Закон для толпы един

У термина «флешмоб» есть вполне конкретное определение...

Если верить астрономам, то каждый день на Солнце случаются вспышки, которые с Земли не видны, а вот в мощный телескоп они выглядят весьма угрожающе. «Вспышки толпы», как дословно переводится с английского ставший нынче популярным у молодежи термин «флешмоб», тоже на первый взгляд безобидны и неприметны. Что тут такого, если группа отчаянных приколистов пройдет по городу с плакатами «Скажи миру Ы»? В чем криминал, когда в центральном парке подростки с прическами–ирокезами вдруг устроят перестрелку из водяных пистолетов? Вспыхнет и тут же погаснет этот полный юношеского задора костерок — так же быстро, как лопается мыльный пузырь.


Изучая зарубежные информационные ленты, тем не менее приходишь к выводу весьма неожиданному. Все чаще «вспышки» перерастают в пожары, и тушат их не церемонясь — брандспойтами.


Умер, не успев родиться


У термина «флешмоб» есть вполне конкретное определение. Вот что говорит по этому поводу авторитетная Википедия: «Флешмоб — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, проводит пятиминутный митинг, выполняя заранее оговоренные действия, и затем расходится».


Соответственно у «классического» флешмоба есть несколько ключевых правил и принципов. Среди них — отсутствие центрового «командира» и сценариста, отказ от каких бы то ни было политических, финансовых или рекламных целей, от освещения мероприятия в СМИ и т.д.


О том, что флешмоб в его первоначальном, невинном формате розыгрыша скончался, заговорили еще лет 5 — 6 назад. Аполитичный характер уличных акций стал невозможен. В колонны мальчуганов с водяными пистолетами вклинились политтехнологи, партийные «актеры» нарисовали свои плакаты, ловко просовывая их вперед, прямо над кучерявыми юношескими головами. То есть случилось то, что и должно было случиться в ХХI веке: новый вид стихийного уличного искусства переродился в акцию с вполне конкретными целями. Экспромт стал управляемым и целенаправленным. Появились и заказчики! А на улицах европейских городов запахло слезоточивым газом и зазвенели наручники.


Вспышка слева, вспышка справа


Сейчас в прессе (особенно российской) пошла настоящая мода на живописание «ужасов», которые творятся в Минске. Невинных детей, случайно гуляющих по городу, мол, арестовывают, судят. Нигде, кроме Беларуси, такого нет и в помине. Но так ли это?


В интернете достаточно легко найти примеры того, как проходят и чем заканчиваются флешмобы в разных странах. Вот несколько эпизодов, которые выдал нам Гугл.


США. Первый в Нью-Йорке флешмоб был намечен, но не состоялся, потому что обеспокоенные полицейские прибыли на место проведения и разогнали участников. Через две недели мобберам собраться все же удалось. Две сотни человек явились в мебельный отдел крупного универмага, стали вокруг дорогого ковра и начали нести всякую чушь, будто живут вместе на складе в «пригородной коммуне» и пришли купить «коврик любви». Полиция силой выдворила толпу из магазина. Но через несколько дней волна подобных акций прокатилась по всей Америке и Европе.


Дальше — больше. Полиция Нью–Йорка арестовала 8 участников флешмоба, который проходил в метро. Им предъявили обвинение в нарушении общественного порядка. Тактика проведения акций в местах массового скопления людей позже стала популярной. Цель довольно очевидна — проводя свои «вспышки» на площадях, вокзалах, в метрополитене, в крупных торговых центрах, мобберы смешивались с толпой, увеличивая «для камеры» количество участников акции.


А вот самый свежий американский пример. Организованный в Вашингтоне флешмоб, участники которого устроили «танцы в тишине» в поддержку свободы слова в США, был жестоко подавлен. Полисмены не церемонились, танцоров повалили на землю и заковали в наручники. Деяния их квалифицировали как незаконную демонстрацию. Под горячую руку полиции попали и журналисты.


Англия. Лондонской полиции с большим трудом удалось разогнать более двухсот молодых людей, устроивших «вспышку» в центральном парке города. Задуманная как безобидная схватка на водяных пистолетах акция превратилась в масштабное побоище, в результате пострадали несколько человек. Разогнать толпу удалось только через час.


Франция. Парижская полиция запретила ставшую популярной среди молодежи алкогольную вечеринку в центре города. После шести вечера граждан попросили воздержаться от посещения Марсова поля. Организаторов акции разыскали, объяснив им, что они несут правовую ответственность.


Италия. Полиция применила слезоточивый газ и водометы для разгона участников акции, «мирно» выступавших против строительства нового тоннеля в Альпах.


Германия. Полиция Штутгарта разогнала с использованием водометов и слезоточивого газа горожан, которые собрались в парке Шлоссгартен, молчаливо протестуя против вырубки деревьев. По официальной информации, около 100 мобберов, среди которых было много школьников и молодых людей, получили травмы.


Характерен случай, произошедший в начале июня этого года в Гамбурге. Местная школьница в открытом доступе разместила на Фейсбуке объявление, пригласив всех желающих отпраздновать свой день рождения. Каково было удивление девчушки, когда у дома собрались не только друзья и родственники, но и более 1.600 непрошеных гостей!


И вроде бы намерений нехороших у ребят не было, политических, экологических и прочих целей они не преследовали. Но толпа есть толпа, мирная вечеринка в итоге закончилась стычкой с полицией. Были аресты и задержания.


В Вуппертале во время разгона похожей невинной «сходки» задержали более 40 молодых людей, а 16 пострадали.


В итоге, глядя на такой кавардак, министры внутренних дел ряда федеральных земель Германии предложили запретить публичные встречи, организованные через социальные сети. По мнению специалистов, если накануне такой «сходки» появляются данные, что она сопряжена с опасностью для участников или прохожих, ведомства по охране порядка должны ее пресечь на корню.


Россия. С мобберами здесь обходятся круто, примеров тому достаточно, вот несколько самых характерных. В Мурманской области флешмоб организовал через интернет слесарь одного из хлебозаводов. Собравшиеся по его инициативе граждане намеревались прогуляться по центру города. В руках они держали плакаты со следующими бессмысленными лозунгами: «Скажи миру Ы», «Тут вам не здесь», «Как бы плакат», «Я требую своего адеквата», «Жизнь — повидло» и т.д.


Повидлом жизнь для гуляющих не оказалась — уже на начальном этапе шествие пресекли полицейские, а на всех участников после составили протоколы об административном правонарушении и предъявили для оплаты круглые суммы.


Недавно полицейские приняли меры к мобберам из Санкт–Петербурга, решившим устроить у станции метро сходку любителей надувать мыльные пузыри. Невинное собрание прервала делегация ОМОНа. Собравшимся предложили разойтись. В отдел полиции в итоге доставили 13 человек. Инкриминировали им то, что они «нарушали благоустройство газона». Дело закончилось судом и штрафами.


Хватит надувать пузыри


Какой вывод можно сделать? Наверное, следующий: большое целенаправленное скопление людей во всех странах мира расценивается как неразрешенная акция и получает однозначную правовую оценку. Даже там, где не пахнет политикой, к неуправляемой толпе относятся, мягко говоря, настороженно. А уж если политический душок прямо витает в воздухе, реакция сил правопорядка предсказуема и однозначна. В 99 процентах случаев она будет суровой.


Что, собственно, мы и видим на примере Минска–2011. И не стоит говорить, что жесткая реакция милиции стала для организаторов сюрпризом. Все они просчитали, на это и надеялись. Сознательно в свою политическую формулу ввели «сценаристы» и неизвестные переменные — обычных горожан. Которые, выходя из здания вокзала, из магазина, гуляя по проспекту Независимости, спускаясь в метро, волей–неволей оказываются в толпе протестантов и могут попасть «под раздачу», что тут же станет отличным информационным поводом.


В общем, здравомыслие следует соблюдать всем — участникам акций прежде всего...


Прямая речь


Павел Родионов, начальник управления по надзору за соблюдением законодательства и законности правовых актов Генеральной прокуратуры:


— Т.н. «флешмобы», исходя из содержания акции, могут быть квалифицированы как массовое мероприятие, а значит, должны проходить в соответствии с установленным законом порядком. У нас порядок разрешительный. Поэтому, если организаторы акций не получат согласие местных властей, проведение мероприятия будет незаконным, а участники и организаторы могут быть привлечены к ответственности. Аналогичные нормы действуют и в других странах. С точки зрения Генеральной прокуратуры, неукоснительно соблюдать законодательство должны как участники «флешмобов», так и представители органов охраны правопорядка: не допускать превышения полномочий, то есть неадекватного применения силы, использовать превентивные действия для недопущения нарушений, а главное, помнить, что сталкиваются они с нашими согражданами, права и свободы которых нужно уважать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter