Мировой опыт принятия изменений в Конституцию и белорусский вариант в нем

Законная модернизация


Проект Конституции укрепляет основы белорусской государственности

В ближайшее время на всенародное обсуждение будет вынесен проект Конституции и каждый гражданин сможет стать участником конституционного процесса, подчеркнул Президент в четверг на совместном заседании Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции. Далеко не в каждой стране принцип народовластия столь рельефно прочерчен как в законодательстве, так и в общественном сознании.

Как отмечает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству, член рабочей группы по доработке проекта Конституции Светлана Любецкая, белорусский вариант принятия изменений в Конституцию через проведение референдума закладывает основы нашей государственности:

— Раздел 9 действующей Конституции говорит о том, что изменения в Основной Закон страны можно внести двумя путями: либо путем референдума, либо путем принятия законов. В этом суть нашего конституционного строя. К слову, такой опыт предусмотрен и в других странах.

То, что Конституцию нужно менять, было очевидно уже несколько лет назад. Нас к этому естественным образом подвела смена поколений, трансформация устройства общественной жизни.

Мы видим, как сегодня преломляются взгляды на ценности, традиционные взгляды. Сменился технологический уклад. И эти процессы происходят не только в нашей стране, это мировая тенденция. И мы не можем быть независимы от этих процессов. 

Конституции: древние и молодые

Конституции стран настолько же уникальны, насколько и сами народы. Каждый год появляется примерно пять новых конституций, а 20—30 пересматриваются. Самые молодые конституции — в африканских странах, 19 из 39 африканских конституций написаны после 2000 года.

Менять Конституцию нужно и важно, поскольку с течением времени общественный договор устаревает. Но вопрос о том, каким образом должен быть устроен этот процесс, крайне сложный. 

Один из авторов американской Декларации независимости Томас Джефферсон считал, что Конституцию необходимо менять каждые 19 лет — за это время, по его подсчетам, обновлялась половина жителей, а значит, Конституция уже не представляла их интересы. 

Анализируя тексты конституций различных стран, можно составить впечатление о мировом государственном устройстве. В сети есть специальные сервисы, которые помогают сравнить основные законы различных стран. Так, например, обязанность гражданина платить налоги зафиксирована в 73 из 160 конституций, обязанность служить в армии — в 98 из 160, обязанность работать — в 41 из 160 (в том числе в такой продвинутой стране, как Япония). Впрочем, в текстах основных законов можно найти много любопытного — от арабского алфавита в Конституции Ирана до обозначения координат географических границ государства, как это сделано в островном Тувалу.

История конституционных преобразований

Впервые изменения в Основной Закон США были внесены спустя 4 года после принятия его текста. 15 декабря 1791 года был ратифицирован «Билль о правах», содержавший десять пунктов и даровавший американцам, помимо прочего, пожалуй, самую спорную, вторую, поправку — о праве на ношение оружия. Всего за 221-летнюю историю в американскую Конституцию было внесено 27 поправок, причем их количество за последние полвека исчисляется лишь пятью. Только одна из них (22-я, принятая в 1947 году) касалась длительности правления президента, которое было ограничено двумя четырехлетними сроками.

При этом за всю историю США к принятию предлагалось почти 10 тысяч поправок. Последняя из утвержденных поправок дожидалась признания своей легитимности в течение 203 лет.

Канаду конституционный акт 1982 года окончательно избавил от положения британского доминиона и сделал республику независимой де-юре, пусть и с незначительными оговорками. Поправки в Конституцию вносятся согласно «формуле 7/50», означающей их одобрение двумя третями парламентов провинций и 50 процентами населения всей страны. Первая поправка канадского Основного Закона также расширила права населения, причем коренного, уравняв их с остальным населением. В общей сложности канадская Конституция претерпела десять изменений, последнее из которых — в 2001 году.

Одна из самых любопытных по содержанию и самая большая по объему — индийская Конституция. Написанная Джавахарлалом Неру, она действует с января 1950 года, с того времени в нее было внесено 83 поправки.

А вот в Конституцию Японии с момента принятия в 1947 году не было внесено ни одного изменения. При этом процедура принятия поправки типичная: одобрение ее двумя третями каждой из палат парламента, после этого необходимо получить большинство на всенародном референдуме и подпись императора. Кстати, сам император в данном случае теряет право вето.

Первая Конституция Китая была принята в 1954 году, нынешняя редакция, утвержденная Всекитайским собранием народных представителей в ­1982-м, является уже четвертой по счету. При этом изменения текста свода основных законов страны не носили принципиального характера, однако реагировали на изменения геополитической ситуации в мире и учитывали перспективы развития самого Китая. В нынешний текст Конституции Китая изменения вносились четыре раза — в 1988, 1993, 1999 и 2004 годах. 

Каждая страна сама определяет, каким образом вносить правки в Основной Закон, однако в большинстве государств за изменения в Конституцию обычно либо дважды голосует парламент, либо после утверждения парламентом проводится референдум.

ЭТО ИНТЕРЕСНО


Согласно проекту Comparative Constitutions Project, который позволяет сравнить конституции различных стран по 350 параметрам, самая длинная Конституция — в Индии (146 385 слов), самая короткая — в Иордании (2270 слов).

КОМУ ЗАКОН ПИСАН. И НЕ ПИСАН

Конституции бывают кодифицированные (в виде отдельного свода правил и норм) и некодифицированные. В Великобритании, Новой Зеландии, Израиле конституции не кодифицированы — то есть в виде отдельной книги с таким названием их не существует.

КОМПЕТЕНТНО

Алексей Дзермант, политолог (в эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— Первое — мы проводим референдум и все политические преобразования не для них (западников. — Прим. авт.), а для себя. То есть наша задача — чтобы белорусское общество в этом участвовало, доверяло, принимало итоги референдума и Основной Закон, который будет его результатом. Второе — момент внешнего признания. Нам важно признание прежде всего союзников, которые нас всегда поддерживали, поддерживают и продолжат поддерживать. Думаю, что от них будут и наблюдатели, и мнения. Они имеют авторитетную позицию для того, чтобы эти мнения высказывать.

Если западные структуры изъявят желание наблюдать за референдумом на уважительной основе и без претензий, им никто в этом не откажет. Но пока не вижу такой готовности. По политическим мотивам отказываются от диалога, а где-то уже заранее готовятся к непризнанию итогов. С таким подходом и такой позицией мириться нельзя. Диалог в данных условиях невозможен.

Особого внимания достойна такая новация, как придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию. ВНС — это высший орган народовластия, который в критические моменты должен выполнить роль сдерживающего и стабилизирующего элемента политической системы. 

Особенно это касается моментов выборов, каких-то возможных транзитных ситуаций, связанных с властью. То есть это страховочный механизм, который не позволит государство развернуть, взломать или сделать с ним что-то радикальное и неприятное для нашего общества.

Когда мы встречались на площадках, объезжая Беларусь, люди говорили, что нужно широкое представительство — не только партийцы, депутаты, общественные организации и коллективы. То есть необходимо отражать всю палитру мнений. Поэтому ВНС, думаю, станет органом, который независимо от личности руководителя страны будет выполнять главную задачу — сохранение преемственности и курса, направленного на суверенное развитие нашего государства.

 isaenok@sb.by

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter