Закон взаимного тяготения

На что жалуется бизнес стран Единого экономического пространства?

На что жалуется бизнес стран Единого экономического пространства?

В конце минувшей недели в Минске состоялся Форум деловых людей — участников Единого экономического пространства, на котором представители бизнеса Беларуси, России и Казахстана обсуждали перспективы работы в таком новом экономическом объединении, как Евразийский экономический союз. Как обещают в верхах, он станет реальностью уже с 1 января 2015 года и при настолько форсированном сближении экономик технических и административных сложностей вряд ли удастся избежать. В форме диалога представители власти и предпринимательских структур попытались предугадать возможные «подводные камни», а также указывали на подобные «рифы» и «скалы» уже существующие.

Выступавший на форуме премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев, говоря о нынешнем уровне сотрудничества в рамках ЕЭП, отметил, что пока не все получается так, как хотелось бы. «Но никто и не говорил, что будет просто. Мы за эти несколько лет много чего наворотили, создали абсолютно беспрецедентный механизм, который в чем-то работает неплохо, а в чем-то не работает совсем», — отметил Дмитрий Медведев. В качестве примера сложностей интеграции глава российского правительства привел Евросоюз, где подобные сложности также имели место, но, в отличие от европейцев, наше экономическое объединение создается в весьма сжатые сроки, и там, где Европа потратила десятки лет, страны ЕЭП уложились в считаные годы. «Евразийский экономический союз подразумевает, что должен быть реализован принцип четырех свобод, то есть беспрепятственного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Это очень трудно, но если мы хотим интеграцию, нам придется снимать барьеры, даже несмотря на все потери, которые понесут экономики наших стран», — заявил Дмитрий Медведев, добавив, что, в частности, Россия готова нести издержки, связанные с интеграцией.

По словам премьера Беларуси Михаила Мясниковича, сейчас только две трети товаров и треть услуг передвигаются в «тройке» свободно. «Общего рынка в прямом смысле этого слова нет, есть противоречия, и все зависит от того, насколько мы готовы создавать общий рынок. Проблема не в бюрократии, а в неконкурентоспособности отдельных товаров и услуг. Когда говорим о возможностях тарифного регулирования, надо посмотреть, какие товары производим и услуги оказываем и насколько они конкурентоспособны с товарами и услугами других стран», — отметил глава белорусского правительства. При этом Михаил Мясникович признал, что и в Беларуси, и в России, и в Казахстане сегодня немало сил тратится на поддержание заведомо неконкурентоспособных предприятий.

В целом, отметив все плюсы работы ЕЭП и Таможенного союза, Михаил Мясникович указал, что позитива могло бы быть и больше. «Если смотреть на данные работы по итогам первого квартала, то товарооборот ЕЭП снизился, так же просело и Содружество. Это тревожно, нам нужно создавать источники роста», — высказал обеспокоенность премьер-министр Беларуси. В качестве точек приложения силы для исправления ситуации Михаил Мясникович отметил необходимость либерализации рынка транспортных услуг, а также отказ от ограничений и изъятий. «Если мы этого не сделаем, будет плохо», — безапелляционно сказал он. «У нас есть поручения глав государств по итогам прошедшего в Астане Высшего Евразийского экономического совета с 1 января 2015 года перейти на новые принципы работы ЕЭП. В течение года нам предстоит адская работа. Но надо наступить на горло песне и создавать нормальный рынок общих товаров и услуг», — задал тон будущей работе белорусский премьер.

Как считает глава Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко, итоги прошлого года во внешней торговле стран ЕЭП оказались более значимыми, нежели итоги предыдущих периодов. «Дело не в размерах, ведь до прошлого года товарооборот рос минимум на 30 %, а по итогам 2012-го показал скромный рост на 8,7 %.

Но это значимая и отличная цифра. В прошлые годы рост взаимной торговли уступал внешней, но теперь ситуация изменилась», — конкретизировал Виктор Христенко. По его словам, рост взаимной торговли — это своеобразная лакмусовая бумажка. «В этой связи важно то, что взаимный экспорт имеет большее значение. Сегодня уже можно констатировать его рост на 11 %. В первом квартале 2013 года ситуация выглядит неважно, наблюдается падение и по внешней, и по взаимной торговле, но если убрать топливно-энергетический комплекс, то ситуация опять же выглядит весьма оптимистично. Сегодня несырьевой экспорт стран ЕЭП приближается к 25 %. Это явный тренд эффективности работы ЕЭП», — отметил позитив Виктор Христенко.

Следует признать, пока «притирка» национальных экономик Беларуси, России и Казахстана местами проходит сложно. Три страны ныне входят в ту стадию своей интеграции, когда главенствующими становятся интересы, которые касаются национальных стратегий государств, и очень важно, чтобы «личное» не перевесило «общественное». Впрочем, бизнес, который всегда отличался сугубой практичностью и жил по принципу «своя рубашка ближе к телу», в меньшей степени интересуется переменами, происходящими где-то там «сверху», и склонен указывать на конкретные недостатки и недочеты, которые мешают ему работать именно в данный момент. Предприниматели ЕЭП жаловались на налоговые и таможенные проблемы, возникающие при выходе на рынки партнеров по Таможенному союзу, на различного рода барьеры ограничений и изъятий, к которым то и дело прибегают участники ЕЭП, а также на существующие сложности в вопросах сертификации товаров.

Понимают эти сложные моменты и чиновники. Так, министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский, в частности, привел такой пример: в России зарегистрировать лекарственное средство стоит около $ 100 тыс. в эквиваленте, в Казахстане — $ 2 тыс., а в Беларуси — еще дешевле. В итоге получается, что бизнес в трех странах заведомо находится в неравных условиях. Существуют сложности в вопросах взаимного доступа на рынки стран-партнеров. «Если говорить о транспортной инфраструктуре, то при перемещении грузов в пределах таможенной территории позиции стран ТС в определении тарифов не всегда совпадают, — отметил министр. — В частности, Россия разрешает перевозить по внутреннему таможенному тарифу только грузы, которые будут ввозиться во внутренние российские порты. Казахские коллеги будут иметь внутренний тариф только тогда, когда грузы будут идти в Актау. А белорусы находятся в недоумении. Если мы создали ТС, значит, перемещение товаров должно быть везде по внутренним согласованным тарифам».

Каждое государство ЕЭП сегодня использует своей перечень изъятий по товарам и услугам, которые подпадают под единые правила регулирования. Такая практика существует по отношению к рынку лекарственных средств и медицинского оборудования, к алкогольному рынку, к отрасли автомобилестроения. Претензии есть в отношении торговли нефтепродуктами. Еще больше изъятий остается в сфере торговли услугами, и здесь наиболее проблемными могут оказаться не только грузоперевозки, но и финансовые и банковские услуги, энергетика, транспорт и телекоммуникации. «Существуют претензии и к Таможенному кодексу Таможенного союза. В нем сегодня 333 нормы, отсылающие к национальным законодательствам. Многие из таких норм не вызывают претензий, но некоторые, несомненно, подлежат реформированию», — отметил глава ЕЭК Виктор Христенко.

Евразийская экономическая комиссия уже пошла навстречу бизнесу. К началу сентября ее руководство пообещало составить список изъятий из соглашений Таможенного союза, от которых необходимо избавиться для создания с 2015 года Евразийского экономического союза. «Мы создадим «белую книгу» товаров и услуг, на которые пока не полностью распространяются нормы договоров Таможенного союза. На основе этого списка будет составлен план по постепенной отмене таких изъятий. Я бы хотел призвать бизнес подключиться к формированию этой «книги», — сказал Виктор Христенко.

Во время форума прозвучало немало интересных идей, которые вскоре обретут бумажную форму и будут представлены на рассмотрение в правительства трех стран и в ЕЭК. В частности, представители бизнеса предложили создать единую визу для въезда в ТС по типу шенгенской, которая позволяла бы иностранцам свободное перемещение по всем трем странам «тройки». Также дельные предложения касались единой политики в области IT-индустрии и единой политики в области подготовки высшего управленческого звена и специалистов высшей квалификации. Было предложено создать фонд поддержки высокотехнологичных проектов в рамках ЕЭП. Совместное развитие научных исследований станет приоритетной задачей, поскольку напрямую влияет не только на рост производства, но и на вопросы национальной безопасности. Участники форума выступили за создание транснациональных научных баз. 

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter