Законодательство на пороге серьезных изменений

Закон как повод для дискуссии

Законодательство на пороге серьезных изменений...
Законодательство на пороге серьезных изменений. Новации могут затронуть более 200 статей уголовного, административного, хозяйственного, процессуального и исполнительного права. Солидно! Новшества ожидаются весьма передовые: активное внедрение альтернативных методов наказания (к примеру, добавится такая мера как штраф в некоторых статьях, где раньше этого не было), создание института досудебного соглашения о сотрудничестве (обвиняемый может пойти на "сделку" со следствием и тем самым значительно уменьшить срок своего наказания), усиление ответственности за преступления на бытовой почве, введение понятия "экономической целесообразности риска" и другие.

На днях в Палате представителей собрались разработчики предлагаемых изменений (представители Следственного комитета и Генеральной прокуратуры) и депутаты. Встреча, которую председатель Постоянной комиссии по законодательству Людмила Михалькова назвала "очень конструктивной и заинтересованной", длилась более 2 часов. Воспользовавшись случаем, депутаты, помимо обсуждения уже существующих новелл, активно предлагали новые, приводя примеры из жизни конкретных регионов.

Шквал вопросов вызвало выступление начальника отдела методической и аналитической работы Генпрокуратуры Евгении Парамоновой. Особенно заинтриговало понятие "экономической обоснованности риска". Оно применимо в ситуациях, когда, скажем, руководитель получил два коммерческих предложения - один контракт позволит загрузить мощности на 50%, второй - на 100%. Директор выбрал второй, экономически более выгодный для предприятия. Но поставщик подвел, поставка сорвалась, в результате предприятию причинен ущерб. Сегодня это можно квалифицировать как превышение должностных полномочий, злоупотребление полномочиями, уточнила Е.Парамонова: "Предлагаемая нами формулировка позволит защитить право руководителя на совершение рискованных действий в интересах развития предприятия". "Кто будет выяснять экономическую выгодность сделки?" - поинтересовался депутат Дмитрий Шевцов и предложил создать единый механизм проверки особо крупных сделок, в котором активное участие смогло бы принять и государство. И тут же получил ответ: у любого предприятия есть штат юристов, они и будут отвечать за добросовестность заключенных сделок.

Особо трепетно депутаты отнеслись к... лжесвидетелям. Е.Парамонова рассказала, что усиление ответственности за ложь позволит уменьшить их количество. "А если человек меняет показания, потому что его пытаются шантажировать? За это же его еще будут наказывать государственные органы?" - поступил вопрос из зала. Представитель Генпрокуратуры заверила, что сегодня существует надежный механизм защиты свидетелей, и бояться им нечего.

Шла речь и об "обязанных лицах". Парламентарий Александр Розганов поделился наблюдениям: "Есть, к примеру, хорошее предприятие. А ему в нагрузку пьяницу дают. Естественно, с ним никто работать не хочет. В результате предприятие страдает". "Так, а что с ними тогда делать?" - задала резонный вопрос Людмила Михалькова и привела такую цифру: в начале года задолженность нерадивых родителей перед государством составляла 327 млрд. Немало, согласитесь. Как быть? Сегодня "обязанных лиц", чьи дети уже окончили школу-интернат, но с государством родители за их содержание не рассчитались, привлечь к ответственности нельзя. Откорректировать фразу в соответствующей статье - и станет можно.

Горячую дискуссию заварила начальник управления правового обеспечения СК Наталья Андреева. Тема, что называется, на слуху - сотрудничество со следствием. В проекте изменений предлагается этот процесс усовершенствовать, наладив работу института досудебного соглашения со следствием. Соглашение будет заключаться в письменном виде между подозреваемым или обвиняемым и прокурором. Чтобы заключить его, обвиняемый будет обязан признать вину, указать действия, которые обязуется совершить для содействия следствию, указать действия по возмещению имущественного вреда и заглаживанию вины, сообщить известные сведения о других преступлениях и лицах, их совершивших.

Эта новинка СК вызвала немало эмоций. Не приведет ли это к перегрузке органов дознания, сомневались депутаты. Ведь, стараясь облегчить свою участь, злоумышленники могут рассказать не только то, о чем знают, но еще и придумать. А это дополнительная нагрузка на следствие.

Наталья Андреева признала, что целесообразность введения такого института вызывала много споров. Однако, заверила она, большинству юристов это предложение нравится: заключая такие сделки, органы уголовного преследования экономят время и расходы, а преступник несет заслуженное, хоть и более мягкое наказание.

Депутаты внесли еще ряд предложений, которые будут учтены в дальнейшей работе над законопроектом. Людмила Михалькова надеется, что документ парламентарии примут в первом чтении уже на нынешней сессии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter