Закон сохранения доверия. По нему строит свои отношения с учениками обладатель диплома I степени республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников “Учитель года Республики Беларусь” физик Олег КУПРАЦЕВИЧ

В жлобинской средней общеобразовательной школе № 10 он преподает уже 11 лет. Хотя, по правде сказать, никак не ожидал, что задержится у доски с мелом в руке надолго. Даже несмотря на то, что профессия педагога была предопределена ему едва ли не на генетическом уровне: и бабушка Зинаида Федоровна, и родная тетя Надежда Владимировна в свое время работали учительницами. Серьезный, вдумчивый паренек был просто влюблен в физику. И подобно многим подросткам с аналитическим складом ума несколько свысока относился к гуманитарным предметам: подумаешь, мол, история! Куда интереснее все эти колбы, силы трения, упорядоченное движение частиц...

“Буду инженером! — решил про себя новоиспеченный выпускник вуза, отправляясь на первый урок в школу, куда попал по распределению. — Как только закончится “обязаловка”, тут же заберу документы!” Молодому педагогу досталась параллель из девяти (!!!) профильных классов. И хватило нескольких недель, чтобы несостоявшийся инженер понял: он нашел свое место под солнцем. Больше разговоров о смене профессии Олег Купрацевич не заводил никогда.
— Можете представить себе подряд семь уроков в семи параллелях весьма эрудированных и подкованных в физике классов? — то ли спрашивает, то ли предается ностальгическим воспоминаниям Олег Анатольевич. — С одной стороны, мне повезло: никого не нужно насильно заинтересовывать предметом, все ребята как на подбор обожают точные науки. С другой — слишком уж их много, урок по механике — основам всех основ — пришлось проводить несчетное количество раз. К концу дня фразы путались в сознании, мне казалось, я говорю под фонограмму. Почти как в печально знаменитом анекдоте про студентов и профессора: в четвертый раз объяснил, сам уже все понял, а они — нет...
Золотое правило, которое Олег Анатольевич взял на вооружение с первых дней своей работы и с которым не намерен расставаться никогда, заключается в том, чтобы максимально приблизить физику... к лирике! Если точнее, всегда уметь объяснить материал с помощью наглядных примеров из жизни.
— Ошибка многих педагогов заключается в том, что они начинают говорить языком цифр и формул, напрочь забывая о стремительно меняющемся темпе жизни, о современном подходе к обучению нового поколения. Нынешние дети совсем не те, что были еще десять-пятнадцать лет назад. Они умны, пытливы, эрудированны. Смотрят телевизор, читают книжки, ищут информацию в Интернете. Если им удается поставить своим вопросом преподавателя в тупик, они сразу теряют к нему доверие. А если к тому же учитель не может объяснить предмет так, чтобы дети его поняли, то одновременно с доверием теряется уважение. Я из тех педагогов, которые искренно считают: не бывает плохих учеников. Даже к самому безнадежному тугодуму можно, если постараться, найти подход.
Среди воспитанников Олега Анатольевича, кстати, тугодумов, по его же собственному признанию, никогда не было и нет, но это не лишает учителя удовольствия искать оригинальные подходы к освещению каждой темы урока. Обыкновенное сопротивление проводника — как его доходчиво объяснить? Все просто: представляем движение тока в виде бегущей в столовую толпы учеников, которая внезапно натыкается на закрытую между этажами дверь. Если открыть две створки двери, поток ребят, спешащих на обед, будет большим, чем при открытой одной створке. Еще пара-тройка аллегорий — и мы приходим к простому выводу: чем меньше площадь поперечного сечения, тем больше сопротивление проводника.
— Вообще ассоциации — моя слабость, — говорит педагог. — Одно очень для меня непростое конкурсное задание, помню, едва не свело на нет все мои предыдущие достижения. Нужно было провести мини-урок на сцене и в течение 20 минут объяснить тему: “Не имей сто рублей, а имей...”. Меня здорово поддержали коллеги-конкурсанты. Все предложили свои варианты ответа на этот вопрос и в итоге смогли угадать продолжение фразы: “... сто идей!”. Еще одно очень яркое воспоминание: как мы объясняли идею реактивного движения при помощи надутых шариков, которые, как только их отпустили, разлетелись по залу... Кстати, благодаря конкурсу я узнал о себе много нового. Например, что в критической ситуации способен быстро принимать верные решения. И что в меня безоговорочно верит моя семья: жена Галина, дочка Янита и сын Савелий...
— Рискнете дать совет признанного мэтра педагогики своим начинающим коллегам?
— В нашей профессии ни в коем случае не должно быть равнодушия к своим воспитанникам. Это во-первых. Эмоции остаются с нами и тогда, когда рабочий день давно закончен. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы общаться с учениками на дружеской ноге. С удовольствием болею с ребятами за наш хоккейный клуб, обсуждаю с ними горячие новости. Во-вторых, с учениками нужно быть предельно честным. Строить отношения по закону сохранения доверия: доверять детям и сделать так, чтобы они тебе тоже доверяли. Не допускать предвзятости и уж, конечно, не выпячивать любимчиков, которые рано или поздно появляются у каждого преподавателя в любом классе. Не скрою, и у меня такие имеются. Они работают больше остальных, и спрос с них строже. Такая вот у меня любовь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter