Жители Ивьевского района получили судимости за кражу раритетной коллекции наград, знаков отличия и денежных знаков

Закон высшей справедливости

Отметив свой восемнадцатый день рождения, на следующее утро житель Ивьевского района Арсений Губаревич хотел одного — похмелиться. Какие–никакие деньги на банковском счете у него еще оставались, поэтому можно было продолжить праздник. Выйдя из дома, Арсений засеменил к соседу и давнему приятелю Владиславу Радивиловичу. Тот был старше его на семь лет, однако разница в возрасте не имела значения. Свою радость по случаю наступившего совершеннолетия Арсений решил разделить именно с ним. Так началась история, закончившаяся для ее фигурантов уголовным делом за необычную кражу.

Банкноты из украденной коллекции.

Радивилович встрече обрадовался и, естественно, одобрил предложение посидеть за рюмкой. Однако сообщил, что у него есть неотложные дела в соседнем райцентре — в Лиде. Поэтому предложил Губаревичу идею убить двух зайцев одновременно, составив ему в поездке компанию. Мол, вместе и дела порешаем, и событие отметим.

На вокзале Радивилович купил пачку сигарет и пару бутылок пива. Вручив одну поллитровку Губаревичу, сказал следовать за ним и не задавать лишних вопросов. Так, распивая пенный напиток, приятели дошли до частного сектора. Остановившись у одного из домов, Радивилович бросил всего одно слово: «Пришли».

Увидев недоуменный взгляд спутника, Владислав наконец объяснил, что в этой нежилой хате прежний хозяин хранил коллекцию старинных монет и наград. Поэтому есть шанс без всякого риска ее заполучить и продать. Дело выгодное, надо лишь разбить стекло, влезть внутрь и забрать ценности.

Находившийся под хмельными парами Арсений возражать не стал, с радостью согласившись заработать легких денег. Поднял с земли внушительный булыжник, огляделся по сторонам и метнул камень в окно. Прождав минут десять для большего спокойствия, сообщники через разбитое окно влезли внутрь и принялись осматривать дом, подсвечивая себе фонариками мобильных телефонов. Сначала поиск не задался, и дружки даже было подумали, что затея оказалась напрасной. Наследники вполне могли перевезти ценности в другое место или сбыть. Но затем увидели в шкафу обтянутый полотном планшет, к которому были прикреплены медали и ордена. Стало ясно, что имеет смысл продолжать осмотр. В результате воры нашли все, что искали. Альбомы с монетами, награды, знаки, банкноты и прочие раритеты складировали в дорожную сумку и пакеты, которые обнаружили там же в доме.

Украдено было действительно много: 27 советских и польских медалей начала и середины прошлого века, в т.ч. связанных с событиями Великой Отечественной войны, 148 царских, советских и польских знаков отличия, не считая копий символов отличия. Свыше 200 монет едва ли не всего мира с вековыми историями, около 60 различных банкнот и 40 петлиц и звезд к погонам опять же былых русской и польской армии. Плюс разные мелочи, в частности фотографии. Правда, никакого понятия относительно стоимости коллекции сообщники не имели, отличить оригинал от подделки тоже не могли, поэтому решили ехать в столицу, где продать ее, как получится.

Скупщик врал, что это муляжи.

Дождавшись утра, Арсений и Владислав сели в маршрутку и отправились в Минск. В киоске у железнодорожного вокзала купили газету с объявлениями. Планировали найти скупщика на всю коллекцию, чтобы не растягивать процесс и получить кругленькую сумму наличных. В итоге даже пересеклись с одним из потенциальных покупателей. Однако, осмотрев коллекцию, тот сообщил продавцам, что в ней почти все — муляжи, да к тому же он собирает только банкноты. Поэтому готов купить лишь старинные купюры за... десять долларов, а за остальное может дать на бутылку.

Смекнув, что их хотят выставить дураками, заполучив раритеты даром, дружки от предложения отказались. Рассудили, что рано или поздно найдут того, кто выложит достойные деньги, будучи заинтересованным и в медалях, и в знаках, и в монетах. Но так как в тот момент такого человека на примете не было, решили возвращаться домой.

Надежды сообщников на то, что наследники спохватятся не скоро и потому все будет шито–крыто, не оправдались. Сработал закон высшей справедливости, именуемый некоторыми, включая воров, законом подлости. В то время как разбойники пытались сбыть коллекцию в Минске, мимо обворованной хаты проезжал на машине сын наследника дома, к которому перешла коллекция и который ее бережно хранил в память о покойном родном брате. Более того, он и в доме–то бывал через день, а то и чаще, но накануне кражи угодил в больницу. Тем не менее племянник тоже оказался внимательным. Заметил разбитое оконное стекло, остановил машину, осмотрел дом и, обнаружив пропажу ценностей, вызвал следственно–оперативную группу.

Старший следователь Лидского РОСК Алексей Титов вместе с сыщиками свою работу проделали профессионально, оперативно вычислив незваных визитеров. Нагрянули к ним с обысками, когда воры отсыпались после неудачной поездки в Минск. Учитывая быстро обнаруженную оперативниками сумку с раритетами, отпираться было бесполезно.

Майор юстиции Алексей Титов сообщил:

— В ходе расследования уголовного дела специалисты оценили каждый из экспонатов коллекции. Оказалось, что минский скупщик действительно лукавил. Помимо муляжей, в ней имелись реально дорогостоящие экспонаты. К примеру, нагрудный знак об окончании дипломатического учебного заведения царской России стоимостью не менее пятисот долларов США или два нагрудных польских полковых знака стоимостью около двухсот долларов США каждый. Кроме того, многие предметы имеют не столько материальную, сколько историческую ценность. Например, польская медаль Wojewodstwo Nowogrodzkie (Воеводство Новогрудское — образованная в 1921 году административно–территориальная единица межвоенной Польши. — Прим. авт.) или эстонская монета достоинством 20 центов 1935 года выпуска.

По оценкам экспертов, общий размер похищенного превысил три тысячи деноминированных рублей, однако в случае реализации экспонатов заинтересованным субъектам их стоимость может увеличиться в несколько раз. Тем не менее на квалификации действий злоумышленников данный факт никак не отразился, ведь все было возвращено наследникам.

При вынесении приговора суд учел возвращенное потерпевшим имущество, незапятнанные биографии Губаревича и Радивиловича и их раскаяние в содеянном. В результате за совершенную группой лиц с проникновением в жилище кражу «наградил» каждого тремя месяцами ареста. В качестве действенной превентивной меры этого вполне достаточно. Ну а если в дальнейшем парни все же покатятся по наклонной дорожке, то непременно соберут собственную коллекцию... судимостей.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter