Все больше белорусских артистов блистают на лучших сценах мира, прославляя свою страну

Закон сохранения места

Можно выступать во всем мире, а жить в Беларуси. Можно блистать на лучших сценах, а затем спокойно возвращаться домой, где тебя любят и ждут.

Многие годы для того, чтобы прославиться, белорусским артистам приходилось уезжать. Иногда близко — в Москву и в Питер. Иногда очень–очень далеко.

ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО
Впрочем, никто из них — уехавших навсегда — ни в малейшей степени не приблизился к рекорду заслуженной артистки Беларуси певицы Оксаны Волковой, которая выступила уже в четырех постановках крупнейшего оперного театра мира — нью–йоркской «Метрополитен–опера».

Петь на сцене «Мэт» считали и считают для себя величайшей честью знаменитейшие певцы мира — Мария Каллас, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Дмитрий Хворостовский. Долгие годы примадонной нью–йоркской оперной сцены была Мария Гулегина, начинавшая свою карьеру как солистка Белорусской оперы и даже успевшая получить звание заслуженной артистки БССР. Но Гулегина родилась и училась в Одессе, а о Беларуси предпочитает не вспоминать. Поэтому я бы не стала записывать ее триумф в актив белорусского искусства. Скорее в пассив: не поняли, отвергли, фактически вынудили уехать.

Оксана Волкова — это совсем другая история. Родилась в Минске, училась в Белорусской академии музыки у народной артистки Республики Беларусь Лидии Галушкиной, на третьем курсе стала солисткой Большого театра Беларуси. Частая гостья в крупнейших оперных театрах мира, включая миланский «Ла Скала». С 2010 года приглашенная солистка Большого театра России на ролях Кармен, Любаши («Царская невеста») и Ольги. Нынешним летом вместе с маэстро Гергиевым блестяще исполнила на фестивале в Люцерне «Песни и пляски смерти» Мусоргского.

И... продолжает жить в Минске, работать в родном коллективе. На все вопросы отвечает: «Потому что я люблю свой театр. И свой дом. Это нормально, по–моему».

Хорошо, что это становится нормой.

В «Метрополитен–опера» Волкову заметили с тех времен, когда она с шестимесячным сыном на руках приехала на знаменитый конкурс Пласидо Доминго «Опералия». Пригласили сначала на подстраховку в «Кармен» (многие певицы — та же Кабалье — стали звездами, удачно заменив заболевшую приму), а потом на роль Магдалены в опере Верди «Риголетто», в которой она дебютировала в январе 2013 года. Ее партнерами по постановке стали тогда мировые звезды Диана Дамрау, Желько Лучич, Петр Бечала. 16 февраля 2013 года этот спектакль по прямой трансляции смотрел весь мир. Потом была роль Сонетки в опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Потом Ольга в «Евгении Онегине» рядом с Анной Нетребко, и тоже прямая трансляция на весь мир. И вот наконец «Сказки Гофмана» Оффенбаха — яркий, сложный спектакль, в котором она играет роль Джульетты и поет знаменитую «Баркаролу».

К слову сказать, «Сказки Гофмана» шли когда–то и у нас в постановке легендарного дирижера Татьяны Коломийцевой и режиссера Юрия Александрова. Но в стране сейчас нет тенора, способного достойно исполнить труднейшую главную роль.

Оксана Волкова — не единственная, кто гастролирует сейчас далеко от дома. Большой театр Беларуси в составе 104 человек участвует в Международном Брукнеровском фестивале в Австрии. Два концерта, огромное количество музыки, при этом другая половина коллектива благополучно осталась дома, в том числе — для участия в праздничном концерте, посвященном Международному дню музыки.

А тем временем в индийском Мумбаи главный дирижер Государственного камерного оркестра Республики Беларусь, заслуженный артист России Евгений Бушков с Симфоническим оркестром Индии и замечательным английским пианистом Стивеном Хафом исполняют Пятый фортепианный концерт Бетховена. И это лучшее доказательство того, что классическая музыка востребована везде, где люди стремятся заглянуть в собственную душу. А вот наша эстрада таким потенциалом, увы, не обладает.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter