Законом — по рекламе

В одном из рекламных роликов нас пытаются убедить, что помимо традиционного “построить дом, посадить дерево и вырастить сына” настоящий мужчина непременно должен попробовать пиво известной марки. Пить или не пить — дело, как говорится, хозяйское. Но, думаю, никто не станет спорить с тем, что подобная реклама сводит на нет все усилия государства по пропаганде здорового образа жизни. К сожалению, претензий к рекламе сегодня очень много. По мнению экспертов, главный вопрос заключается в том, как оптимально совместить права и интересы отечественных производителей и потребителей рекламы, то есть нас с вами. Заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Анна БУРОВА считает, что задача эта вполне решаема.

На рекламном рынке страны грядут большие перемены.
Принятый депутатами парламента во втором чтении соответствующий законопроект ужесточает требования к рекламе, а также устанавливает ряд ограничений и запретов.

— Анна Николаевна, наверное, не случайно законопроект о рекламе на весенней сессии принят одним из первых?
— Безусловно, ведь рекламе в современном производстве придается все большее значение. Сегодня многие хозяйствующие субъекты Беларуси перестали экономить на рекламе выпускаемой продукции, поскольку считают, что именно от этого зависит их успех на рынке. У наиболее продвинутых иностранных предприятий доля затрат на услуги маркетологов может достигать 50 процентов в стоимости продукции.
— В законопроекте большое внимание уделено рекламе на телевидении. Вам не кажется, что наш телеэфир несколько перенасыщен ею?
— Я сама не люблю рекламу, и, конечно, хотелось бы, чтобы ее было меньше. Но мы должны понимать, что нынешнее телевидение не может существовать без рекламы. Многие полюбившиеся нам сериалы, проекты, трансляции спортивных программ стоят немалых денег. Наша обязанность как законодателей установить тут некую разумную грань между желаемым и возможным.  
— Сколько сейчас рекламы предлагают нам телевизионщики и сколько ее будет?
— В настоящее время объем рекламы в течение часа вообще не регулируется. Новая редакция закона требует, чтобы рекламные ролики занимали не больше 20 процентов объема вещания в течение суток. Послабление для телевизионщиков сделано только в прайм-тайм (с 18 до 22 часов. — Е.К.). В это время реклама может занимать 30 процентов от каждого часа, то есть 18 минут. Кстати, по среднемировым стандартам 12 минут в течение часа — это общепринятая норма.
Зато рекламная пауза будет длиться не больше четырех минут, а уровень ее звука не должен превышать средний уровень звука прерываемой программы.
— С января следующего года в Беларуси предлагается полностью запретить рекламу табачных изделий. Вы всерьез полагаете, что такая
мера способна сократить армию курильщиков?
— Да. Более того, я твердо убеждена, что это надо было делать раньше. Мода на молодого человека с сигаретой и бутылкой пива привнесена именно рекламой. Она создала у молодых людей ошибочное убеждение в том, что пить пиво — это красиво и практически безвредно.
— Руководствуясь вашей логикой, почему бы тогда не запретить рекламировать пиво? Министерство внутренних дел, кстати, неоднократно выступало с инициативой признать пиво спиртным напитком и запретить его употребление в общественных местах. Правда ли, что этому мешает пивное лобби?
— Я не стала бы так категорично ставить вопрос. Мы должны двигаться поступательно. Сейчас реклама пива вообще никак не ограничена. По новому закону она будет запрещена на улице полностью и частично — с семи утра до восьми вечера по телевидению.  Кроме того, предполагается запрет на проведение любых рекламных акций, стимулирующих реализацию данной продукции.
Но об интересах отечественных производителей тоже не следует забывать. Им очень тяжело конкурировать с российскими и зарубежными компаниями, которые начали развивать свои брэнды гораздо раньше, и в итоге они сейчас достаточно раскручены и занимают прочные позиции на рынке.
— В последнее время достаточно много рекламируется различных лекарственных средств. Насколько защищены наши граждане в этом случае?
— Новый законопроект и здесь ужесточает требования. Рекламировать медицинские препараты можно будет только при наличии у рекламодателя согласования с Министерством здравоохранения республики. Согласовывать с Минздравом придется также рекламу работ и услуг в области профилактики, диагностики и лечения. Лекарства, отпускаемые по рецепту, вообще не должны рекламироваться для широкого круга потребителей, а только в специализированных изданиях.
Запрещается гарантировать лечебный эффект от приема рекламируемого лекарственного средства. Нельзя говорить о терапевтическом действии косметических средств и биологически активных добавок. В рекламе биологической добавки должно быть указано, что данный товар является всего лишь добавкой, а не панацеей от всех бед.
— Скажите, а с чем связан запрет на рекламу детских молочных смесей?
— Данная норма основана на просьбе ЮНИСЕФ — международной организации по правам ребенка. Дело в том, что мы должны пропагандировать грудное вскармливание малыша. Тем более что медики доказали, что оно намного полезнее искусственного.    
— Но ведь у молодой мамы может не хватать молока или не быть его вовсе?
— В таком случае только врач должен подсказать ей, какое питание лучше выбрать.
— На мобильный телефон постоянно приходят сообщения рекламного характера. Иногда такая назойливость просто раздражает. На такую рекламу есть управа?
— Да, в новом законопроекте четко прописано, что распространение рекламы через телефонную, факсимильную, сотовую связь или электронную почту допускается только при наличии согласия абонента или адресата на ее получение. В противном случае после предупреждения компании вы можете подавать на нее в суд. 
— Интересно, а кто в случае принятия нового закона будет контролировать его исполнение? К примеру, определять грань между рекламой материалов порнографического и эротического характера?
— Мне кажется, необходимо создать некую межотраслевую структуру, которая могла бы просматривать и согласовывать всю рекламную продукцию.  Между прочим, во многих странах такая практика доказала свою эффективность.  У нас в настоящее время эти функции выполняет Министерство торговли.
— Высказывается мнение, что законопроект может быть отклонен сенаторами или главой государства...
— Не думаю, что могут быть какие-то препятствия. Над этим законом парламент работал больше года. Свои поправки и замечания к нему внес почти каждый пятый депутат. На сегодняшний день все положения документа согласованы с Администрацией Президента. В ближайшее время его должны рассмотреть в Совете Республики.
Хотелось бы также отметить, что закон вступит в силу только через полгода после его опубликования в печати, чтобы производители и потребители могли ознакомиться с новыми условиями работы и довести до конца начатые ранее проекты.

Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова:

— К рекламе нужно относиться прежде всего как к инструменту продвижения товара на рынок. — И в связи с недовольством граждан целенаправленным воздействием на молодежь рекламы пива в проекте закона предусмотрен запрет на использование в таких сюжетах образов людей или животных, в том числе рисованных, мультипликационных.
Кроме того, запрещается использование образов и высказываний, призывающих к употреблению этих напитков и содержащих утверждение о том, что они безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды. Планируется также запретить безвозмездно распространять слабоалкогольные напитки и пиво среди несовершеннолетних при проведении любых развлекательных мероприятий.
Очень актуальными считает Ирина Барышникова и ряд норм законопроекта, направленных на защиту интересов потребителей. В случае его утверждения реклама организаций или индивидуальных предпринимателей будет допускаться только при наличии документов, подтверждающих их государственную регистрацию, причем рекламораспространители, в том числе и печатные СМИ, должны будут проконтролировать данный факт.
В Минторг поступает много обращений граждан по вопросам качества товаров, приобретенных по газетным объявлениям, но найти продавца бракованного изделия бывает сложно. В связи с этим предусмотрено обязательное указание в рекламе о реализации товаров, работ, услуг  наименования рекламодателя и его учетного номера плательщика.

 Блицопрос

Телевизор смотрят практически все, и реклама давно стала частью жизни и простого обывателя, и руководителя телеканала. Поэтому новый Закон о рекламе не может не вызвать широкий общественный резонанс. С этим вопросом корреспондент “НГ” обратилась к сегодняшним респондентам.

Егор ХРУСТАЛЕВ, первый заместитель председателя правления ЗАО “Второй национальный телеканал” (ОНТ):
“Зрителей всегда раздражает реклама, однако нельзя забывать, что она часто единственный источник дохода телеканала. На деньги от
рекламы мы можем покупать качественные передачи и фильмы. Нельзя забывать и о том, что для белорусских предприятий скидки на телерекламу доходят до 80 процентов — таким образом мы поддерживаем отечественного производителя. Скидка на рекламу концертной деятельности может достигать 90 процентов. Чтобы правильно рассчитывать свои возможности, рекламные блоки приходится увеличивать. Мне самому как зрителю не нравятся рекламные блоки, однако их сокращение, условно говоря, может сделать невозможным показ таких популярных сериалов, как “Не родись красивой” или “Остаться в живых”. Без рекламной поддержки мы бы их не увидели. Впрочем, о том, как будет развиваться ситуация, пока рано говорить”.

Павел КОРЕНЕВСКИЙ, заместитель генерального директора, генеральный продюсер телеканала СТВ:
“В Закон о рекламе, я считаю, внесли два основных изменения. Первое — отмена пивной рекламы. Я это полностью поддерживаю, т.к. считаю, что белорусы, особенно молодые, спиваются именно от пива. Сейчас фокус-группа пивной рекламы — молодежь. Невозможно пройти по Минску — везде на лавочках сидят молодые люди и пьют пиво. Поэтому я пошел бы еще дальше — запретил бы распивать пиво в общественных местах. Моему ребенку пять лет, и когда мы гуляем, к примеру, по парку Горького или площади Якуба Коласа, он спрашивает: “Папа, что это?” Это ненормально.
Второе нововведение достаточно спорное — квотирование рекламных “спотов”:  они должны быть не дольше 4 минут и в целом занимать не больше 30 процентов “прайм-тайма”. На телеканал СТВ это не сильно повлияет, у нас небольшие рекламные паузы. Это ударит только по основным рекламодателям, и то, как мне кажется, не в этом телесезоне, а в следующем. Сегодня рекламные “споты” длятся до 6—7 минут, придется немного ограничить их по времени. Это абсолютно нормально. Наш телеканал строго придерживался старого Закона о рекламе, и новый Закон сегодня мы не нарушаем. И все же я прогнозирую 20—30-процентный рост рекламы в будущем году”.
 
Вера СТЕНЬКОВИЧ, пенсионерка:
“Вот я рада, что сериалы не будут на самом интересном месте всякой дребеденью перебивать. А то невозможно смотреть: кажется, на пять минут моих любимых героев покажут, а потом пятнадцать сиди и смотри бесконечную рекламу. А еще говорят, что анонс передач рекламой не считается. Сил уже нет такое смотреть!”

Анна ЗАПРУДНИК, учитель младших классов:
“Мне в новом Законе больше всего понравился запрет на рекламу пива. После уроков многие наши старшеклассники
пьют пиво прямо в сквере возле школы и никого не стесняются! Как учителю объяснить им, что так не годится, если с телеэкрана день и ночь несутся призывы стать настоящим мужчиной, выпив бутылочку пива? Правильно, что это запретили”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter