Захватчики в белых воротничках

Грозят ли белорусским предприятиям рейдерские захваты?Модными рейдерскими методами директор одной из бобруйских швейных фабрик решил полностью прибрать к рукам подведомственное ему предприятие. Прибегая к различным ухищрениям, он по заниженной стоимости скупал акции у работников фабрики, стремясь стать единоличным держателем всего пакета акций. В общей сложности делец успел завладеть акциями на сумму более 400 миллионов рублей. Но в данном случае захват предприятия удалось вовремя остановить. Сейчас в отношении директора возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.

Жертвой рейдерского захвата стали санаторий “Чайка”, принадлежащий БелАЗу, который находится в Украине. В мошеннической сделке участвовали как украинцы, так и белорусы. Используя фиктивный договор, аферисты довели предприятие до банкротства, загнав в долги. В итоге часть активов отошла украинской стороне. Право переуступки долга передали одной украинской фирме, которая, по замыслу дельцов, и должна была присоединить к себе весь санаторий. В настоящий момент по этому делу также проводится следствие.
Рейдеры границ не признают
Рейдерство (недружественное поглощение или захват предприятия) сегодня довольно широко распространено в России и Украине и чаще имеет криминальный оттенок. В ходе перераспределения собственности большинство случаев захвата сопровождается нарушением норм не только гражданского, административного, финансового законодательства, но и уголовного, переходя в так называемое “черное” рейдерство.
— Нельзя сказать, что для Беларуси рейдерство является характерным, ярких попыток подобных захватов у нас не было, — говорит оперуполномоченный по особо важным делам главного управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями криминальной милиции МВД Беларуси Владимир Бабарико. — Хотя отдельные проявления рейдерства, безусловно, присутствуют. В основном в отношении предприятий, приносящих хорошую прибыль и имеющих активы. С развитием рынка ценных бумаг не исключено увеличение числа рейдерских захватов. А это может негативно сказаться на стабильности экономики государства, ее привлекательности для инвесторов. Поэтому методы противодействия подобному явлению необходимо вырабатывать заранее.
Захват по этапам
В Беларуси рейдерство пока ограничивается так называемыми “белыми” рамками. Это означает, что захват предприятия осуществляется без откровенного криминала, громил с дубинками. Однако цель остается той же: завладеть интересующим объектом. Подобные мероприятия хорошо продуманы и четко спланированы по этапам.
Вначале об объекте собирается интересующая информация — проводится тщательная разведка, добываются необходимые данные. Например, возбуждено уголовное дело по факту коммерческого шпионажа на известной минский фабрике головных уборов. С октября 2007 по декабрь 2008 года некие дельцы собирали сведения, составляющие коммерческую тайну, с целью дальнейшего приобретения и использования акций предприятия. Сведения об их владельцах были получены незаконно.
Скупка акций — один из основных этапов рейдерского захвата. Правдами и неправдами завладев хотя бы одной акцией предприятия, человек становится его дольщиком и получает право легально скупать другие акции, постепенно подбираясь к контрольному пакету.
— Существует ряд нарушений при первоначальных покупках, когда игнорируется первоочередное право акционерного общества на приобретение акций, но это трудно доказать, — комментирует ситуацию Владимир Бабарико. — Аферисты находят лазейки в законодательстве и методично скупают все акции, пока не наберется контрольный пакет и можно будет диктовать свои условия руководству, фактически управляя предприятием.
Для достижения своих целей рейдеры любыми способами пытаются вмешаться в деятельность предприятия. Сюда можно отнести обращения в суды, касающиеся ареста недвижимости предприятия, или иные процессуальные действия. Загруженность судов дает захватчикам возможность затягивания судебного процесса при помощи различных ходатайств. По заявлениям подставных лиц могут инициироваться проверки предприятия различными контролирующими органами.
В некоторых случаях объект захвата при помощи фиктивных договоров попросту вгоняют в долги. Нередко здесь присутствует сговор одного из кредиторов с руководителем предприятия. После этого обычно следует процедура банкротства.
Брэнды под особой угрозой
Как показывает практика, больше всего подобных действий происходит в сфере торговли и касается крупных перспективных магазинов, универсамов. Гораздо легче отвоевать себе готовый объект, раскрученный брэнд, вытеснив прежних хозяев, чем начинать дело с нуля — нужна масса разрешений, да и земля стоит дорого, особенно в городе. Изначально, конечно, рейдеры обращаются к руководству, делая предложение. Если директора удается привлечь на свою сторону, то дальше смена собственника идет как по маслу. Если руководитель отказывается, то начинается юридически-экономическая атака с привлечением высоких связей и знакомств в зависимости от обстоятельств.
Нечто похожее случилось с одним из крупных и в свое время популярных универсамов столицы, который сейчас на реконструкции. Рейдеры вклинились в состав акционеров и провели там соответствующую работу, выкупив у одного из дольщиков крупный пакет акций. Руководство магазина пыталось решить проблему через различные судебные инстанции — безрезультатно.
Сегодня в Минске существует уже целая сеть магазинов, приобретенных таким образом.
— Подобные схемы захватов используются чаще всего зарубежными дельцами, в основном из России, — говорит Владимир Бабарико. — У местных бизнесменов еще недостаточно капитала, который можно использовать для организации рейдерских захватов. Не исключено, что в подобных схемах задействованы некоторые чиновники. Пока рейдеры действуют, как говорится, в белых воротничках, без запугивания и физических угроз акционерам и руководству. В год к нам поступает десятка два обращений, по которым проводятся проверки и в случае выявленных нарушений законодательства возбуждаются уголовные дела. В большинстве случаев действия рейдеров не подпадают под статьи Уголовного кодекса.
Как правило, в ходе подобного перераспределения собственности большинство поглощений сопровождается нарушением норм хозяйственного, гражданского, административного либо финансового законодательства.
Таким образом, рейдерство нельзя однозначно квалифицировать как самостоятельный состав правонарушения, так как оно носит достаточно сложный характер, который следует рассматривать в общей плоскости действующего законодательства. Определить, где передача прав собственности произошла под давлением извне, а где стороны нашли компромисс и разошлись полюбовно, практически невозможно. Этим и пользуются бизнесмены-захватчики. Поэтому предположить, сколько предприятий таким образом у нас сменили собственника, довольно сложно.
Акционеров надо уважать
По мнению специалистов, застраховаться от наездов рейдеров довольно сложно, но вполне реально. Прежде всего, надо быть готовым к подобному развитию событий. Например, сейчас акции различных предприятий реализуются через биржу, и некоторые дальновидные руководители нанимают брокера, который держит руку на пульсе, выставляя постоянную заявку на покупку своих же акций. Чтобы их не перехватили другие заинтересованные лица. 
Также акционерным обществам следует уделять должное внимание своим акционерам (своевременно выплачивать им соответствующие проценты от прибыли, решать совместно жизненно важные вопросы деятельности предприятия и т. д.), чтобы они понимали действия руководителя и не распродавали свои акции. Вряд ли кто-то станет добровольно избавляться от ценной бумаги, приносящей прибыль.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter