстремистской направленности.

Впрочем, копировать чужие нормы у нас не стали. Генеральная прокуратура исходила прежде всего из данных мониторинга общественно-политической ситуации в Беларуси, опиралась на собственный опыт.

— Главным здесь является не вопрос размера наказания или взыскания, а обеспечение неотвратимости ответственности при совершении противоправных действий, — подчеркнула Марина Попова.

Она напомнила: любой гражданин должен понимать, что закон надо соблюдать. А при намерении совершить какие-либо действия, разумно поинтересоваться, что на этот счет сказано в законодательстве. Общий посыл одинаков во всем мире — незнание закона не освобождает от ответственности.

— Поскольку в Республике Беларусь в прошлом году наблюдалась напряженная общественно-политическая обстановка, проходило много несанкционированных протестных акций, мы неоднократно напоминали гражданам о действующем законодательстве, которое регламентирует проведение массовых мероприятий, включая определенные для них места, сроки, иные аспекты. Мы также разъясняли ответственность, предусмотренную в законе за нарушение этих требований, — обратила внимание Марина Попова.

Поэтому любой гражданин, который намерен принять участие в массовом мероприятии, должен выяснить, законно ли оно, выполнили ли его организаторы нормы законодательства, например, получили ли от местных властей необходимое разрешение на его проведение.
— При отсутствии разрешения мероприятие со всей очевидностью является незаконным. И мы настоятельно рекомендуем не принимать в нем участие,
— акцентирует Марина Попова. — Сегодня наказуемы как организация несанкционированного массового мероприятия, так и участие в нем. Граждане должны учитывать и возможное наступление материальной ответственности, если будет причинен ущерб государственному имуществу.

В ТЕМУ


Игорь Мартынов, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания:

— Законопроект назрел закономерно — вслед за событиями, которые мы пережили после выборов. С августа прошлого года проявления экстремизма, нацизма были налицо. Видим мы также, что происходит вблизи наших границ, что творится у соседей, в том числе в братской России. Россия, кстати, в этом вопросе вышла вперед и уже приняла аналогичный закон.

То есть проблема актуальна не только для нас, но и для всего мира, потому что проявления экстремизма и нацизма с каждым годом усиливаются. То в одной, то в другой стране возникают их очаги.

Если человек остановился на пешеходном переходе, потому что ему стало плохо, ему надо помочь. А если гражданин перегораживает дорогу, тем более с использованием неустановленной символики, устраивает баррикады, оскверняет памятники, то это уже проявление экстремизма. Естественно, ответственность за это надо ужесточать. Свобода не означает вседозволенность, изменения в законодательстве помогут дисциплинировать наших людей.

В связи с подготовкой этих законопроектов особенно важно, чтобы не было однобокого подхода со стороны наших партнеров и соседей. Борясь с подобными нарушениями, они почему-то не видят бревна у себя в глазу. А то, что мы якобы нарушаем права человека или демократию, пресекая подобные явления у себя, стало камнем преткновения. Абсолютно нет: мы просто-напросто хотим защитить своих граждан, свою страну. Хотим жить в мире и согласии с соседями, исключить проявления экстремизма в дальнейшем.

Рассчитываю, что данный законопроект будет рассмотрен и принят в ближайшее время.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter