Закон прибавления семьи

О законе о вспомогательных репродуктивных технологиях

Об этом документе много спорили. Но и ждали не меньше. Сфер он касается тончайших. Тех, что на грани телесного и душевного. Что тем более требовало полной ясности. И вот Парламент принял закон о вспомогательных репродуктивных технологиях.


Впервые все нюансы расписаны подробнейшим образом. Это шанс для тех, кто почти утратил надежду познать счастье родительства. Увы, есть такой медицинский факт: с каждым годом становится все больше людей с репродуктивными проблемами. В этой деликатной сфере с чем только не сталкиваются врачи. От иммунологической несовместимости супругов до бесплодия по абсолютно неизвестным причинам!


Вот и по данным ВОЗ, каждая четвертая–пятая пара не может иметь детей по медицинским показаниям. При этом в 59 случаях из 100 обнаруживается мужское бесплодие, в 41–м — женское. Никто и никогда не сможет подсчитать, сколько судеб уже поломано. Сколько тяжелых разводов, стрессов и депрессий пережили те, кто так и не смог испытать родительское счастье. Ныне точно известно: из ста пар бездетны четырнадцать. Но там, где раньше заключение врачей было равносильно приговору, теперь на помощь приходят последние достижения науки. Происходит, казалось бы, невозможное. Рождаются дети! Бесконечно дорогие, желанные... И это спустя годы неудачных попыток.


Скажем, ежегодно число малышей, зачатых при помощи ЭКО, увеличивается на 30 тысяч человек. Всего же в мире живет уже 45 миллионов людей, своим рождением обязанных репродуктивным технологиям. Тем не менее о них по–прежнему спорят. Так, свои претензии к еще не утвержденному законопроекту высказывали религиозные организации. Однако, уточнял председатель Комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Олег Величко, обсудить эти замечания не удалось. На последнее заседание межведомственной группы никто из оппонентов не явился. Почему? Выходит, не так остра дискуссия? Значит, благое дело.


Меж тем у врачей и их пациентов — тех, кому проблема «бесплодие» известна не только на уровне теории и философских размышлений, — мнение четкое. Если «классическое» лечение не дает результатов, последний шанс и немалая надежда именно на вспомогательные репродуктивные технологии. Ведь даже то, что ЭКО эффективно лишь в 42 случаях из 100, уже немалая для кого–то вероятность прибавления семейства.


Закон впервые объективно определяет и множество важнейших нюансов. Вокруг которых в большинстве случаев разгорались дискуссии. Каков предельный возраст для ЭКО? Присмотрелись к мировому опыту. Решили: до 50 лет. Цифра мотивирована. С одной стороны, репродуктивный возраст женщины с точки зрения ВОЗ — до 49 лет. С другой — надо учитывать и более тонкий немедицинский аспект. Если роженица старше, неизбежен «разрыв поколений» между мамой и ребенком. А в будущем это непонимание, конфликты, психологические проблемы...


Но самое главное, на уровне закона закреплено: репродуктивные технологии будут применяться только по медицинским показаниям! И суррогатное материнство, рассудили депутаты, не противоречит этике ровно до тех пор, пока предпосылки для него — не социальные, а только медицинские. Это значит, «мама напрокат» не может быть выходом для женщины, которая не желает вынашивать ребенка, боится родов или, делая ставку на карьеру, «перепоручает» кому–то расширить свою семью.


Что ж, относиться к законопроекту можно по–разному. Главное иное: наконец–то расставлены многие точки над «i» в самых важных вопросах для тех, кто почти потерял надежду называться родителями. Стоит учитывать и опыт других стран. Если где–то по каким–то причинам и существует запрет на ЭКО и другие виды репродуктивных технологий, семейные пары всегда ищут обходные пути. Выезжают за границу и там обращаются за помощью. Вывод здесь только один. Пусть каждый для себя определит: грешно ли вмешиваться в промысел Божий или грех не воспользоваться шансом стать родителями, который дает наука?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter