Корреспондент «СГ» вместе со специалистами из Беларуси изучала в Германии опыт ведения органического сельского хозяйства

Закодированные правдой

Продолжение. Начало в номере за 10 января

Насколько честен производитель экологической продукции перед немецкими покупателями


В это трудно поверить, но основополагающая идея органического земледелия — вовсе не защита экологии, окружающей среды. «Священная корова» здесь не природа. Как, а кто? Потребитель, на страже его интересов и прав и стоит органическое сельское хозяйство в Германии. И специалисты Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства ФРГ в диалоге с участниками белорусской делегации сделали на этом особый акцент. А как же всякого рода подделки и махинации нечистоплотных сельхозпроизводителей? Биопродукт ведь стоит чуть ли не в два-три раза дороже традиционного собрата. Мало ли желающих нагреть на этом руки? Это возможно в Германии?

Профессор Райнер РИДЕР рассказал участникам белорусской делегации о способах защиты экопродуктов.

ПРОФЕССОР Райнер Ридер, руководитель одной из 18 национальных аккредитованных инспекционных организаций, занимающихся  вопросами сертификации, в том числе и экохозяйств, участник нашей встречи в министерстве, считает:

— Законодательство как ФРГ, так и ЕС содержит четкие и строгие, почти драконовские, правила, смысл которых: не допустить или свести к минимуму любые попытки ввода в заблуждение покупателей. Сам потребитель не всегда до конца понимает, что такое экологический продукт. И доверяет исключительно этикетке с известным логотипом. И отлично осведомлен о том, что такие термины, как «органик», «био», «эко» и прочие, используемые в маркировке товара, рекламе или в товарных знаках, недопустимы на упаковках неорганических продуктов. 

Вся продукция, маркированная как «органик», продолжил профессор, должна содержать информацию о производителе, переработчике, а также о наименовании или коде контролирующего органа. С 1 июля 2010 года в соответствии с постановлением ЕС введены новые обязательные требования к маркировке продукции «органик»: она должна иметь в своем составе именно 95 процентов ингредиентов органического сельского хозяйства (причем указываются на упаковке), маркируется единым европейским лого «органик» в форме листа, так называемым «евролистом». А рядом с ним — единый стандартизированный код ЕС.  

  Все без исключения германские фермеры и переработчики должны соблюдать требования законодательства ЕС по органическому сельскому хозяйству. Инспекторский контроль Евросоюза обязателен — специалисты проверяют документацию по закупкам и продажам, журналы учета поголовья животных, медкнижки и прочее. Сюда же входит выборочный отбор и анализ образцов, проверка условий содержания животных, инспекция складов, полей, пастбищ, садов и теплиц.  И если  требования не выполнены, производители попросту лишаются права продавать продукты как органические. То есть сертификат «органик» может быть отозван. Тем не менее есть и важная преференция — экопредприятия, которые принимают участие в процедуре контроля в соответствии с экостандартами ЕС, могут подавать ежегодно заявку на получение субсидии на оплату расходов по прохождению контроля по 35 евро за гектар, но не более 530 евро на хозяйство.


Один из ключевых факторов — деятельность национальных ассоциаций производителей органической сельхозпродукции. Самые крупные и влиятельные, прекрасно себя зарекомендовавшие на рынке, — «Деметр», «Биоланд», «Натурланд». К примеру, «Деметр» — старейшая в стране ассоциация, создана еще в 1924 году. По части богатого практического опыта, эффективных методик, жестких требований к сертификации производства и продукции с ней мало кто может тягаться. А «Биоланд», основанная в 1971 году, демонстрирует высший стандарт качества органических товаров, который даже более строгий, чем национальные стандарты. 

— Кто должен продвигать в массы идею привлекательности органического земледелия и экопродуктов? Это задача министерства, федеральных земель, самих фермеров или энтузиастов?  — поинтересовалась руководитель экологического учреждения «Агро-Эко- Культура» Светлана Семенас. 

— В год проводится порядка 3300 специальных презентаций от 242 фермерских предприятий. Их поддерживает федеральное министерство сельского хозяйства и продовольствия, региональные власти, за образовательную деятельность они получают еще и компенсацию. Также в  различных университетах практикуют занятия по спецпрограмме, изучают предмет 4—6 месяцев, с возможностью получить практические навыки в фермерских хозяйствах.  Это  могут быть граждане других стран, к нам приезжали из России, Украины. Из Беларуси никогда не было. Приглашаем! 

СТРАТЕГИЯ будущего экологического земледелия вместе со всеми «действующими лицами», которые в этой области работают, разрабатывается и в Германском союзе фермеров (DBV) — объединяет более 200 тысяч сельхозпредприятий из всех 16 земель. Руководитель отдела рыночной политики в области экологического земледелия Фольфрам Даниель начертил схему цикла развития органического сельского хозяйства в Германии:


— Все члены ассоциации — добровольные участники. Размеры взносов зависят от того, из какой земли фермер. У каждой из 16 земель свое объединение фермеров, оно регулярно делает взнос в общую кассу ассоциации.

 Экологическое сельское хозяйство — не единственная сфера, над которой мы работаем. Но одна из приоритетных. Фермеры земель сами принимают решение, каким видом сельского хозяйства им заниматься, они полностью независимы в процессе производства продукции животноводства и растениеводства. Могут образовать небольшой союз (от трех человек), чтобы потом продвигать свой продукт. Предлагать его обычным покупателям (они могут приобретать продукцию прямо в хозяйстве) или крупным торговым сетям. Дело в том, что в Германии почти в каждом супермаркете можно купить  биопродукцию. Но есть и узкоспециализированные магазины, где ничего, кроме органических товаров, вы не найдете. Таких торговых объектов немало в западной части Германии, а в восточной  ограниченное количество «биомагазинов». Все же здесь фактор высокой цены играет свою роль. 

Познакомившись с ситуацией развития органического земледелия в Беларуси, руководитель отдела DBV порекомендовал:

— Более приемлемо было бы создавать объединения фермеров, соблюдая несколько условий: обеспечение безупречного качества, наличие транспорта, складских помещений (что требует инвестиций), спрос. Еще момент — производители органической продукции контролируют друг друга, обмениваются опытом. 

Какие преимущества предоставляет  DBV своим участникам? Фермеры могут получить не только советы по производству, к примеру, той же органической продукции, но и финансовую поддержку. Каждая земля посылает в Берлин на собрания представителя, обычно встречаются по актуальным проблемам четыре раза в год. Еще это объединение лоббирует принятие важных для фермеров законов. Продвигало и новый закон об экологическом сельском хозяйстве.  

— Смысл — защитить интересы фермера. Именно потому, что мы мощная ассоциация, в Брюсселе наш голос намного весомее в отличие от той же  Польши (где 6—7 подобных организаций, да они еще и между собой находятся в конфронтации), — резюмировал Фольфрам Даниель.

 Завтра нас ждали в экодеревне и на биоферме.  Об этом — в следующих репортажах.

В ТЕМУ

Объем рынка производства органической продукции в Германии составляет 8,3 миллиарда евро (всей сельхозпродукции — около 200 миллиардов). Для сравнения, в США это 26,7 миллиарда  долларов (и далее в этой валюте),  Франции — 4,8 миллиарда, Китае — 2,7, Италии — 2,2.

В мировых лидерах по потреблению органических продуктов на душу населения значатся Швейцария, каждый житель которой в среднем тратит на органические продукты около 221 евро в год, Люксембург — 164, Дания — 162, Швеция — 145, Лихтенштейн — 130, Австрия — 127 и Германия — 97  евро в год.

(Продолжение следует.)

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter