Закон на упреждение

Экстремизм — явление, которое у большинства из нас вызывает ассоциации, никак не связанные с белорусской действительностью...
Экстремизм — явление, которое у большинства из нас вызывает ассоциации, никак не связанные с белорусской действительностью. «Такое возможно где угодно, но только не в нашей стране», — ответит, наверное, любой белорус, спроси его об этом на улице. Возможно, причина в том, что экстремизм чаще всего воспринимается многими как синоним понятия «терроризм». Ну а это, как говорится, уже совсем не про нас. Конечно, это стереотип. Но он из числа тех, которые совсем не хочется разрушать. Наверное, потому, что он дорогого стоит. Но вот вопрос: могут ли у нас возникнуть предпосылки для дестабилизации общественного порядка? Если не работать на упреждение подобных явлений, то да. Депутаты Парламента считают именно так, приняв в окончательном втором чтении проект Закона «О противодействии экстремизму».

Приятно, конечно, осознавать то, что ты живешь в государстве, которое может гарантировать тебе безопасность. Следя за вечерними выпусками международных теленовостей, ловишь себя на этой мысли каждый раз. Но вместе с тем ищешь ответы и на многие вопросы. Например, мог ли какой–нибудь банковский клерк из Лондона хотя бы представить себе то, что станет очевидцем настоящего террористического акта в родном городе? То же можно спросить у жителей Мадрида, Парижа и многих других европейских столиц. И это, еще раз подчеркну, Европа!

Беларусь — географический центр континента. Через нашу страну проходят крупные транспортные артерии. Хотим мы того или нет, мы интегрированы в европейское сообщество уже поэтому. Политически, экономически — как угодно. И то, что многие негативные тенденции мирового сообщества нехарактерны для нас, во многом заслуга нашего государства и правоохранительных органов. В подтверждение этому достаточно обозначить две позиции: проблему нелегальных мигрантов и наркотрафик. И тому и другому нам удается более–менее успешно противостоять. Повода для паники, как говорится, нет — все под контролем. Но вместе с тем непонятны мне и аргументы тех, кто выступает в роли критика закона о противодействии экстремизму. Ведь, как справедливо заметил депутат Палаты представителей Владимир Борщев, который представлял этот документ своим коллегам, «терроризм — это лишь наивысшая форма экстремизма». Но это злостное явление имеет и массу других оттенков.

Главный аргумент в пользу принятия Закона «О противодействии экстремизму», по мнению большинства специалистов, в том, что у нас в стране до сих пор нет действенного правового механизма противодействия экстремистским проявлениям. Именно поэтому он и был разработан. «Это международная практика. Почти в каждой стране, которая думает о своей безопасности, сейчас принимаются такие законы», — сказал и.о. председателя КГБ Василий Дементей. Закон «О противодействии экстремизму» направлен в первую очередь на профилактику подобных действий. Ответственность за экстремистские проявления, по его словам, может наступить «для общественно–политических формирований, отдельных лиц, религиозных структур, деятельность которых направлена на нарушение целостности нашего государства». К слову, под ответственность могут попасть даже СМИ, если они пропагандируют и призывают к совершению экстремистских действий.

Как подчеркнул Василий Дементей, законопроект готовился на плановой основе, его разработка не вызвана какими–то обострениями внутренней обстановки — «в стране сохранена стабильность».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter