Закон Республики Беларусь

О прокуратуре Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 
11 апреля 2007

годаОдобрен Советом Республики
20 апреля 2007 года

Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на прокуратуру Республики Беларусь, а также устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.

РАЗДЕЛ I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Прокуратура Республики Беларусь
Прокуратура Республики Беларусь (далее — прокуратура) — единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Статья 2. 
Правовая основа деятельности прокуратуры
Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.
Статья 3. 
Отдельные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе
Применяемые в настоящем Законе термины и понятия имеют следующие значения:
гражданин — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства, если иное не определено в настоящем Законе;
прокурор — действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в настоящем Законе;
прокурорский работник — прокурор, следователь прокуратуры, стажер прокуратуры;
руководители органов прокуратуры — Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский транспортный и Белорусский военный прокуроры (далее — приравненные к ним прокуроры), а также прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры;
работник прокуратуры — лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником;
следователь прокуратуры — старший следователь по особо важным делам, следователь по особо важным делам, старший следователь по важнейшим делам, следователь по важнейшим делам, старший следователь, следователь, старший следователь-криминалист, следователь-криминалист;
специализированные прокуратуры — Белорусская транспортная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие транспортные прокуратуры, Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие военные прокуратуры, действующие на правах прокуратуры области или района, района в городе, города, межрайонной прокуратуры;
территориальные прокуратуры —прокуратуры областей, прокуратура города Минска, прокуратуры районов, районов в городах, городов и межрайонные прокуратуры.
Статья 4. 
Задачи и направления деятельности прокуратуры
1. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и  организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — надзор за исполнением законодательства);
исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
2. Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и  коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
3. Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
4. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — процессуальное законодательство).
Статья 5. 
Основные принципы деятельности прокуратуры
Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Статья 6. 
Законность при осуществлении деятельности прокуратуры
1. В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим Законом и иными законодательными актами.
2. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и  иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Статья 7. 
Равенство всех граждан перед законом
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.
Статья 8. 
Независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров
ышестоящим прокурорам
1. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
2. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь.
3. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Статья 9. 
Гласность в деятельности прокуратуры
1. Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
2. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.
3. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Статья 10. 
Обязательность исполнения требований прокурора
1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
2. Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
3. Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и законодательными актами, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.
Статья 11. 
Участие прокурора в заседаниях государственных органов и иных государственных организаций
1. Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители вправе в установленном порядке принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и образуемых ими комиссий и иных органов, Конституционного Суда Республики Беларусь, Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
2. Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители и  нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, а по их поручению и иные прокурорские работники вправе в установленном порядке участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов и иных государственных организаций.
Статья 12. 
Координация деятельности по борьбе с преступностью
1. Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (далее — координационное совещание), в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
2. Порядок работы координационного совещания и полномочия его председателя определяются Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
3. В целях обеспечения координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, прокурор:
проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);
дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, обязательные для исполнения;
заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией;
истребует статистическую и иную необходимую информацию;
представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией;
информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, через средства массовой информации.
Статья 13. 
Участие в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства
1. Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе издавать в  пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе утверждающих положения и инструкции.
2. Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений.
3. Генеральная прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.
4. Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.
Статья 14. 
Рассмотрение в органах прокуратуры обращений граждан и организаций
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами.
2. Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения должностными лицами обращений граждан и организаций.
3. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.
Статья 15. 
Международное сотрудничество
1. Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусская транспортная и Белорусская военная прокуратуры (далее - приравненные к ним специализированные прокуратуры) в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.
2. Генеральная прокуратура Республики Беларусь в пределах своей компетенции участвует в заключении международных договоров Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 16. 
Система органов прокуратуры
1. Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
2. Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
3. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь.
Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
Статья 17. 
Генеральная прокуратура Республики Беларусь
1. Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры.
Генеральную прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь.
Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого.
2. Генеральная прокуратура Республики Беларусь:
контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
участвует в нормотворческой деятельности;
представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
3. Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.
Положение о Научно-консультативном совете при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь и его состав утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Статья 18. 
Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Республики Беларусь
1. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Сообщения о назначении Генерального прокурора Республики Беларусь на должность и об освобождении его от должности публикуются в средствах массовой информации.
2. Генеральный прокурор Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.
3. Генеральный прокурор Республики Беларусь может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.
4. В отсутствие Генерального прокурора Республики Беларусь или в  связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь, а в случае отсутствия первого заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей.
5. Президент Республики Беларусь может возложить исполнение обязанностей Генерального прокурора Республики Беларусь на первого заместителя или одного из заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Статья 19. 
Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры
Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.
Статья 20. 
Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры
Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.
Статья 21. 
Коллегии органов прокуратуры
1. Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.
2. В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.
3. В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.
4. На заседаниях коллегий:
рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;
заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;
заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.
5. Перечень вопросов, обсуждаемых на коллегиях, определяется председателями коллегий.
Статья 22. 
Следственный аппарат прокуратуры
1. Следственный аппарат Генеральной прокуратуры Республики Беларусь состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников и заместителей начальников структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи-криминалисты.
2. Следственные аппараты прокуратур областей, города Минска и  приравненных к ним специализированных прокуратур состоят из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, а также начальников и заместителей начальников структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи-криминалисты.
3. Следственные аппараты прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур состоят из старших следователей и следователей.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
Статья 23. 
Полномочия Генерального прокурора Республики Беларусь
1. Генеральный прокурор Республики Беларусь возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
2. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей:
заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и их заместителей, советников Генерального прокурора Республики Беларусь, старших помощников и помощников Генерального прокурора Республики Беларусь, помощников Генерального прокурора Республики Беларусь по особым поручениям, помощников заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, старших прокуроров и прокуроров структурных подразделений, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей, старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также других работников Генеральной прокуратуры Республики Беларусь;
прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
заместителей прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров, начальников структурных подразделений прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур по представлению соответствующего прокурора;
руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;
прокуроров и заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров по представлению соответственно прокурора области, города Минска или приравненного к нему прокурора.
Статья 24. 
Полномочия прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров
1. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Республики Беларусь.
2. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью соответствующих прокуратур и подчиненных им органов прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с  законодательными актами.
Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры вносят предложения Генеральному прокурору Республики Беларусь об изменении структуры и штатного расписания соответствующей прокуратуры в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
3. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры назначают на должности и освобождают от должностей прокурорских работников и работников прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур, за исключением работников, указанных в абзацах пятом и восьмом пункта 2 статьи 23 настоящего Закона.
Статья 25. 
Полномочия прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров
Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры руководят деятельностью соответствующей прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
РАЗДЕЛ ІІ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ГЛАВА 4
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 26. 
Предмет надзора за исполнением законодательства
Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Статья 27. 
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства
1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;
требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и  других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в  установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и  экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору;
вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, истребовать от них декларации о доходах и имуществе;
использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;
проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
2. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов.
3. Проверки исполнения законодательства проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
4. При установлении нарушений законодательства в зависимости от  их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;
в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;
обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;
составляет протоколы об административных правонарушениях;
выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;
выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

ГЛАВА 5
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 28. 
Предмет надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
Статья 29. 
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:
проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательн

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter