Корреспондент “НГ” беседует с Председателем Палаты представителей Владимиром АНДРЕЙЧЕНКО
— С высоты своего парламентского опыта, Владимир Павлович, что вы считаете самым неприемлемым в законотворческой работе?
— Суету.
— А разве без нее можно обойтись?.. Если не по каждому, то практически по всем основным законопроектам, насколько мне известно, в Палате представителей проводятся неоднократные заседания, совещания, многочисленные обсуждения, консультации, согласования и так далее.
— Вопрос не в заседаниях, экспертизах и согласованиях как таковых, а в результативности этой работы. Важно, чтобы все обсуждения и дискуссии имели целенаправленный смысл, шли в разумных рамках и завершались принятием конкретных, полезных решений. Такой подход мы и реализуем, формируя солидарное мнение по принципиальным позициям еще до рассмотрения законопроектов в Овальном зале. Поэтому заседания Палаты представителей проходят в деловом ритме.
— Целенаправленный смысл — в чем?
— В определении наиболее оптимальной, адекватной законодательной регламентации конкретных вопросов.
— Акцент на конкретности настолько важен?
— Расплывчатые законы никому не нужны. Взять, скажем, экономику. Обсуждая законопроекты и вырабатывая свои предложения, депутаты ставят целью создание лучших правовых условий для хозяйствования, для преодоления имеющихся трудностей, стимулирования экономического развития. Новые шаги делаются и на текущей четвертой сессии. Завершена очень объемная, трудоемкая работа над проектом Водного кодекса Республики Беларусь. Также во втором чтении принят проект Закона “О городском электрическом транспорте и метрополитене”. Прорабатывается законопроект о рынке ценных бумаг, идет корректировка законодательства о естественных монополиях, хозяйственных обществах, о ценообразовании, о приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, об электросвязи, о ветеринарной деятельности и племенном деле в животноводстве. Разумеется, это только некоторые документы.
Хочу подчеркнуть, что, совершенствуя правовую базу экономики, как и других сфер, мы ориентируемся на стержневые идеи Послания Президента Александра Лукашенко белорусскому народу и парламенту. Оно является стратегически знаковым для дальнейшего развития страны как по глубине осмысления внутренних и внешних событий, так и по новизне поставленных главой государства задач. Новые акценты на развитие внутреннего рынка, совершенствование системы управления экономикой, всемерное развитие и поддержку конкуренции обязывают нас, парламентариев, именно с этих позиций посмотреть и на действующие законы, и на законодательные инициативы, которые внесены на рассмотрение в Палату представителей или пока еще разрабатываются. Поэтому сейчас идет серьезная, системная работа в контексте Послания главы государства. Вместе с правительством мы будем также участвовать в разработке программы социально-экономического развития на следующую пятилетку, на чем Президент особо заострил внимание депутатского корпуса.
— Адепты либерализма утверждают, что государство не должно вмешиваться в экономические процессы. Как вы к этому относитесь?
— Я такой подход не приемлю. Он полностью опровергнут мировым финансово-экономическим кризисом.
В нашей стране в последние годы очень много сделано по стимулированию экономического развития, предпринимательства, снятию излишних административных барьеров. И это дает положительный результат, что отмечают и авторитетные международные финансово-экономические структуры. Другое дело, что условия для экономической деятельности необходимо улучшать, они должны быть равными для всех. В своем Послании Президент четко сказал, что для этого требуется, в том числе — пересмотр соответствующих инструментов экономической политики. Законодательство будет обновляться в этом ключе.
— Экономическими категориями в Послании были названы здоровье и образование человека. Тем самым подчеркнуто их исключительное значение для настоящего и будущего страны. Появятся ли в эту сессию какие-либо новации в законодательной базе образовательной, научной и здравоохранительной сфер?
— Ратифицировано межправительственное соглашение с Российской Федерацией о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и межправительственное соглашение с Монголией о сотрудничестве в сфере образования. Внесены изменения и дополнения в Закон “О здравоохранении”, корректируются Закон “О лекарственных средствах” и некоторые законы о донорстве крови и ее компонентов.
Отмечу также ратификацию межправительственного меморандума с Туркменистаном о сотрудничестве в здравоохранении, медицинской (фармацевтической) науке, образовании и об оказании медицинской помощи гражданам Республики Беларусь и Туркменистана. Такие основные правовые акты по данному тематическому блоку.
— Улучшится ли качество здравоохранения с принятием поправок в действующий закон?
— Это зависит не только от нашей медицины, но и от ряда факторов, так как проблема состояния здоровья нации в целом имеет комплексный характер, на нее в огромной степени влияет образ жизни, привычки людей, экология, питание и т. д. Вместе с тем вопрос качества медицинских услуг очень важен. При корректировке Закона “О здравоохранении” он был одним из центральных. Кроме закрепленной действующим Законом первичной и специализированной медицинской помощи определено еще три вида — высокотехнологичная, медико-социальная и паллиативная, в зависимости от тех или иных заболеваний. Расширен перечень условий оказания медицинской помощи, в том числе вне организации здравоохранения. При этом акцент в Законе сделан на медицинскую профилактику заболеваний, что позволит расширить меры по охране здоровья населения.
— Еще один из резонансных законов, принятых в эту сессию, — “Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков”. Хотя амнистия касается лиц, отбывающих уголовное наказание за преступления, которые не представляют большой общественной опасности, некоторая настороженность у законопослушных граждан может оставаться. Не создаст ли это лишних проблем для государства?
— Не создаст. Если бы такие проблемы возникали, амнистия не проводилась бы. Проявляя акт милосердия к оступившимся людям, государство подтверждает свою способность обеспечивать правопорядок и общественную безопасность, ответственно соотносить с требованиями конституционной справедливости правомерный гуманизм.
— Вопросы безопасности есть в сессионной повестке?
— Этот блок законопроектов один из ключевых. Тематика разнообразная, в том числе защита информации, обеспечение пограничной безопасности, прохождение военной службы, военно-техническое сотрудничество, противодействие торговле людьми, оперативно-розыскная деятельность, оборот наркотических средств, лечебно-трудовые профилактории, а также безопасность дорожного движения. Некоторые из них приняты во втором чтении, ряд — в первом, а по другим еще продолжаются экспертные процедуры.
Особо отмечу принятые в первом и втором чтении поправки в Закон “О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности”. Хотя это документ банковского характера, он имеет большое значение для пресечения угроз национальной безопасности. В законодательстве создаются такие инструменты, которые упреждают террористические, экстремистские цели и проявления.
— Каковы наработки в социальном пакете?
— Даже по названной сессионной проблематике очевидна социальная направленность многих законопроектов. А среди главных решений — совершенствования и уточнения в законодательство об определении прожиточного минимума, по вопросам минимальной заработной платы и пенсионного обеспечения. Прорабатываются законопроект об альтернативной службе, поправки в некоторые законы, регулирующие данный вопрос, а также другие.
— Весьма активно Палата представителей наращивает договорно-правовую базу международных отношений. Какие здесь основные позиции?
— Среди более двух десятков ратификаций — соглашения и договоры в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, с Российской Федерацией, Советом Европы, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Монголией, Шри-Ланкой, Боливией. Диапазон тематики — таможенные дела, противодействие торговле людьми, торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество, визы, миграция, образование, здравоохранение и другие вопросы. Отдельно подчеркну большую значимость принятого во втором чтении законопроекта “Аб беларусах замежжа”.
— Ваша общая оценка прошедшего периода четвертой сессии?
— Он был продуктивным. Нам есть от чего двигаться вперед в законотворчестве и по другим направлениям. Идет конструктивный, напряженный рабочий процесс. Как и должно быть.