С преступностью в сфере высоких технологий бороться нужно интеллектом

Закон суров, а как иначе

Ставлю сто к одному, что если, к примеру, спросить молодежь, ровесников суверенной Беларуси, зачем в девяностые годы многие водители возили с собой в багажниках бейсбольные биты, кто такие рэкетиры, бригадиры, что такое стрелка, то ответит не каждый. И это хорошо! Хорошо, что свою правоту и крутизну на трассе сейчас доказывают не с помощью биты, а страхового полиса или вовсе в суде. Хорошо, что не рыдают несчастные киоскеры, лишившиеся выручки, — нет уже не только тех, кто это делал, но и самих киосков.

Фото  БЕЛТА

Хотелось бы сказать, что и стрелки (приватные встречи, на которых враждующие стороны решали спорные вопросы, часто заканчивающиеся стрельбой и трупами, а вымогатели всех мастей выколачивали деньги с несчастных коммерсантов) тоже канули в Лету, но нет. Оказывается, с пустырей и строек они переместились в даркнет — так обобщенно называются сайты криминального, нелегального характера. Значит, преступность умнеет, вторгается в сферы высоких технологий.

Да, но если председатель Следственного комитета Иван Носкевич с полным знанием дела об этом говорит, значит, наши правоохранители тенденции эти отслеживают. Для них не секрет, что сегодня 80—90 процентов таких преступлений, как вымогательство и мошенничество, переходят в сферу интернета. Они об этом знают и успешно им противостоят.

О том, как выстроена эта работа, Иван Носкевич на днях докладывал Президенту. Как сразу после завершения приема не преминули отметить аналитики, уровень преступности по сравнению с прошлым годом уменьшился на 13,5 процента. На столько же процентов снизилось и количество возбужденных уголовных дел, всего за пять месяцев зарегистрировано 57 тысяч преступлений.

Понятно: все это не само по себе случилось, это результат планомерной, огромной работы профилактического характера всего правоохранительного блока и в целом органов госуправления.

Лично мне здесь интересны несколько моментов, демонстрирующих высокий профессионализм наших правоохранителей и вызывающих искреннее к ним уважение. Преступление ведь преступлению рознь. В одном случае все на виду, все понятно, всего-то и дел, что скрупулезно все зафиксировать, запротоколировать и в установленные законом сроки передать материалы в суд. Иное дело, когда противоправное деяние совершено в условиях неочевидности, когда ни следов, казалось бы, ни улик, ни свидетелей. И это, как правило, те преступления, которые принято называть резонансными: тяжкие, совершенные с особой жестокостью и цинизмом, бросающие вызов всему обществу. И раскрыть их нужно кровь из носу: принцип неотвратимости наказания только тогда принцип, когда исключения из него исключены категорически.

Ну а теперь припомним, сколько таких преступлений раскрыто только за последние годы. Вот самые свежие, о которых проинформировали Президента: установлен убийца женщины, чье тело было расчленено, изобличены бандиты, дерзко ограбившие ювелирный магазин. Продолжать не буду, ибо даже простое перечисление займет не одну страницу, отмечу одну деталь: современные технологии и высокая квалификация следователей позволяют раскрыть преступления, совершенные чуть ли не десятилетия назад.

Известная истина: нужно быть на голову выше преступника, чтобы успешно противостоять ему. Брать не только физической силой, хотя и без нее в таком деле никак, но и интеллектом. Иначе никак — доля преступлений в сфере высоких технологий, как было доложено Президенту, это 12 процентов от всего их массива. Динамика впечатляет: еще лет шесть-семь назад их было не больше 2 процентов.

Одна из мер противодействия этому — предложение Следственного комитета о создании Института повышения квалификации и переподготовки следственных работников. Логика понятна: учебных заведений, которые готовили бы специалистов, могущих качественно расследовать дела в сфере высоких технологий, нет, а ситуация такова, что любое здесь промедление чревато немалыми издержками и потерями. Это предложение Президентом принято. Обеспечивать учебный процесс будут высококвалифицированные следователи, методисты, руководители различных структурных подразделений, лучшие представители научной общественности страны, которые охотно откликнулись на предложение преподавать в таком институте.

И вот еще о чем. Любое противоправное деяние, будь то IT-афера в мегаполисе или кража денег и нехитрого имущества у наших стариков в отдаленных деревнях, будет расследовано и доведено до логического конца одинаково тщательно. Иначе нельзя: географического признака, как и национального, преступность не имеет, а мы, граждане своей страны, все равны перед законом и все имеем право на защиту своих законных интересов.

mihailkuchko@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter