Как Дмитрий Тихомолов в Лас-Вегасе американцев бил

Закон кулака

Свой коронный удар — встречный через руку — он нанес вразрез и, казалось, наверняка. Но когда уже почти ощутил, как кулак крушит американскую челюсть и буквально увидел соперника, крестом лежащего в ринге, вдруг случилось неожиданное: лампочка погасла...



Председатель Белорусской федерации бокса Дмитрий Тихомолов (разъяренный тигр на фото — именно он) один из немногих белорусских боксеров, кому выпала честь (а это была действительно высокая честь и показатель высочайшего мастерства спортсмена) участвовать в традиционной матчевой встрече СССР — США. Бескомпромиссный схлест в ринге двух совершенно разных боксерских школ, замешанный на абсолютно чуждой друг другу идеологии и воспитании, представлялся крайне удачным способом доказать оппоненту свою силу и правду. Такие встречи обычно значили гораздо больше, чем простое спортивное состязание. Американцы своим боксом гордились, считая его лучшим на планете. В СССР придерживались совершенно другой точки зрения. К тому же, как ни крути, а это — бокс, бить противника здесь можно сильно, не жалея, а главное, законно. Тоже своего рода дипломатия, только с возможностью конструктивно и лихо применить метод кулака, доказав свое превосходство.

В 1977 году матч США — СССР принимал Лас–Вегас. Это и сейчас место довольно интересное, колоритное и непохожее на другие города, а в те времена и вовсе — другая цивилизация. Удача съездить за границу в близлежащие страны выпадала тогда немногим советским гражданам. В Западную Европу — только счастливчикам. А уж в США да еще в Город грехов... Единицам!

Пробиться в основную обойму сборной СССР считалось не легче, чем полететь в космос. В тяжах, например, чтобы хотя бы обратить на себя внимание, нужно было выдержать мясорубку боев с такими асами, как Петр Заев, Евгений Горстков, Игорь Высоцкий, Александр Лукстин, Хорен Инджян... Но Тихомолова в этом ряду знали и уважали. Он считался боксером грозным, к тому же ударом обладал весьма приличным, нокаутирующим.

О том, что летит в Лас–Вегас, он узнал после финала Кубка СССР, в котором защищал честь общества «Буревестник». В матче за третье место боксировали со «Спартаком». Мутузились прилично, никто не хотел уступать. После 10 поединков счет оказался равный — 5:5. От результата боя тяжей зависел, таким образом, исход всего противостояния. В газетах потом писали: «Уже на 20–й секунде боя рыжеусый, внешне медлительный белорус нанес сокрушительный удар своему сопернику, отправив его в нокаут, и попал в объятия счастливых партнеров по команде, которые на руках вынесли его с ринга...» После боя главный тренер сборной Алексей Киселев, обращаясь к герою поединка, скажет: «Тихомолов, что ж ты людей–то убиваешь? Еще и улыбается... Готовься, ты в команде, полетишь с нами в Америку». От счастья сердце чуть из груди не выпрыгнуло.

И вот после такого тренерского доверия, после накачки ЦК накануне вылета во втором раунде боя с Филиппом Брауном наш тяжеловес бьет вразрез и наверняка. Однако опаздывает на долю секунды: боковой, выброшенный американцем наугад, достигает его подбородка на мгновение раньше. И свет гаснет. Зал взревел тысячами глоток, когда увидел, как советский боксер рухнул, с трудом перевернулся на живот и на четырех костях пополз в свой угол. Едва поднялся, держась за канаты. Ноги ватные. В глазах пустота. Арбитр отсчитал нокдаун до цифры 8. Пригляделся и решил: можно продолжать. Голос секунданта долетел будто из тумана: «Дима, раунд заканчивается. Держись!» Браун с остервенением бросился добивать, лупил в глухую оборону выставленных блоком перчаток, но судья снова открыл счет — второй нокдаун! Ситуацию спас гонг.

Боксером Тихомолов хотел быть всегда. В детстве у него на стене висели постеры легендарных Ласло Паппа, Валерия Попенченко и Рокки Марчиано. В 14 лет он впервые переступил порог зала бокса, бросив фехтование, где подавал немалые надежды, а на вопрос тренера: «Драться умеешь?» — ответил утвердительно (уличная закалка, где до трех не считали), что тут же и продемонстрировал, навязав серьезный бой перворазряднику. Уже на следующий день поезд, стуча колесами, мчал его новую команду в Новороссийск на всесоюзные юношеские соревнования. А начинающий тяж тренировался прямо в прокуренном тамбуре, работая с тренером на лапах: тот ставил парню правильный удар, направляя в нужное русло щедрый природный дар.

Впервые на расширенный сбор национальной команды СССР Тихомолов попал в 1976 году. В дебютном спарринге он крестом уложил противника на настил и удостоился персонального внимания легендарного тренера Сергея Щербакова, заметившего в парне изюминку: «Как ты бьешь, Тихомолов? Это разве удар? Ты должен был уложить его гораздо раньше...» Щербаков, десятикратный чемпион СССР и призер Игр в Хельсинки–1952, прошедший войну, имел авторитет непререкаемый. В ходе диверсионных операций в тылу он героически пускал под откосы поезда, выносил с поля боя товарищей, получил несколько орденов и ранение, которое могло закончиться ампутацией. Говорят, боец с трудом упросил хирурга не отрезать ему ногу, заявив, что жить без бокса не сможет. Именно Щербакову принадлежит авторство знаменитого «Кодекса советского боксера», ознакомиться с которым не мешало бы всем, кто сегодня ступает в ринг, мечтая о медалях. Это фактически заповеди, зная и следуя которым, можно выловить саму суть бокса. Приведу лишь некоторые: в каждом бою стремись захватить инициативу; наступай решительно и непрерывно, считая наступление основным принципом своей тактики; будь уверен в излюбленных, тщательно отработанных ударах, наноси их решительно, сильно, акцентируй в точно намеченную цель; стремись вести бой в быстром темпе; при вынужденном отступлении соединяй с отходом назад сильные встречные удары; держись в бою уверенно и непринужденно; боксируй корректно, но жестко; вне ринга веди себя спокойно, уверенно, с достоинством; бурный натиск противника лучше всего остановить расчетливым точным ударом; будь хитрым в бою, не будь шаблонным; знай, что лучшая защита — атака!

Щербаков показал Тихомолову и знаменитое «Солнышко Демпси» — серию из 12 убийственных ударов, которая стала фишкой великого американца Джека Демпси, позволявшей ему расправляться с гораздо более мощными противниками. Все это шквальным вихрем пронеслось в голове нашего боксера, пока в углу его обмахивали полотенцем, а зал продолжал неистовствовать, требуя от Брауна «добить коммуниста». Но «убивать» соперника решительно направился Тихомолов, по разъяренному лицу которого все было понятно без слов. И Браун оробел.

Чтобы после двух нокдаунов победить американца да еще у него дома, в США, по решению судей — это нужно было в третьем раунде стереть его в порошок. Сделать котлету! Ростбиф! Отбивную! Советский боксер гонял американца по всему рингу, бил с правой и с левой, снизу и сбоку, работал джебами, хуками и апперкотами. У Тихомолова была только одна цель: попасть и завалить. Но гонг на сей раз пришел на помощь сопернику. Обессиленный и измочаленный теперь он, качаясь из стороны в сторону, едва добрел до своего угла, с непониманием оглядываясь по сторонам. Зал притих, осторожно ожидая судейского вердикта. Арбитр поднял руку... нашего боксера! Публика после секундного колебания согласилась, заменив громкий свист и улюлюканье на бравые аплодисменты. Сборная СССР в итоге выиграла, победив с общим счетом — 6:4. А в нарезке самых ярких моментов матчевой встречи, которые потом всю ночь крутили по местному телевидению, заметную роль отвели поединку Тихомолов — Браун, особо смакуя удивительную деталь, как поверженный, казалось, советский боец вдруг обрел второе дыхание и буквально уничтожил своего оппонента в заключительной трети поединка.

В СССР бокс был очень популярен и имел своеобразный романтический ореол вида спорта для настоящих мужчин с характером. В Беларуси, увы, некоторое время назад свою репутацию этот вид спорта растерял, когда в руководстве слишком увлеклись приглашением в сборную легионеров, начисто забыв о воспитании своих талантов и лишив их перспективы роста. Возглавив федерацию, Тихомолов эту тенденцию решительно сломал, нажив себе, будем откровенны, немало врагов. Но удар Дмитрий Павлович держать умеет. Бокс в стране постепенно возвращает себе популярность и утраченный имидж спорта смелых и решительных. Уже сейчас подрастает целая плеяда талантливой молодежи, которая, будем верить, сумеет выйти на уровень, когда им будут рукоплескать огромные залы. В том числе и в Америке.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter