Захватывают Лондон

Об урегулировании кризиса еврозоны

Вчера сердце финансового мира, имею в виду Лондон, удивил совершенно несердечными отношениями. 50 участников движения «Захвати Лондон» заняли заброшенное здание магистратского суда Олд–стрит, причем часть из них подъехала туда на танке. Откуда взяли эти люди танк, не так уж и важно. Главное, что символизм акции очевиден — «активисты» демонстрируют свой революционный броневик, с которого они собираются начать переустройство мира. Они планируют провести судебные процессы против банкиров и крупных собственников, которые «подорвали мировую экономику, привели к разрушению британской системы социального обеспечения» и «отобрали у народа его гражданские права».


Конечно, можно не сомневаться, что лондонские копы быстро разгонят эти «потешные полки» с помощью слезоточивого газа, как это не раз бывало раньше. Но проблема–то остается. И вряд ли ее можно разрешить только с помощью «большой базуки» (тип реактивного гранатомета), которую призвал применить премьер–министр Великобритании Дэвид Кэмерон для урегулирования кризиса еврозоны.


С его легкой руки старое название «базука» стало нарицательным и используется как символ большого и мощного орудия, разумеется, политического, без которого Евросоюзу уже не спастись.


Увы, даже предрождественские дни, которые вроде бы должны настраивать на умиротворенный лад, не пресекли мрачный поток подобных прогнозов. Наоборот, в конце года они только усилились. И в общем–то понятно почему. Люди, уйдя на рождественские каникулы, особо остро нуждаются в содержимом своего кошелька, чтобы отметить праздник достойно. Увы, кошелек похудел вдвое, если не втрое. Средний класс, являющийся главной опорой рыночного общества, тает на глазах.


«Вместо того, чтобы положить конец длящейся с 2008 года большой рецессии со всеми вызванными ею бедами, 2012 год может возвестить о новом, еще более страшном этапе самого глубокого за последние 75 лет мирового экономического кризиса», — предрекает видный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц.


Кризисы, как известно, явление закономерное, а вот его последствия, собственно, и являются делом политиков. С этой работой они не справились. Уже очевидно, что политические меры по спасению евро были нерешительными и слишком запоздалыми.


«Так что самый вероятный сценарий развития событий таков: принимаются меры экономии, но экономики продолжают слабеть, безработица усиливается, бюджетные дефициты как были, так и остаются, а политики тем временем предпринимают лишь минимум усилий для того, чтобы быстрее справиться с кризисом. Короче: усиление хаоса», — такой вывод сделала германская экономическая газета «Хандельсблат», напечатав на своих страницах статью Джозефа Стиглица.


Кстати, и в США, по мнению этого автора, ни одна из партий не проявила готовности признать, в чем же в действительности заключались ошибки, или же сформулировать программу, в которой бы были названы фундаментальные проблемы.


Так есть ли у властей предержащих та самая «базука», которая может успокоить и этих людей, и рынки? Вот политический вердикт, который выносит «Файнэншл таймс Дойчланд»: «Европейские лидеры совершают массовое политическое самоубийство».


В этом году, пишет эта газета, можно было наблюдать, что происходит с политиками, которые навязывают своим избирателям сильный пресс экономии. Их ожидает политическая гильотина. Нет такой страны, где курс на экономию средств пользовался бы популярностью. Ни одно правительство не сможет в долгосрочной перспективе проводить политику против своего населения, несмотря на экономический диктат Ангелы Меркель. Будущее евро и ЕС зависит от того, насколько мощными будут протесты против навязанного сверху курса экономии. Меркель может войти в историю как героическая спасительница корабля под названием «Европа». Или как политик, приведший его к катастрофе.


Собственно, это и есть самый распространенный на данный момент ответ на вопрос, есть ли у властей предержащих гранатомет. Скорее, у них в руках бешеный огурец, который лопается самопроизвольно. Во всяком случае, в данный момент, когда кризис, означающий слом старой системы, не привел к рождению новой.


И не случайно из опубликованных газетой «Файнэншл таймс» десяти крылатых выражений, которые можно считать символом уходящего года, половина касается госпереворотов в разных странах, а другая половина — экономических переворотов в жизни людей.


Например, выражение «потерянное десятилетие», ранее применявшееся к Латинской Америке 1980–х и Японии 1990–х, теперь стало использоваться в отношении развитых стран. Туда же, то есть в развитую Европу, переместилось и выражение «потерянное поколение». Этот термин Гертруды Стайн сейчас относят к молодым людям, страдающим от безработицы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter