Проект Конституции укрепляет основы белорусской государственности
В ближайшее время на всенародное обсуждение будет вынесен проект Конституции и каждый гражданин сможет стать участником конституционного процесса, подчеркнул Президент в четверг на совместном заседании Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции. Далеко не в каждой стране принцип народовластия столь рельефно прочерчен как в законодательстве, так и в общественном сознании.
Как отмечает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству, член рабочей группы по доработке проекта Конституции Светлана Любецкая, белорусский вариант принятия изменений в Конституцию через проведение референдума закладывает основы нашей государственности:
— Раздел 9 действующей Конституции говорит о том, что изменения в Основной Закон страны можно внести двумя путями: либо путем референдума, либо путем принятия законов. В этом суть нашего конституционного строя. К слову, такой опыт предусмотрен и в других странах.
То, что Конституцию нужно менять, было очевидно уже несколько лет назад. Нас к этому естественным образом подвела смена поколений, трансформация устройства общественной жизни.
Мы видим, как сегодня преломляются взгляды на ценности, традиционные взгляды. Сменился технологический уклад. И эти процессы происходят не только в нашей стране, это мировая тенденция. И мы не можем быть независимы от этих процессов.
Конституции: древние и молодые
Конституции стран настолько же уникальны, насколько и сами народы. Каждый год появляется примерно пять новых конституций, а 20—30 пересматриваются. Самые молодые конституции — в африканских странах, 19 из 39 африканских конституций написаны после 2000 года.
Менять Конституцию нужно и важно, поскольку с течением времени общественный договор устаревает. Но вопрос о том, каким образом должен быть устроен этот процесс, крайне сложный.
Один из авторов американской Декларации независимости Томас Джефферсон считал, что Конституцию необходимо менять каждые 19 лет — за это время, по его подсчетам, обновлялась половина жителей, а значит, Конституция уже не представляла их интересы.
Анализируя тексты конституций различных стран, можно составить впечатление о мировом государственном устройстве. В сети есть специальные сервисы, которые помогают сравнить основные законы различных стран. Так, например, обязанность гражданина платить налоги зафиксирована в 73 из 160 конституций, обязанность служить в армии — в 98 из 160, обязанность работать — в 41 из 160 (в том числе в такой продвинутой стране, как Япония). Впрочем, в текстах основных законов можно найти много любопытного — от арабского алфавита в Конституции Ирана до обозначения координат географических границ государства, как это сделано в островном Тувалу.
История конституционных преобразований
Впервые изменения в Основной Закон США были внесены спустя 4 года после принятия его текста. 15 декабря 1791 года был ратифицирован «Билль о правах», содержавший десять пунктов и даровавший американцам, помимо прочего, пожалуй, самую спорную, вторую, поправку — о праве на ношение оружия. Всего за 221-летнюю историю в американскую Конституцию было внесено 27 поправок, причем их количество за последние полвека исчисляется лишь пятью. Только одна из них (22-я, принятая в 1947 году) касалась длительности правления президента, которое было ограничено двумя четырехлетними сроками.
При этом за всю историю США к принятию предлагалось почти 10 тысяч поправок. Последняя из утвержденных поправок дожидалась признания своей легитимности в течение 203 лет.
Канаду конституционный акт 1982 года окончательно избавил от положения британского доминиона и сделал республику независимой де-юре, пусть и с незначительными оговорками. Поправки в Конституцию вносятся согласно «формуле 7/50», означающей их одобрение двумя третями парламентов провинций и 50 процентами населения всей страны. Первая поправка канадского Основного Закона также расширила права населения, причем коренного, уравняв их с остальным населением. В общей сложности канадская Конституция претерпела десять изменений, последнее из которых — в 2001 году.
Одна из самых любопытных по содержанию и самая большая по объему — индийская Конституция. Написанная Джавахарлалом Неру, она действует с января 1950 года, с того времени в нее было внесено 83 поправки.
А вот в Конституцию Японии с момента принятия в 1947 году не было внесено ни одного изменения. При этом процедура принятия поправки типичная: одобрение ее двумя третями каждой из палат парламента, после этого необходимо получить большинство на всенародном референдуме и подпись императора. Кстати, сам император в данном случае теряет право вето.
Первая Конституция Китая была принята в 1954 году, нынешняя редакция, утвержденная Всекитайским собранием народных представителей в 1982-м, является уже четвертой по счету. При этом изменения текста свода основных законов страны не носили принципиального характера, однако реагировали на изменения геополитической ситуации в мире и учитывали перспективы развития самого Китая. В нынешний текст Конституции Китая изменения вносились четыре раза — в 1988, 1993, 1999 и 2004 годах.
ЭТО ИНТЕРЕСНОКаждая страна сама определяет, каким образом вносить правки в Основной Закон, однако в большинстве государств за изменения в Конституцию обычно либо дважды голосует парламент, либо после утверждения парламентом проводится референдум.
Согласно проекту Comparative Constitutions Project, который позволяет сравнить конституции различных стран по 350 параметрам, самая длинная Конституция — в Индии (146 385 слов), самая короткая — в Иордании (2270 слов).
КОМУ ЗАКОН ПИСАН. И НЕ ПИСАН
Конституции бывают кодифицированные (в виде отдельного свода правил и норм) и некодифицированные. В Великобритании, Новой Зеландии, Израиле конституции не кодифицированы — то есть в виде отдельной книги с таким названием их не существует.
КОМПЕТЕНТНО
Алексей Дзермант, политолог (в эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):
— Первое — мы проводим референдум и все политические преобразования не для них (западников. — Прим. авт.), а для себя. То есть наша задача — чтобы белорусское общество в этом участвовало, доверяло, принимало итоги референдума и Основной Закон, который будет его результатом. Второе — момент внешнего признания. Нам важно признание прежде всего союзников, которые нас всегда поддерживали, поддерживают и продолжат поддерживать. Думаю, что от них будут и наблюдатели, и мнения. Они имеют авторитетную позицию для того, чтобы эти мнения высказывать.
Если западные структуры изъявят желание наблюдать за референдумом на уважительной основе и без претензий, им никто в этом не откажет. Но пока не вижу такой готовности. По политическим мотивам отказываются от диалога, а где-то уже заранее готовятся к непризнанию итогов. С таким подходом и такой позицией мириться нельзя. Диалог в данных условиях невозможен.
Особого внимания достойна такая новация, как придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию. ВНС — это высший орган народовластия, который в критические моменты должен выполнить роль сдерживающего и стабилизирующего элемента политической системы.
Особенно это касается моментов выборов, каких-то возможных транзитных ситуаций, связанных с властью. То есть это страховочный механизм, который не позволит государство развернуть, взломать или сделать с ним что-то радикальное и неприятное для нашего общества.
Когда мы встречались на площадках, объезжая Беларусь, люди говорили, что нужно широкое представительство — не только партийцы, депутаты, общественные организации и коллективы. То есть необходимо отражать всю палитру мнений. Поэтому ВНС, думаю, станет органом, который независимо от личности руководителя страны будет выполнять главную задачу — сохранение преемственности и курса, направленного на суверенное развитие нашего государства.