Закон сохранения энергии

В Западной Европе корпорации платят за тысячу кубов газа 500 долларов и больше. И ничего, живут. Выпускают при этом конкурентные товары, зарабатывают прибыль, увеличивают ВВП...
В Западной Европе корпорации платят за тысячу кубов газа 500 долларов и больше. И ничего, живут. Выпускают при этом конкурентные товары, зарабатывают прибыль, увеличивают ВВП. Бережное отношение к теплу, газу и электричеству отложилось у менеджеров и подчиненных в подсознании. Экономят, не задумываясь. Жизнь заставила. В 70–е небогатую на ресурсы Европу залихорадило от взметнувшейся на биржах цены барреля. Пришлось, как теперь говорят у нас, искать внутренние ресурсы.

Скачок с начала 2007–го цен на нефть и газ обернулся для нашей экономики испытанием. Запаса прочности хватило. Выдержала. Но опять же, кроме аверса медали (удорожание продукции, повышение коммунальных платежей etc.), есть и реверс. Время безалаберности и головотяпства кончилось!

Пару иллюстраций из собственного журналистского багажа. Зона отдыха вблизи поселка Радошковичи. Санаторий «Звездный». Директор его — в центре внимания телекамер, диктофонов и представителей департамента по энергоэффективности — не рад свалившейся на него известности. Теплом отдыхающих в «Звездном» снабжает памятник богатому на углеводороды Советскому Союзу — котельная на мазуте, построенная в 1978 году. Себестоимость одной гигакалории в санатории в 6 раз выше, чем в расположенном рядом «Сосновом бору», где старую котельную демонтировали и взамен поставили агрегат на дровах. Звучит вопрос: «А почему вы не последовали примеру соседа, ведь рядом лесничество и государство готово предоставить деньги для переоборудования?» Директор сбивчиво отвечает: «Присматриваемся, подыскиваем партнеров, ведем расчеты». «Уже три года присматриваются», — недовольно шепчет за моей спиной сотрудник департамента по энергоэффективности. Что тут сказать?

Другой пример. Деревообрабатывающее предприятие «Мозырский ДОК». Производственный цех завален опилками, стружками, щепками. А котельная, что отапливает производство, работает на мазуте. Рентабельность, как несложно догадаться, ниже нуля...

В либеральной модели экономики описанные выше конторы давно бы обанкротились. А работников, которые привыкли топить ассигнациями, любой босс гнал бы с предприятия взашей. Но у нас государство до какого–то времени, можно сказать, «нянчилось» с транжирами. Ошибки на местах исправлялись бюджетными дотациями, освобождением от части налогов, льготированием кредитных ставок и т.д. Кто–то эту помощь грамотно использовал, перевооружил производство, снизил затраты на отопление и электричество (как пример, 1–я Минская птицефабрика, Минский тракторный завод), а кто–то продолжал паразитировать за государственный счет. Настало время платить по счетам! Как во всем цивилизованном мире.

Директива № 3 придаст всем этим соображениям юридическую силу. Появляется инструмент борьбы с разгильдяйством в отношении энергоресурсов, а по сути, в отношении денег налогоплательщиков. Документ должен принести на госпредприятия подход капиталиста, который считает каждую копейку. Купить за бюджетные средства котел на местных видах топлива — хорошо. А вот забрасывать в него вместо просушенной высококалорийной щепы полусырые бревна (картинка совсем нередкая) — еще вчера было плохо. Сегодня уже недопустимо.

Так что будем экономнее. За дело!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter