Новая колонка Юлии Андреевой о самых интересных событиях в мире классической музыки

Заклинание огня

Дорогие друзья, разрешите представиться!

Я композитор, музыкальный критик и писатель Юлия Андреева (литературный псевдоним Юлия Людмилина). Всю свою сознательную жизнь я писала статьи, готовила программы для радио, вместе с Элеонорой Езерской комментировала симфонические концерты. У меня есть своя страничка в Живом журнале и клуб «Музыкальная история Минска» , открытый для всех посетителей Фейсбука. Каждую неделю я буду вам рассказывать 
о самых интересных событиях в мире классической музыки. Моя авторская колонка так и называется — «ЖИВОЙ ЗВУК».

Прежде всего, дорогой мой читатель, прости меня, пожалуйста, за твои музыкальные муки. За пионерские речевки на уроках пения. За «Евгения Онегина» с толстой Татьяной и блеющим Ленским. За злобную училку в музыкальной школе, которая швыряла в тебя ноты и обзывала бездарем.

Скажу тебе честно: мне тоже порой доставалось от моих учителей, а зачет по гаммам был самым страшным кошмаром моего детства.

Но музыка в этом не виновата. Она, как и все на свете, бывает первого, второго и третьего сорта, и мы имеем право без всякой политкорректности называть белое белым, а черное черным. Мы можем чего–то не понимать, скучать, быть усталыми — или, наоборот, ликовать, внутренне танцевать и устремляться за музыкой в небесные выси.

Но я не буду ни к чему вас призывать. А просто делиться тем, что кажется мне интересным. И не важно, происходит ли это у нас в стране или на другом конце планеты, в прошлом или в будущем, или прямо сейчас.

Итак, что посоветовать вам на этой неделе?

Прежде всего, хочу предупредить, что концерт цикла «Все сонаты Сергея Прокофьева в исполнении Юрия Блинова» переносится с 10 ноября на 17–е. Может быть, и к лучшему, ведь после концертов Александра Целякова и Питера Донохоу нас уже трудно удивить блистательным пианизмом и хочется музыки совсем другого рода.

Поэтому в четверг, 10 ноября, можно с чистой совестью отправляться в академию музыки и совершенно бесплатно послушать концерт молодого японского композитора и пианиста Тэмпэя Накамура. Он будет исполнять фортепианные пьесы собственного сочинения, в которых, по его словам, претворены различные музыкальные направления: романтизм, импрессионизм, американская классика и джаз, прогрессивный рок плюс традиционные японские мотивы.

В 2010 году Накамура дебютировал в нью–йоркском «Карнеги–холле» и выступает с концертами в различных городах Европы. Кроме того, он выпустил три альбома: Tempeizm («Тэмпэизм», 2008), Tsubasa («Крылья», 2009) и Phoenix («Феникс», 2012). Не знаю, будут ли они продаваться в Минске, но послушать эту музыку было бы очень любопытно!

А в субботу, 12 ноября, в Большом зале Белорусской филармонии — очередной концерт из цикла «Шедевры мирового органного искусства» — «И.С.Бах и немецкий романтизм». За органом — заслуженный артист России Александр Фисейский. Не знаю, как вас, а меня радует очередная встреча с этим замечательным музыкантом. С 1975 по 1984 год он — юный выпускник Московской консерватории — работал в нашей филармонии солистом.

Орган в концертном зале — кстати, один из самых больших в мире — был тогда единственный на весь Минск. Днем и вечером в зале шли репетиции и концерты, и Фисейский занимался ночами. Вообразите, каким волшебством звучали в темном фойе могучие звуки органа!

Так из ночи в ночь Фисейский освоил чуть ли не весь органный репертуар и в 2001 году в Дюссельдорфе поставил рекорд — за 19 часов сыграл все органные произведения Баха. Может быть, когда–нибудь он его повторит для благодарных минчан?

В субботней программе не будет заигранных, банальных вещей. Из Баха меня заинтересовала партита на тему хорала Ach, was soll ich Sunder machen («О, как мне грешному быть?»). А еще соната Мендельсона и хоралы Брамса — вещи, которые я никогда не слышала живьем. И наконец, главный сюрприз — знаменитое «Прощание Вотана» и сцена заклинания огня из оперы Вагнера «Валькирия» в переложении для органа Александра Фисейского. Я даже вообразить не могла, что эту музыку можно переложить для органа! Осталось лишь услышать, как это будет звучать.

juliastankiewicz@gmail.com

Советская Белоруссия № 216 (25098). Четверг, 10 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter