ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об органах внутренних дел Республики Беларусь

Принят Палатой представителей  27 июня 2007 года

Одобрен Советом Республики 29 июня 2007 года

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь (далее - органы внутренних дел), устанавливает обязанности и права органов внутренних дел и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Органы внутренних дел и их назначение
Органы внутренних дел — государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Статья 2. Основные задачи органов внутренних дел
Основными задачами органов внутренних дел являются:
защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;
защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;
оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
На органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи.
Статья 3. Правовая основа деятельности органов внутренних дел
Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, указы и декреты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь.
Статья 4. Принципы деятельности органов внутренних дел
Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах:
законности;
уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;
гуманизма;
единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;
сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.
Статья 5. Гласность в деятельности органов внутренних дел
Деятельность органов внутренних дел является гласной, открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не  противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Органы внутренних дел в порядке и пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь, информируют государственные органы, общественные объединения, средства массовой информации, граждан о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению.
Статья 6. Деятельность органов внутренних дел и права граждан
Органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств.
Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.
Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения, относящиеся к его личной жизни, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 7. Взаимодействие органов внутренних дел с другими государственными органами, иными организациями и гражданами
Органы внутренних дел осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами.
Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в исполнении возложенных на них обязанностей, определенных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие в  Республике Беларусь услуги почтовой связи и электросвязи общего пользования, обязаны по письменному обращению органов внутренних дел включать в состав аппаратных средств дополнительные сертифицированное оборудование и программные средства, обеспечивать при наличии санкции прокурора (его заместителя) доступ сотрудников органов внутренних дел к специальному оборудованию для снятия информации с технических каналов связи, а также создавать другие условия, необходимые для проведения органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий.
Граждане могут добровольно участвовать в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел, в том числе на конфиденциальной основе, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Взаимодействие органов внутренних дел с иностранными организациями осуществляется в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел
Президент Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел:
осуществляет общее руководство органами внутренних дел;
утверждает положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь (далее — Министерство внутренних дел) и его департаментах;
утверждает Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, текст Присяги лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
определяет штатную численность органов внутренних дел;
согласовывает по представлению Министра внутренних дел Республики Беларусь (далее — Министр внутренних дел) структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел;
принимает решения об образовании, реорганизации и ликвидации департаментов Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел;
устанавливает перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел и соответствующие этим должностям специальные звания;
назначает на должность и освобождает от должности Министра внутренних дел и его заместителей, начальников департаментов Министерства внутренних дел, Государственного экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел, учреждения образования “Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь”, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел, а также руководителей других подразделений органов внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
утверждает перечень вооружения, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
устанавливает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
принимает решения о привлечении органов внутренних дел для усиления охраны общественного порядка, обеспечения режимов чрезвычайного положения и военного положения;
устанавливает перечень объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел;
принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел
Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел:
обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь, положений настоящего Закона по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;
осуществляет иные полномочия, делегированные ему Президентом Республики Беларусь, а также полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 10. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в сфере деятельности органов внутренних дел
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в сфере деятельности органов внутренних дел:
предоставляют органам внутренних дел административные и иные помещения, коммунальные, бытовые и иные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
обеспечивают потребности органов внутренних дел в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, предоставляют для дислокации органов внутренних дел земельные участки;
обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, в пределах своей компетенции могут устанавливать другие, не предусмотренные настоящим Законом гарантии по их социальной защите.
Местные исполнительные и распорядительные органы согласовывают кандидатуры на должности начальников органов внутренних дел, входящих в структуру этих исполнительных и распорядительных органов.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Статья 11. Система органов внутренних дел
Систему органов внутренних дел образуют:
организационно:
Министерство внутренних дел (центральный аппарат);
территориальные органы внутренних дел — главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты (далее, если не указано иное, — органы внутренних дел на транспорте);
учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;
функционально:
милиция;
подразделения предварительного расследования;
подразделения по гражданству и миграции;
подразделения охраны;
подразделения финансов и тыла;
органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
В систему органов внутренних дел входят также иные подразделения, которые создаются по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, и другие организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.
Статья 12. Министерство внутренних дел
Министерство внутренних дел — республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел (далее — внутренние войска), осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Статья 13. Руководство органами внутренних дел
Общее руководство органами внутренних дел осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь.
Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществляет Министр внутренних дел.
В городе Минске, областях, других городах, районах (районах в  городах) руководство органами внутренних дел осуществляется соответственно начальником главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областного исполнительного комитета, управления, отдела внутренних дел городского, районного исполнительного комитета (местной администрации), а органами внутренних дел на транспорте — начальником соответствующего органа внутренних дел на транспорте.
Начальники управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел. Начальники отделов, отделений, линейных пунктов, подчиненных управлению внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел, назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министром внутренних дел.
Начальник главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, начальники управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов являются старшими оперативными начальниками дислоцирующихся на данной территории подразделений органов внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск в объеме прав, определяемых Министром внутренних дел.
Статья 14. Милиция
Милиция — система подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Милиция состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Статья 15. Криминальная милиция
Криминальная милиция решает задачи профилактики, выявления, пресечения преступлений, розыска лиц, их совершивших, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, идентификации неопознанных трупов.
В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности криминальной милиции.
Криминальная милиция входит в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте. По решению Министра внутренних дел могут создаваться также межтерриториальные подразделения криминальной милиции (кроме специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, создаваемых в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь).
Начальники криминальной милиции области, города, района (района в городе), криминальной милиции органов внутренних дел на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министром внутренних дел.
Статья 16. Милиция общественной безопасности
Милиция общественной безопасности решает задачи обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, общественной безопасности, охраны общественного порядка, профилактики, выявления, пресечения преступлений, административных правонарушений, розыска лиц, их совершивших, и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
В состав милиции общественной безопасности входят оперативно-дежурные службы, служба участковых инспекторов милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, строевые подразделения милиции, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, подразделения, предназначенные для содержания лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности милиции общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности входит в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте. По решению Министра внутренних дел могут создаваться также межтерриториальные подразделения милиции общественной безопасности.
Начальники милиции общественной безопасности области, города, района (района в городе), милиции общественной безопасности органов внутренних дел на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министром внутренних дел.
Статья 17. Подразделения предварительного расследования органов внутренних дел
Подразделения предварительного расследования органов внутренних дел (далее — подразделения предварительного расследования) осуществляют в пределах своей компетенции предварительное следствие и дознание по уголовным делам.
В состав подразделений предварительного расследования входят подразделения предварительного следствия и дознания.
Подразделения предварительного расследования входят в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте.
Начальники подразделений предварительного расследования области, города, района (района в городе), подразделений предварительного расследования органов внутренних дел на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министром внутренних дел.
Статья 18. Подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел
Подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел (Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел, подразделения по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел) осуществляют меры, направленные на реализацию законодательства о гражданстве и миграции, в том числе о выезде из Республики Беларусь и въезде в Республику Беларусь граждан, о передвижении и выборе ими места жительства, о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, о  предоставлении статуса беженца или убежища на территории Республики Беларусь.
Подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел входят в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций).
Статья 19. Подразделения охраны органов внутренних дел
Подразделения охраны органов внутренних дел (Департамент охраны Министерства внутренних дел и подчиненные ему подразделения) осуществляют функции в сфере охранной деятельности, охрану общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования.
Организационная структура, формы, методы и направления деятельности подразделений охраны органов внутренних дел определяются законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 20. Подразделения финансов и тыла органов внутренних дел
Подразделения финансов и тыла органов внутренних дел (Департамент финансов и тыла Министерства внутренних дел, подразделения финансов и тыла территориальных органов внутренних дел) осуществляют организацию финансовой и тыловой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечивают их финансирование и централизованное снабжение материальными ресурсами, разрабатывают и реализуют меры, направленные на создание необходимых социально-бытовых условий для сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, членов их семей.
Организационная структура, формы, методы и направления деятельности подразделений финансов и тыла органов внутренних дел определяются законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 21. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел и подчиненные ему подразделения и учреждения) организуют (осуществляют) исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования, осуществляют розыск лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности.
Организационная структура, формы, методы и направления деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы определяются законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Статья 22. Обязанности органов внутренних дел
Органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны:
обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства;
принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также по защите собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
осуществлять противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом;
принимать меры общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;
выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, осуществлять производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;
принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информацию о происшествиях, незамедлительно реагировать на них;
уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях проникновения в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций;
обеспечивать содержание, охрану и конвоирование лиц, содержащихся под стражей;
обеспечивать безопасность участников уголовного процесса, лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел при подготовке и  проведении оперативно-розыскных мероприятий, их близких и  имущества от преступных и иных противоправных посягательств, а также безопасность суда при рассмотрении дел;
обеспечивать в установленном порядке государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких;
разыскивать лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, проводить мероприятия по идентификации неопознанных трупов, установлению личности граждан, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения, или граждан, которые отказываются сообщить о себе сведения, заблудившихся или подкинутых несовершеннолетних, установлению их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
вести учет граждан по месту жительства, выдавать гражданам документы, удостоверяющие их личность, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о гражданстве и миграции;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, государственную регистрацию и государственный учет транспортных средств, выдачу водительских удостоверений, регулировать дорожное движение;
проводить исследования и экспертизы по материалам и уголовным делам, материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об административных правонарушениях, вести криминалистические учеты;
участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения;
обеспечивать контрольно-пропускной режим на территориях зон эвакуации (отселения), первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население;
принимать неотложные меры по спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
осуществлять лицензирование (участвовать в осуществлении лицензирования) видов деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
контролировать соблюдение установленных правил открытия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на органы внутренних дел, осуществлять контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение, транспортировку, перевозку, ввоз на территорию Республики Беларусь и  вывоз за ее пределы оружия и боеприпасов к нему, на открытие и   функционирование стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных и штемпельно-граверных мастерских, изымать у организаций и граждан оружие и боеприпасы к нему при нарушении правил их хранения, использования, а также в  других случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
обеспечивать сохранность найденных и сданных в органы внутренних дел документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры к их возврату законным владельцам;
проводить обязательную и добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию;
осуществлять превентивный надзор и профилактическое наблюдение за осужденными;
организовывать (осуществлять) исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования;
выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 23. Обязанности сотрудников органов внутренних дел
Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.
Каждый сотрудник органов внутренних дел на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему должностных лиц и других граждан с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного выявления таковых обязан:
принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, выявлению очевидцев преступления, административного правонарушения, охране места происшествия;
сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.
Сотрудник органов внутренних дел должен принять меры по немедленному оказанию медицинской и другой необходимой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или опасном для жизни или здоровья состоянии.
Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Статья 24. Права органов внутренних дел
Органам внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставляется право:
осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей с возмещением в установленном порядке причиненного вреда;
направлять в установленном порядке на освидетельствование лиц на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ либо доставлять их для проведения освидетельствования в организации здравоохранения, если результат освидетельствования имеет значение для подтверждения или опровержения факта преступления, административного правонарушения или обстоятельств их совершения;
доставлять в органы внутренних дел лиц без определенного места жительства и занятий в целях установления их личности, проверки по учетам органов внутренних дел и оказания им социальной либо медицинской помощи, а также лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями явную опасность для себя или окружающих, в целях передачи их в организации здравоохранения или по месту жительства;
поощрять граждан, отличившихся в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
Органам внутренних дел в соответствии с законом предоставляется право задерживать и содержать в местах содержания под стражей, помещать в иные предназначенные для содержания лиц помещения подразделений органов внутренних дел:
подозреваемых (обвиняемых);
лиц, в отношении которых ведется административный процесс, лиц, подвергнутых административному аресту;
лиц, подлежащих депортации или высылке из Республики Беларусь в принудительном порядке;
лиц, направляемых на принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании;
несовершеннолетних при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Органам внутренних дел предоставляются также другие права в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 25. Права сотрудников органов внутренних дел
Сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право:
требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;
производить личный обыск лиц, задержанных на основании и  в  порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;
вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
участвовать в осуществлении предполетного досмотра членов экипажа воздушного судна, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почтовых отправлений, перевозимых на воздушном судне, бортовых запасов воздушного судна;
осуществлять досмотр транспортных средств при проведении операции по задержанию лиц, совершивших преступление или побег из-под стражи, на участках местности, где вероятно их появление, а также при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов;
требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на охраняемых объектах;
проверять на охраняемых объектах у граждан документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) граждан, въезд (выезд) транспортных средств, внос (ввоз) имущества на охраняемые объекты и вынос (вывоз) имущества с охраняемых объектов, принимать меры по поиску и задержанию на территории охраняемых объектов лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;
проверять состояние установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;
входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций и осматривать их при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление либо находятся подозреваемый (обвиняемый), скрывшийся от органа, ведущего уголовный процесс, лицо, уклоняющееся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, а также беспрепятственно входить в жилые помещения и иные законные владения лиц, находящихся под превентивным надзором;
изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов по дорогам (их отдельным участкам), а также доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий, обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности;
останавливать транспортные средства и отстранять от упр

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter