Закон раскрутки

Когда брэнд важнее содержания
Когда брэнд важнее содержания

Сегодня сразу в трех минских кинотеатрах — «Москва», «Октябрь» и «Аврора» — начинается показ очередной части нашумевшего киносериала о Гарри Поттере. В мировой прокат картина «Гарри Поттер и Орден Феникса» вышла на неделю раньше и уже принесла своим создателям более 400 миллионов долларов. И это без учета многочисленных российских поклонников самого знаменитого из всех литературных очкариков: премьеру последних приключений повзрослевшего волшебника в Москве увидят одновременно с Минском.

Даже не собираюсь спрашивать вас, пойдете ли вы сегодня в кино. Ну не сегодня, а, может быть, через неделю, когда ажиотаж вокруг премьеры несколько схлынет. Скорее всего, пойдете, если считаете себя современным молодым человеком. Я вот тоже собираюсь. Хотя на вопрос своего коллеги, зачем мне этот Поттер, сразу и не нашлась, что ответить...

Можно ожидать, что в Беларуси «Гарри Поттер и Орден Феникса» будет вполне коммерчески успешным: все предыдущие книги и фильмы поттерианы вызывали у нас такой же ажиотаж, как и везде. Хотя ожидать сюрпризов от этой премьеры едва ли стоит: режиссер картины Дэвид Йетс добросовестно пересказал сюжет книги, уложившись в заданный хронометраж 138 минут, поскольку с самого начала продюсеры решили, что все экранизации романов о Поттере должны в точности совпадать с литературным первоисточником. Поэтому–то компания «Уорнер Бразерс», без устали «выпекающая» все новые продолжения киноверсий поттерианы, так и не смогла привлечь к сотрудничеству ни Терри Гиллиама, ни Жан–Пьера Жене, которым неоднократно предлагала поучаствовать в своем проекте. Но ведь и вкус кока–колы одинаков на протяжении десятилетий...

Как ни странно, эти фильмы, созданные в одной и той же стилистике, зрителю не надоедают. И переоценить торговую марку под названием «Гарри Поттер» действительно сложно. Сегодня на счету персонажа, придуманного английской писательницей, более 300 миллионов проданных книг, 5 высокобюджетных фильмов, плюс видеоигры, игрушки, а также Стивен Кинг, умолявший Джоан Роулинг сохранить жизнь юному очкарику в ее последней книге. Еще бы: американский «король ужасов» лучше других знает, что негоже разбрасываться брэндами, приносящими стабильный доход.

Брэнд определяет сегодня не только содержание нашего холодильника, но и cодержание книжной полки и домашней видеотеки. А также — большинство культурных маршрутов. В кино, на концерт или на выставку мы пойдем, скорее, в том случае, если нас сумели в этом качественно убедить масс–медиа с Интернетом во главе. Хотя едва ли сможем объяснить себе, почему покупаем билет, — точно так же неосознанно рука тянется к знакомому «Тайду» вместо «обычного порошка».

Популярный брэнд подразумевает успех. У успешного человека, подсказывает подсознание, все должно быть самым лучшим — список прилагается. Пусть даже реальные вещи, чувства, отношения подменяются их копией, полой оболочкой... Но имидж, модель, проект, формат становятся вполне реальными частями современной культуры, которая медленно и верно превращается в бизнес. По большому счету, любое произведение искусства функционирует сегодня как товарный брэнд, интерес к которому поддерживается искусственно. Журналисты, реклама способны создать сегодня фильм–брэнд, художника–брэнд, музыканта–брэнд... При такой раскладке уже совершенно логично, когда личное богатство художника становится главным признаком его таланта. Если ты беден — значит, любитель, а у настоящего профессионала всегда есть деньги и юридическое лицо...

21 июля ровно в полночь книжные магазины англоязычных стран начнут продажу финального — седьмого по счету — тома популярной саги «Гарри Поттер и роковые мощи». Джоан Роулинг по поводу своей последней книги заявила: «Грядет множество смертей». Зарубежные маркетологи прогнозируют, что это будет самая раскупаемая книга за всю историю книгопечатания. Только для США, например, напечатано 12 миллионов первых копий этой книги, все они хранятся в сейфе, а издатели под страхом огромных штрафов не разглашают содержание последней части. Информация о тайне неустанно тиражируется СМИ, поддерживая интригу и ненавязчиво напоминая, что не прочитать книгу, которую будут обсуждать ВСЕ, совершенно невозможно. Правда, белорусские поклонники Гарри Поттера встретятся со своим кумиром на книжных страницах не раньше осени — издательство «Росмэн», располагающее эксклюзивными правами распространения книг Джоан Роулинг на территории СНГ, обещает, что русскоязычная версия появится в продаже в ноябре. К этому времени, уверены российские издатели, интерес к Поттеру только возрастет.

Раскрученный брэнд «Гарри Поттер» функционирует вполне по законам бизнеса: как только популярность последней книги Роулинг начинает падать, тут же выходит новая картина. Падают сборы в кинопрокате — сразу появляется новый роман... Практика эта не нова и срабатывает безотказно: отнюдь не случайно накануне премьеры «Турецкого гамбита» или «Доктора Живаго» на прилавках замелькали переиздания романов, украшенные кадрами из фильмов...

Кого бы ни принесла в жертву Джоан Роулинг в своем последнем романе — хоть и самого Поттера, — ее жертвоприношение будет оправдано. Как минимум в глазах продюсеров очередного фильма о Гарри Поттере.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter