Александр Лукашенко встретился с судьями Конституционного Суда

Закон для страны и для народа

Вопросы совершенствования деятельности Конституционного Суда, развития судебной системы в целом и вероятной корректировки Основного Закона были предложены к обсуждению на встрече Президента с судьями Конституционного Суда. Александр Лукашенко обозначил главный принцип возможных новаций:

— Сильная и независимая Беларусь неизменно должна оставаться государством, в котором важнейшей ценностью выступают люди — добросовестные, мудрые, успешные. Поэтому интересы белорусского народа и нашей страны должны быть главными в вопросах совершенствования нашей Конституции.


Очень нетривиальное получилось мероприятие. Выйдя за протокольные рамки, встреча обрела характер вдумчивого профессионального и даже отчасти философского диспута. Говорили о законотворчестве в широком смысле. Его соответствии духу времени. Формировании таких законодательных основ, которые обеспечат динамичное развитие государства и общества не только сегодня, но и завтра.

Ожидаемо, что темой номер один информресурсы разобрали на цитаты рассуждения Президента о вероятности внесения изменений в Конституцию. Между тем особой сенсации здесь нет. Александр Лукашенко и ранее не раз обращался к этой теме. И в первую очередь потому, что к этому подталкивает сама жизнь. Точнее, стремительные в ней перемены. На этом важном моменте Президент заострил внимание и в этот раз:

— Не надо искать здесь какие–то новости, вплоть до «фейковых». Надо понимать, что законотворчество — это живой процесс. Все законы, подзаконные акты — живой организм, который должен совершенствоваться, чтобы не отстать от той жизни, которая пульсирует в мире и в нашем государстве. Отставание для нас смерти подобно.

В подтверждение этих слов Президент приводил простые примеры. Кто, например, мог подумать, что мы подойдем к периоду, в котором перспективы государств будут определять не сырьевые ресурсы, а исключительно интеллект:

— Жизнь идет вперед, и вы видите, насколько мы продвинулись. Когда мы начинали на заре нашей независимости, не могли представить, какие проблемы будут стоять перед нами, и что экономика уйдет в IT–сферу, и уже там все народы будут искать свое счастье — меньше будут говорить об углеводородах, а на повестку дня встанет инновация.

Имеет смысл поразмышлять и о том, какие изменения претерпели общественно–политические отношения в стране. На партийном поле одни партии эволюционировали в узнаваемые и авторитетные структуры, другие, увы, расплескали былой потенциал, но сама система фактически выкристаллизовалась. По кирпичику выстроены конструктивные взаимоотношения государства с бизнесом, с общественными объединениями и движениями. Реализуются первые проекты государственно–частного партнерства. Все более очевидными становятся тенденции формирования полноценного гражданского общества. Проведена судебная реформа. Четверть века назад о таких явлениях не велось и речи, а теперь возникла очевидная необходимость формирования для них четких законодательных основ. Поэтому Президент и констатирует:

— Если мы, по–народному говоря, не уперлись пока в Основной Закон, то скоро эта проблема встанет. Потому, что и общество меняется, и мы меняемся, и, естественно, Конституция должна быть на шаг–два впереди изменения нашего общества. Она должна давать перспективу развития...

Надо понимать: сегодня вопрос не ставится ребром — какие конкретно статьи и на какую трактовку поменять. Для начала необходим вдумчивый анализ всех норм на их соответствие духу времени. И Президент призывает Конституционный Суд встать в авангарде этого процесса, призвав в соратники ведущих ученых и практиков, юристов и парламентариев, заслуженных деятелей и активных граждан.

Дискуссия о роли Конституционного Суда логично вышла на тему субъектов обращения в эту инстанцию. По Основному Закону напрямую это имеют право делать только Президент, обе палаты Парламента, Верховный Суд и Совет Министров. Так вот, в разговоре с правилом свободного микрофона мнения разделились. Кто–то считает, что перечень исчерпывающий, кто–то предлагает его расширить. Вплоть до возможности обращения в Конституционный Суд любого гражданина. Каждое суждение подкреплено логичными доводами. Все же разговор вели профессионалы. Но однозначного решения здесь с ходу принято быть не может по определению. Поскольку это опять же требует изменения соответствующих конституционных норм.
В вопросе конституционной реформы Президент принципиален:

— Я сторонник только всенародного референдума.
И вот тут проявляется еще одна важная сторона темы — ответственность каждого гражданина за принятие важнейшего для судьбы страны решения. И его уместно рассматривать через призму уровня правового, гражданского самосознания общества. Еще один глубокий пласт для осмысления, вызвавший вчера горячую дискуссию во Дворце Независимости. Тема многогранная. Если смотреть в будущее, то к ней надлежит обращаться еще через юное поколение. И здесь у нас уже складываются хорошие традиции. К примеру, акция «Я — гражданин Республики Беларусь», когда к Дню Конституции свои первые паспорта получают 14–летние юноши и девушки из рук ответственных руководителей и авторитетных общественных и государственных деятелей. Но надо идти дальше. В том числе и через совершенствование подходов к образованию. Президент обращает внимание на очевидное: зерна формирования конституционно ориентированного правосознания должны закладываться в человека еще в школе, в вузе. Отсюда судьям Конституционного Суда президентский совет прикладного свойства:

— Хотелось бы, чтобы вы хотя бы в наших основных вузах преподавали и наблюдали за тем, что там происходит. Вы классные специалисты, авторитетные. Вас студенты будут слушать.

И еще несколько штрихов, отражающих взгляд Президента на возможную конституционную реформу. Разумеется, важен международный опыт. И к его осмыслению надлежит подходить прагматично:

— Нужно взять лучшее из мирового опыта, но ни в коем случае, как это было на заре нашей независимости, не бежать следом за какими–то нормами, чтобы кому–то угодить. Мы должны создавать свои законы и прежде всего Основной Закон для нашей страны, для нашего народа.

Уточнил Александр Лукашенко и свое отношение к вероятной трансформации в партию общественного объединения «Белая Русь» и развитию партийной системы в целом. Эта тема в обществе тоже обсуждается достаточно активно:

— Я категорически против, чтобы это была провластная партия, чтобы там все начальники сидели... Идет этот разговор: время... Не время... Я считаю, что не с этого надо начинать... Нам надо начинать с Конституции и там прописывать жестко эту многопартийную систему, какова роль партий. Ибо мы в обществе породим драку. Поэтому надо очень аккуратно.

И общее пожелание всем, кто, возможно, будет участвовать в выработке предложений о корректировке Конституции:

— Там ничего личного не должно быть. Там все должно быть нацелено на то, что завтра нас не будет, а останутся наши дети и внуки, и какое мы общество, на основании какой Конституции предложим сформировать. Боль ваша должна быть обращена к детям и внукам. И никакой там не должно быть «групповщины». Мы от этого всего должны уйти и смотреть вперед.

Таким образом, рельефно проявляется главный посыл: конституционная реформа — это не действие сегодняшнего дня. Это процесс. И первично в нем именно осмысление того, что мы имеем в законодательстве, чего нам недостает, чего хотелось бы в нем иметь и что нам крайне необходимо для дальнейшего динамичного развития. Только ответив на эти вопросы, мы подойдем к принятию твердого окончательного решения. А это уже исключительная компетенция народа. То есть право и большая ответственность для каждого из нас.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter