Законотворческие акценты

Корреспондент “НГ” беседует с Председателем Палаты представителей Владимиром АНДРЕЙЧЕНКО

Корреспондент “НГ” беседует с Председателем Палаты представителей Владимиром АНДРЕЙЧЕНКО

— С высоты своего парламентского опыта, Владимир Павлович, что  вы считаете самым неприемлемым в законотворческой  работе?

— Суету.

— А разве без нее можно обойтись?.. Если не по каждому, то практически по всем основным законопроектам, насколько мне известно, в Палате представителей проводятся неоднократные заседания, совещания, многочисленные  обсуждения, консультации, согласования и так далее.

— Вопрос  не в  заседаниях, экспертизах  и  согласованиях как таковых, а в результативности этой работы.  Важно, чтобы все обсуждения и дискуссии имели целенаправленный смысл, шли в разумных рамках и завершались принятием конкретных, полезных решений. Такой подход  мы и реализуем,  формируя солидарное мнение по принципиальным позициям еще до рассмотрения  законопроектов в Овальном зале. Поэтому заседания Палаты представителей проходят в деловом ритме.

— Целенаправленный смысл — в чем?

— В определении наиболее оптимальной, адекватной законодательной регламентации конкретных вопросов.

— Акцент на конкретности настолько важен?

— Расплывчатые законы никому не нужны. Взять, скажем, экономику. Обсуждая законопроекты и вырабатывая свои предложения, депутаты ставят целью создание лучших правовых условий для хозяйствования, для преодоления имеющихся трудностей,  стимулирования экономического развития. Новые шаги делаются и на текущей четвертой сессии. Завершена очень объемная, трудоемкая  работа над проектом Водного кодекса Республики Беларусь. Также во втором чтении принят проект Закона “О городском электрическом транспорте и метрополитене”. Прорабатывается законопроект о рынке ценных бумаг, идет корректировка законодательства о естественных монополиях, хозяйственных обществах, о ценообразовании, о приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, об электросвязи, о ветеринарной деятельности и племенном деле в животноводстве. Разумеется, это только некоторые документы.

Хочу подчеркнуть,  что, совершенствуя  правовую базу экономики, как и других сфер, мы   ориентируемся на стержневые идеи Послания Президента Александра Лукашенко белорусскому народу и парламенту. Оно является стратегически знаковым  для дальнейшего развития  страны как по глубине осмысления внутренних и внешних событий, так и по новизне поставленных главой государства задач. Новые акценты на развитие внутреннего рынка, совершенствование системы управления экономикой, всемерное развитие и поддержку конкуренции обязывают нас, парламентариев, именно с этих позиций посмотреть  и на действующие законы, и на законодательные инициативы, которые внесены  на рассмотрение в Палату представителей или пока еще разрабатываются.  Поэтому сейчас идет серьезная, системная работа в контексте Послания главы государства.  Вместе с правительством мы будем также участвовать в разработке программы социально-экономического развития на следующую пятилетку, на чем  Президент особо заострил внимание  депутатского корпуса.

— Адепты либерализма утверждают, что государство не должно вмешиваться в экономические процессы. Как вы к этому относитесь?

— Я такой подход не приемлю. Он полностью опровергнут мировым   финансово-экономическим кризисом.

В нашей стране в последние годы очень много сделано по стимулированию экономического развития, предпринимательства, снятию излишних административных барьеров. И это дает положительный результат, что отмечают и авторитетные международные финансово-экономические структуры. Другое дело, что условия для экономической деятельности необходимо улучшать, они должны быть равными для всех. В своем Послании Президент четко сказал, что для этого требуется, в том числе — пересмотр соответствующих инструментов экономической политики.  Законодательство будет обновляться в этом ключе.

— Экономическими категориями в Послании были названы здоровье и  образование человека. Тем самым подчеркнуто их исключительное значение для настоящего и будущего страны. Появятся ли в эту сессию какие-либо новации в законодательной базе образовательной, научной  и здравоохранительной сфер?

— Ратифицировано межправительственное соглашение с Российской  Федерацией о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и   межправительственное соглашение с Монголией о сотрудничестве в сфере образования. Внесены изменения и дополнения в Закон “О здравоохранении”, корректируются Закон “О лекарственных средствах” и   некоторые законы о донорстве крови и ее компонентов.

Отмечу также ратификацию межправительственного  меморандума с Туркменистаном о сотрудничестве в здравоохранении, медицинской (фармацевтической) науке, образовании и об оказании медицинской помощи гражданам Республики Беларусь и Туркменистана. Такие основные правовые акты по данному тематическому блоку.

— Улучшится ли качество здравоохранения с принятием поправок в действующий закон?

— Это зависит не только от нашей медицины,  но и от ряда факторов, так как проблема состояния здоровья нации в целом  имеет комплексный характер, на нее в огромной степени влияет  образ жизни, привычки людей,  экология, питание и т. д. Вместе с тем вопрос качества медицинских услуг очень важен. При корректировке Закона “О здравоохранении” он был одним из центральных. Кроме закрепленной действующим Законом первичной и специализированной медицинской помощи определено  еще три вида — высокотехнологичная, медико-социальная и паллиативная, в зависимости от тех или иных заболеваний.  Расширен перечень условий оказания медицинской помощи, в том числе вне организации здравоохранения. При этом акцент в Законе сделан на медицинскую профилактику заболеваний, что  позволит  расширить меры по охране здоровья населения.

— Еще один из резонансных законов, принятых в эту сессию, — “Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков”. Хотя амнистия касается лиц, отбывающих уголовное наказание за  преступления, которые   не представляют  большой общественной  опасности, некоторая настороженность  у законопослушных граждан    может оставаться. Не создаст ли это лишних проблем для государства?

— Не создаст. Если бы такие проблемы возникали, амнистия  не проводилась бы. Проявляя акт милосердия  к оступившимся людям, государство подтверждает свою способность обеспечивать правопорядок и  общественную безопасность,  ответственно соотносить с требованиями конституционной справедливости   правомерный гуманизм.

— Вопросы безопасности есть в сессионной повестке?

— Этот блок законопроектов один из ключевых. Тематика разнообразная, в том числе защита информации, обеспечение пограничной безопасности, прохождение военной службы, военно-техническое сотрудничество, противодействие торговле людьми, оперативно-розыскная деятельность, оборот наркотических средств, лечебно-трудовые профилактории, а также безопасность дорожного движения. Некоторые из них приняты во втором чтении, ряд — в первом, а по другим еще продолжаются экспертные процедуры.

Особо отмечу принятые в первом и втором чтении поправки в Закон “О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности”. Хотя это документ банковского характера, он имеет большое значение для  пресечения угроз национальной безопасности. В законодательстве  создаются такие инструменты, которые упреждают  террористические, экстремистские   цели и проявления.

— Каковы наработки в социальном пакете?

— Даже по названной сессионной проблематике очевидна социальная направленность многих законопроектов. А среди главных решений — совершенствования и уточнения в законодательство об определении прожиточного минимума,  по вопросам минимальной заработной платы и пенсионного обеспечения. Прорабатываются законопроект об альтернативной службе, поправки в некоторые законы, регулирующие данный вопрос, а также другие.

— Весьма активно Палата представителей  наращивает договорно-правовую  базу международных отношений. Какие здесь основные позиции?

— Среди более двух десятков ратификаций — соглашения и договоры в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства,  с Российской Федерацией, Советом Европы, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном,  Монголией, Шри-Ланкой, Боливией. Диапазон тематики — таможенные дела, противодействие торговле людьми, торгово-экономическое и  военно-техническое сотрудничество, визы, миграция, образование, здравоохранение и другие вопросы. Отдельно подчеркну большую значимость принятого во втором чтении законопроекта  “Аб беларусах замежжа”.

— Ваша общая оценка прошедшего периода четвертой сессии?

— Он был продуктивным. Нам есть от чего двигаться вперед в законотворчестве и по другим направлениям. Идет конструктивный, напряженный  рабочий процесс.  Как и должно быть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter