Обновленная Конституция открывает новый этап суверенного развития Беларуси

Закон для всех и для каждого

Во вторник, 15 марта, страна отметила День Конституции. На сей раз он был наполнен особым смыслом, потому что с этого дня вступил в силу обновленный Основной Закон нашей страны. 27 февраля 2022 года абсолютное большинство граждан поддержало изменения в Конституцию на республиканском референдуме. А это значит, что Беларусь вступила в новый этап суверенного развития. Впереди еще немало работы по переформатированию национального законодательства. Но уже сегодня можно сказать твердо: все попытки предателей народа, беглых авантюристов и экстремистов посеять на нашей земле хаос и смуту, столкнуть ее в пропасть цветных революций потерпели крах. Люди, проголосовав за новую редакцию Конституции, выбрали суверенитет, гражданский мир, социальную справедливость и эволюционный путь развития. В чем созидательная миссия нашей Конституции и как использовать ее потенциал во благо страны? Об этом рассуждают эксперты.


Иммунитет от потрясений

Алексей Дзермант, политический аналитик:


— Обновленная Конституция открывает новую эпоху для суверенного развития нашей страны. Мы видим, насколько сегодня меняется мир вокруг нас, что происходит в Украине, на западных рубежах Беларуси. Крайне важно все это тщательно проанализировать, сделать выводы и извлечь уроки. Уверен, что обновленная Конституция поможет нам не допустить того беспредела, который творится у наших южных соседей. К сожалению, ­Украину захлестнула волна экстремизма, национализма и радикализма. Однако история многих постсоветских стран показала и доказала, что рано или поздно националистические течения приведут к краху. 

Те принципы, которые мы провозглашаем в Конституции, связанные с памятью о Великой Отечественной войне, — это уже определенный заслон на пути экстремистских идей. 

Ведь с чего начинались события в Украине? С ревизионизма, когда вместо героев настоящих ставили кровопийцев и навязывали эти идеи, в том числе и молодым украинцам. В нашей стране на уровне государственной политики выработан крепкий иммунитет против такого развращения сознания. И Конституция юридически его закрепляет. С одной стороны, она защищает наши ценности, а с другой — имеет прогрессивные вещи, которые открывают социальные лифты и позволяют людям из регионов или различных социальных групп доносить свои интересы и чаяния до высшей государственной власти. В том числе через Всебелорусское народное собрание, которое должно стать эффективным механизмом обратной связи между властью и обществом.

Гарантия суверенитета и народности

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент:


— Президент сдержал свое слово и открыл новую перспективу для страны. Вступившая в силу 15 марта Конституция стала эпохальным событием с точки зрения закрепления исторической идентичности белорусского народа. Более того, внесенные изменения в Основной Закон предопределили национально-культурный формат развития белорусской государственности. Речь о том, что принятая на референдуме Конституция — это своего рода философско-историческая идеологема Беларуси. Социальные гарантии, историческая память и правда, семейные традиции, прописанные в Конституции, формируют уникальный механизм идеологического обоснования национальной стратегии развития белорусской государственности. Конституционная модернизация позволила Беларуси в условиях беспрецедентного хаоса в мире, инициатором которого является коллективный Запад, сформулировать идеологию белорусской государственной модели развития. В будущем это гарантированно обеспечит сохранение как суверенности, так и народности.

Мелочей быть не должно

Ирина Довгало, член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству:


— Изменения Конституции — это нормальный, а главное, значимый процесс. Она не может развиваться сама по себе, а общество само по себе. Конечно, вступление обновленной Конституции в силу не означает, что сегодня на нас начнут сыпаться чудеса как из рога изобилия. Переходный период очень важный и ответственный. За это время все законодательные акты будут приведены в соответствие с обновленной Конституцией. 

Ряд нормотворческих документов будет принят с нуля. Например, для организации работы высшего представительного органа страны — Всебелорусского народного собрания, который будет включать и представителей гражданского общества. Но для этого нужно определить, что же такое гражданское общество и кто в него будет входить. 

Мелочей в этом вопросе быть не должно, чтобы не допустить эффекта домино. Поэтому нужно срочно разработать закон о гражданском обществе и одновременно работать над законом о ВНС. Необходимо также приводить в соответствие нормативные документы о перераспределении полномочий между Президентом и Парламентом, Правительством, а ряд определенных полномочий будет закреплен за ВНС. Но до тех пор, пока нет закона о Всебелорусском народном собрании, продолжают действовать те нормы, которые и были. Поэтому сейчас мы вступаем в новый этап большой и скрупулезной работы, в который включены все постоянные комиссии Парламента.

СКАЗАНО

Президент Александр Лукашенко:

— Мы не просто укрепили, я бы сказал, зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор.

(На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 г.)

В ТЕМУ

Оптимальный баланс

Об изменениях в Конституцию задумались и в Казахстане. Президент страны Касым-Жомарт Токаев в среду, выступая с посланием народу Казахстана, предложил перейти от суперпрезидентской к президентской форме правления с усилением роли парламента:

— В Казахстане сложилась суперпрезидентская модель правления. На начальном этапе развития страны она была оправданна. Но меняется общество и страна. Сегодня у нас буквально все замыкается на президенте, и это неправильно. Нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана. Речь прежде всего идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. Такая система обеспечит оптимальный баланс властных институтов и будет способствовать устойчивому развитию страны.

ФАКТ

В течение двух лет предстоит откорректировать около 100 законов, включая 20 кодексов Республики Беларусь.

Этапы конституционного строительства

♦ Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года. На референдуме 14 мая 1995 года большинство граждан проголосовали за придание русскому языку равного статуса с белорусским и поддержали предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба страны. 

♦ 24 ноября 1996 года на республиканском референдуме была принята новая редакция Конституции (перераспределены полномочия органов власти, создан двухпалатный ­Парламент). Кроме того, белорусы выступили против свободной, без ограничений, покупки и продажи земли и против отмены смертной казни. 

♦ Следующий референдум, на который был вынесен вопрос изменения Конституции, состоялся 17 октября 2004-го. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

♦ 27 февраля 2022 года путем всенародного голосования принята ныне действующая редакция Основного Закона.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter