В государственном архиве кинофотофонодокументов хранится 40,3 тыс. документов. Почти все они принадлежат "Беларусьфильму"

Закон сохранения фактов

Черно–белому кадру на фото — почти восемь десятков лет. Дата съемки — 1936 год. Несмотря на почтенный возраст, его нельзя назвать ни исторически ценным, ни легендарным: это рабочий материал, один из тысячи. Где и в какой точке Минска он сделан, нам, современникам, остается только догадываться. Сохранилось лишь название — киносюжет «Новые здания, улицы довоенного Минска» — и фамилия режиссера Моисея Берова. Впрочем, в историю белорусского кино эта черно–белая хроникальная короткометражка все же вошла. Сегодня «Новые здания...» — самая ранняя (оригинальная!) работа киностудии «Беларусьфильм», поступившая на постоянное хранение в государственный архив кинофотофонодокументов в Дзержинске. Здесь же, помимо кинохроники, документальных, художественных и анимационных фильмов, на полках мирно соседствуют фотографии, газетные архивы, трофейные материалы. Миллионы документов разных эпох и на разных носителях. От особо ценных, с которых лишь недавно снят гриф «Секретно», до популярных кинолент. История для здешних работников — ежедневная реальность, которая едва умещается на тринадцати этажах единственного в стране подобного архива.



Из шумного Минска в провинциальный Дзержинск архив переехал в 1987 году. Зачем хранилищу понадобилось менять место прописки и почему выбор пал именно на Дзержинск? Вариантов, пускается в воспоминания нынешний директор архива Виктор Баландин, на тот момент было немного:

— Из столицы архив убрали из соображений безопасности. Дело в том, что тогдашняя пленка изготавливалась исключительно на нитрооснове. То есть по своему составу была близка взрывоопасному и горючему пороху. Такие пленки нуждались в исключительных и особых условиях хранения, но долгое время они спокойно себе лежали в самом центре Минска. Случись пожар, последствия были бы самыми разрушительными... Поэтому было принято решение о строительстве специального помещения. И желательно — подальше от города.



В конце 70–х годов стараниями ленинградских архитекторов был разработан уникальный проект, который предусматривал постройку четырех крупных архивов на тогдашней территории Советского Союза. Бюджет, однако, внес в планы строителей свои коррективы. До распада СССР хранилищами успели обзавестись только три города — Таллин, Новосибирск и Дзержинск. Как водится, с переездом в архиве забурлила новая жизнь: оборудовали специальные лаборатории по реставрации и восстановлению поврежденных фотографий и кинопленок, открыли просмотровые залы, изготовили специальные боксы для хранения кино–, фото– и фонодокументов. Мы интересуемся в первую очередь фондами «Беларусьфильма» — сюда, в это 13–этажное строение с окнами до шестого этажа, нас привело одно из читательских писем. Как и в каких условиях хранятся старые пленки национальной киностудии, можно ли переписать их на цифровой носитель и будет ли архив «Беларусьфильма» когда–нибудь оцифрован — сотрудники архива постарались по максимуму удовлетворить читательский интерес. Заведующая отделом обеспечения сохранности документов и фондов Лилия Копать проводит для нас импровизированную экскурсию по одному из хранилищ:

— Всего их четыре. Конкретно в этом размещаются несколько сот коробок с кинопленкой. В них — цветные и черно–белые, игровые и документальные ленты. Размещаем исключительно по принципу цветности. То есть ни год выпуска, ни содержание пленки для нас не важны: цветные — в одну сторону, черно–белые — в другую. Храним и оригиналы, и негативы. Узнать, где и что, достаточно легко: у каждой коробки свои место и порядковый номер.



Первое, на что обращаем внимание, — температура. («Не больше 10 градусов, поэтому архивисты хорошо сохраняются», — шутит заведующая.) Сегодня психрометр показывает всего 8 градусов тепла. И это при том, что столбик термометра за окном перешагнул отметку плюс 16. Но о том, чтобы согреть помещение, естественно, и речи быть не может: при нарушении температурного режима вся документальная киноистория на пленке «заболеет», возможно, даже необратимо.

Принцип расположения стеллажей здесь, уверяет Лилия Викторовна, самый удобный. Если в архиве Белтелерадиокомпании, скажем, не обойтись без крана–штабелера, то тут и стремянку–то используют очень редко:

— Полки сконструированы по принципу «елочки», а высота стеллажей рассчитана на то, чтобы достать пленку, не используя стул или стремянку. Это, на мой взгляд, очень облегчает и ускоряет работу.



Из хранилища на седьмом этаже спускаемся в реставрационную мастерскую к Галине Буркович. В комнате все жужжит и стрекочет — это работает ультразвуковая машина. Дышать здесь, честно признаться, тяжеловато: воздух буквально пропитан запахом растворителя. Сама Галина Анатольевна признается, что уже давно ничего не чувствует — привыкла за 14 лет работы:

— Есть два вида реставрации кинодокументов: на ультразвуковой машине и вручную. Если пленка хорошо сохранилась и дефектов мало, работаем самостоятельно. Меняем скотчевые склейки, чистим пленку перхлорэтиленом. Если загрязнения сильные — отправляем на машину. Но ультразвуку подвластно тоже не все. Машина убирает, например, масляные пятна, налеты. А вот избавить пленку от царапин или налипшей бумаги ей пока не по силам.

Здесь же в мастерской борются и с различными порчами кинодокументов. «Недугов» у них много, начиная от биоповреждений и заканчивая механическими разрушениями.

— Самая страшная напасть — грибок, который поражает пленку, после чего начинается разложение эмульсионного слоя. Затормозить этот процесс можно, но остановить, увы, невозможно.

Перед тем как попасть на реставрацию, кинодокументы, поступившие в архив на хранение, проходят через отдел технического контроля. Все сотрудники работают в белых перчатках, чтобы не повредить главное сокровище — пленку. Мы вошли в затемненную комнату как раз в тот момент, когда архивист Зоя Кашевич проверяла на наличие дефектов одну из беларусьфильмовских кинопленок. Пригляделись к коробке: «Воспоминания о Якубе Коласе. Позитив. Киностудийный летописный материал». Зоя Васильевна сетует:

— Позитивы, к сожалению, поступают к нам в очень плохом состоянии. Некоторые порваны, другие поражены плесенью. Наша задача — определить и зафиксировать все дефекты. Если на пленке есть царапины, которые будут видны на экране, их тоже помечаем.



Каждому работнику здесь положено молоко — по пол–литра на человека в день. Молоко выдают за вредность, которую причиняет работа с пленкой и плесенью. Но свой архив даже с вредной для здоровья работой и небольшой заработной платой сотрудники любят. Заведующая отделом Жанна Мелешкевич разводит руками:

— Я работаю здесь уже 20 лет, а Зоя Васильевна, например, все 28 лет — с момента открытия архива. Наша работа очень похожа на труд археологов: мы восстанавливаем факты, имевшие место в давно минувшие дни. А ведь за каждым таким фактом — жизнь и судьба тысяч людей, из которых потом складывается портрет всей эпохи.

Кстати

Самые ранние фильмы киностудии «Беларусьфильм», поступившие на постоянное хранение в архив:

— киносюжет «Новые здания, улицы довоенного Минска», 1936 г. выпуска, режиссер М.Беров, 1 часть, черно–белый, немой;

— документальный фильм «Пленум дружбы», 1936 г. выпуска, режиссер И.Шульман, 2 части, звуковой, черно–белый, производство «Белгоскино»;

— художественный фильм «Город мастеров», 1965 г. выпуска, режиссеры В.Бычков, Н.Калинин, Ю.Филин, 8 частей, цветной, язык — русский;

— анимационный фильм «Два взгляда на одно и то же», 1972 г. выпуска, режиссер В.Голиков, одна часть, цветной, язык — русский.

Справка «СБ»

Центральный государственный архив фотофонокинодокументов (ЦГАФФКД) был создан 29 марта 1941 года, однако реальная работа с документами там началась только после освобождения территории Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков.

С октября 1949 года ЦГАФФКД располагался в здании церкви Святой Марии Магдалины в Минске. В 1987 г. архив переехал в город Дзержинск Минской области.

В мае 1993 г. архив переименован в Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов (БГАКФФД). С февраля 2001 года — «Учреждение «Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов». Сейчас в его фондах хранится 254 тыс. единиц фотодокументов, 40,3 тыс. кинодокументов, почти 18 тыс. фонодокументов и более 4 тыс. видеодокументов.

3 наивных вопроса директору архива кинофотофонодокументов Виктору Баландину

1. В архиве хранятся оригиналы кинопленок?

— Да, весь исходный материал попадает к нам в соответствии с Законом «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь». На киностудии, как правило, остается позитивная копия для презентации ленты на различных конкурсах и кинофестивалях.

2. Часть фильмов (оригиналов) киностудии «Беларусьфильм», выпущенных в советское время, хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске и в Госфильмофонде (г. Белые Столбы). Может ли киностудия на них претендовать?

— Этот вопрос неоднократно поднимался на межправительственном уровне Союзного государства. В России сейчас хранится около 3 тысяч оригинальных фильмов, созданных на нашей киностудии. К сожалению, получить оригиналы не представляется возможным, можно лишь сделать их копии. Несколько лет назад мы подготовили список, в который вошли полторы тысячи фильмов. Но нужно понимать, что процесс копирования (с тем чтобы на выходе получить качество оригинала) — удовольствие дорогостоящее. Пару лет назад, помню, час работы специалистов стоил 500 долларов. Сумма, сами понимаете, за эти полторы тысячи фильмов получилась космической. В итоге идея так и погибла.

3. Есть ли у кинофонда страховые копии?

— В архиве на микрофишах и микрофильмах хранится страховой фонд особо ценных документов всех архивов Беларуси. В том числе и архива «Беларусьфильма». Все пользовательские копии доступны для работы в читальных залах.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 73 (24703). Пятница, 17 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter