Заколдованный круг европейской политики

Политпросвет Всеволода ШИМОВА

Тема санкций ЕС обсуждается вяло. Тем более что, как мне кажется, в дискуссии ускользает главное: Минск и ЕС говорят на разных языках. Белорусская дипломатия говорит на языке прагматического сотрудничества на принципах равноправия и взаимного невмешательства во внутренние дела, сводя к минимуму ценностную компоненту белорусско–европейских отношений. Европа, напротив, акцентирует именно ценностную компоненту, причем ставя ребром вопрос о соответствии или несоответствии Беларуси неким якобы универсальным общеевропейским ценностям, монополия на которые целиком и полностью принадлежит ЕС.


С точки зрения прагматического подхода политика ЕС в отношении Беларуси выглядит абсолютно иррациональной. Беларусь представляет угрозу для ЕС? Очевидно, нет. Беларусь стремится вступить в ЕС (в таком случае разговор о соответствии или несоответствии страны европейским ценностям действительно имел бы смысл)? Тоже нет. Может быть, в Беларуси действительно имеют место нарушения прав и свобод человека, с которыми ЕС мириться не в состоянии? Даже если встать на европейскую точку зрения в этом вопросе, нельзя не заметить, что ЕС при желании умеет прекрасно закрывать глаза и на куда большие прегрешения, нежели инкриминируемые Беларуси. Может быть, Евросоюзу жизненно необходим геополитический контроль над Беларусью, а для этого нужно экономически удушить непокорный белорусский «режим» и привести к власти проевропейскую оппозицию? Тоже вряд ли. Вопреки нашему собственному мнению о себе как «центре Европы» Беларусь для ЕС — страна периферийная и, в общем, мало значимая. Беларусь интересна Европе разве что как «форпост против России», но нынешние российско–европейские отношения, насколько можно судить, такого форпоста и не требуют. Кроме того, ЕС сейчас обременен кучей внутренних проблем и весьма стеснен в средствах для геополитических игрищ на своих восточных окраинах.


В чем же тогда дело? Почему ЕС намеренно идет на обострение отношений с Беларусью и не довольствуется прагматичным экономическим сотрудничеством без вмешательства во внутренние дела — сценарий, который полностью устроил бы Беларусь?


Очевидно, именно потому, что в основе европейской политики на белорусском направлении лежит ценностный подход. ЕС может быть прагматичным и даже циничным, но только с теми странами, в отношении которых он не видит своей цивилизаторской и ценностной миссии. Беларусь к таким странам не относится. В отношении Беларуси, как и всего Восточноевропейского региона, у ЕС имеется выраженный мессианский комплекс, и именно этот комплекс не позволяет выстраивать белорусско–европейские отношения на сугубо утилитарной, прагматической основе.


В чем причина этого европейского мессианства? Причины лежат в самой природе ЕС. ЕС как политический проект — детище «холодной войны». Он рождался в противоборстве с СССР — государством, в основе которого также лежала политика ценностей, — как антипод СССР, своего рода антиСССР. Сама логика экспансии ЕС на восток, в страны бывшего соцлагеря — это логика освобождения этих стран «империей добра», каковой считает себя ЕС, от темных сил тоталитарной «империи зла» — СССР. Борьба с любыми проявлениями «тоталитарного наследия» на востоке Европы — альфа и омега европейской политики в этом регионе.


1990 — 2000–е гг. — эпоха триумфа этой политики в большинстве восточноевропейских стран. ЕС не привык встречать здесь не то что сопротивления, но хотя бы намека на альтернативную точку зрения на происходящие процессы. Единственной страной, не вписавшейся в этот сценарий, стала Беларусь. Беларусь не пошла по пути тотального очернения советского прошлого и даже во многом восстановила государственную символику советских времен в почти первозданном виде. Беларусь никогда громогласно не выражала «объединенной Европе» своего восхищения и не заявляла о стремлении вступить в ЕС любой ценой. Все это настолько контрастировало с тем, что происходило по периметру белорусских границ, что превращение Беларуси в глазах ЕС в «тоталитарный осколок империи зла» было предрешено.


ЕС оказывается не в состоянии выйти из заколдованного круга собственных стереотипных представлений и мессианских комплексов в отношении Беларуси. Печальные плоды этого приходится пожинать уже не в первый раз...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter