Мир изменчив, и изменения в нем настолько стремительны, что угнаться за ними порой очень сложно. Законодательству также необходимо совершенствоваться, чтобы отвечать реалиям времени

Законодательные новации в контексте времени

Модернизация белорусского законодательства продолжается, к этой теме в обществе приковано внимание. В 2021 году в Беларуси введены изменения в КоАП и ПИКоАП, а также Уголовный кодекс. В частности, изменения коснулись ужесточения ответственности за несанкционированные акции. 

Так, согласно статье 24.23, нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий влечет за собой наложение штрафа в размере до 100 базовых величин — это 2900 белорусских рублей (около 1000 долларов). Правда, при повторном привлечении к ответственности по этой статье сумма взыскания увеличивается до 200 базовых.

В обновленном КоАП максимальный срок административного ареста за участие в несанкционированных массовых мероприятиях по-прежнему составляет 15 суток. А вот за повторное в течение года участие в несанкционированном массовом мероприятии грозит наказание от 15 до 30 суток. При этом 30 суток — максимально возможный срок административного ареста.

Еще одно изменение: установлен новый вид административного взыскания — общественные работы. А вот такая мера, как предупреждение, была исключена из КоАП. Общественные работы предполагают выполнение в свободное от основной деятельности, службы или учебы время бесплатных работ, которые направлены на достижение общественно полезных целей. Такие наказания будут применять в качестве основного административного взыскания.

Оскорбление должностного лица 

Обновленный КоАП предполагает за оскорбление должностного лица штраф до 30 базовых, то есть до 870 рублей. За оскорбление в публичном выступлении, СМИ, интернете грозит наказание в виде штрафа от 10 до 200 базовых величин (от 290 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест.

Глобальная проблематика 

Беларусь не единственная страна, которая столкнулась с недостаточностью правового инструментария, позволяющего купировать массовую противоправную активность, чреватую политической дестабилизацией. В такой же юридический тупик попали и попадают и различные государства, в том числе считающиеся образчиками устойчивой демократии.

Вот так, например, подавляют антиковидный протест в Бельгии.

Так, в Нидерландах, где, согласно рейтингам 2021 года, индекс демократии составляет 9 баллов из 10, законодательно установлены четкие «тарифы» на участие в несанкционированных митингах. Если задержанный не причинил ущерба имуществу, не применял насилие к полиции, а просто смотрел или проходил мимо, снимая, например, на телефон, ему грозит штраф от 700 до 1000 евро. Призыв в соцсетях выйти на несанкционированную акцию, нападение на полицию, мародерство и погромы влекут наказание от 8 до 12 месяцев тюрьмы и 18 000 евро штрафа. При этом задержанный заносится в единую базу данных правонарушений — с таким документом устроиться на работу практически невозможно, равно как и взять кредит или ипотеку на всей территории Евросоюза.

В Германии (индекс демократии 8,68) Закон «О собраниях и шествиях» жестко определяет возможные провинности и педантично перечисляет наказания. Спецподразделения имеют право применять дубинки, слезоточивый газ, водометы и по собственному усмотрению огнестрельное оружие. За отказ разойтись или нарушение правил акции штрафуют на 511 евро, за препятствование полиции или сокрытие личности — 1200 евро. Участие в массовых беспорядках чревато тюремным заключением на три года. Если акция согласована, но переросла в протест, штраф может достигать 14 000 евро.

В Великобритании, согласно Закону «Об охране общественного порядка», за несоблюдение установленных условий проведения массовых мероприятий (или подстрекательство к этому) для организаторов предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех месяцев или штраф до 2500 фунтов стерлингов (около 3500 долларов). Участники акции за невыполнение распоряжения полиции могут быть оштрафованы на сумму до 1000 фунтов стерлингов (почти 1400 долларов). Самые суровые наказания — до десяти лет лишения свободы — предусмотрены для участников массовых беспорядков. Провокации и подстрекательство к насилию наказываются сроком до шести месяцев тюрьмы или штрафом до 5000 фунтов стерлингов (примерно 7000 долларов).

В Японии собрания, митинги, демонстрации, а также иные массовые мероприятия проводятся только с разрешения органов публичного управления. В случае проведения мероприятия с нарушениями постановлений об общественной безопасности организаторы манифестации могут быть привлечены к уголовной ответственности. Наказание — заключение сроком до одного года, год принудительных работ либо штраф до 50 000 иен (около 500 долларов). Согласно японским законам, лица, нарушившие любое из условий проведения демонстрации, немедленно подвергаются аресту. Наряду с этим, предусматривается уголовная ответственность за осуществление насилия или угрозу насилия собравшейся толпой, а также за невыполнение приказа разойтись, отданного должностным лицом не менее трех раз.

В Сингапуре, согласно Закону «Об общественном порядке» от 2009 года, за проведение мероприятий без разрешения властей для организаторов массовых акций установлены штраф до 20 000 сингапурских долларов (14 500 долларов США) и/или 12 месяцев тюрьмы. Рядовым участникам грозит штраф в 5000 сингапурских долларов (3600 долларов США), за нарушение правопорядка и неповиновение сотрудникам правопорядка — 10 000 сингапурских долларов (примерно 7200 долларов США) и/или шесть месяцев заключения.

В Уголовном кодексе Швеции содержится определение «преступления против общественного порядка». Статья 16.1 Закона «Об общественных собраниях» от 1956 года № 618 гласит: «Если толпа людей нарушает общественный порядок, показывая намерение использовать групповое насилие против публичной власти или иным путем принудить к чему-либо или воспрепятствовать применяемым мерам, не расходится, когда власти приказывают это сделать, то подстрекатели и руководители должны быть приговорены к тюремному заключению на срок не более четырех лет, а другие участники действий, предпринятых толпой, к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более двух лет за заговор». Согласно статье 6 Устава общественного порядка № 617, лицо, публично распространяющее ложный слух или другое не соответствующее истине утверждение, способное создать опасность публичному спокойствию, порядку или безопасности, должно быть приговорено к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более двух лет.

Распространение личной информации

В эру массового интернет-активизма и бурного развития соцсетей особенно актуальна проблема защиты персональных данных. В обновленном белорусском КоАП появилась статья 23.7. Ею предусмотрено ужесточение ответственности за нарушения в области хранения и распоряжения личными сведениями. Умышленный незаконный сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин. Незаконное же распространение личных сведений влечет наложение штрафа в размере до 200 базовых величин (5800 рублей).

Аналоги без труда обнаруживаются в зарубежном праве. Во Франции недавно принят Закон «О глобальной безопасности», один из пунктов которого запрещает распространять (с целью установления их личности) фотографии или видео полицейских. Если суд решит, что личность сотрудника правоохранительных органов фиксировалась с целью нанести ущерб его психическому или физическому здоровью, виновный подлежит самому строгому наказанию. Преступнику грозит до 75 000 евро штрафа или пять лет заключения.

Подходы к решению проблем, с которыми сталкивается наше государство, являются универсальными, что и подтвердил наш анализ. Мы можем наблюдать, как монополия на государственное насилие реализуется на практике в наиболее развитых странах. Все страны планеты в полной мере используют административно-правовой потенциал государственной системы, на практике доказывая утверждение, что любое преступление должно повлечь за собой неотвратимое наказание.

Дмитрий ТАЛЮК, студент факультета государственного управления и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter