Как борются с борщевиком в самом загрязненном им районе Минской области - Логойском

Захватчика уничтожат на корню

На Логойщине борьбу с борщевиком — а это инвазивное растение сегодня оккупировало здесь около 120 гектаров — активно ведут уже лет шесть. И что только не делали — и гербицидами выжигали, и лопатами выкапывали... Увы, сократить его популяцию удалось лишь отчасти. В этом году к вопросу решили подойти основательно, с помощью специализированной организации, которая в таком деле знает толк. Провели тендер — в нем участвовали сразу 4 частные компании. Выиграли представители «БелАрбо». Они уже провели обработку площадей. Корреспонденты «СБ» решили посмотреть, каковы результаты.

Инна Белановская проверяет, поддался ли борщевик обработке гербицидами
Пока добирались вместе с начальником Логойской районной инспекции природных ресурсов Инной Белановской и председателем Логойского районного Совета депутатов Людмилой Муравицкой к месту «сражения», Людмила Николаевна рассказала:

— Лет 15 назад заросли борщевика по обочинам у нас были зрелищем вполне обычным. От его едкого запаха голова болеть начинала. Сейчас, конечно, такого нет: обработку гербицидами специалисты завершили к 9 мая, сейчас вот ждем результатов. Хотя уже вижу: листья желтеют буквально на глазах. У меня, знаете, глаз давно наметан: распознаю борщевик за сотню метров. Вон, смотрите, на пашне отдельные кустики выросли. И там, на пригорке, видите, небольшая плантация? Если гербициды не возьмут, будем выкапывать!

По словам директора предприятия «БелАрбо» Степана Латыпова, такой расклад маловероятен: шансов выжить у борщевика минимум. Май выдался теплым, а значит, день идет за три: обычно результаты видны приблизительно через месяц, но на этот раз — уже спустя неделю.

Одиночные растения рабочие убивают на корню
— При обработке гербицидами важны все факторы: от препаратов до квалификации специалистов и техники. Поймите, даже если мы купим дорогой и качественный гербицид, но будем метелки обмакивать в раствор и разбрызгивать его, как это делают бабушки в деревнях, когда картошку от колорадских жуков обрабатывают, — эффекта не будет. Мы в работе используем 5 генераторов холодного тумана — это мотобензоопрыскиватели, которые дают очень мелкие капли. А они могут попасть даже в труднодоступные места. Обрабатываем «Терсаном»: препарат не вредит деревьям и кустарникам, а на территории Логойского района борщевик почти всегда растет среди них. Если очень упростить, то «Терсан» делает с борщевиком то, что это растение делает с человеком: нарушает его защиту от солнца.

Степан Сергеевич говорит, что в процессе работы важно скрупулезно рассчитать популяцию растений и даже спрогнозировать, где борщевик может дать всходы в следующий раз. Специалисты прошли обучение в Республиканском центре государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минприроды и теперь знают все сильные и слабые стороны врага. А значит, есть все шансы наконец с ним расправиться. К тому же средств не жалеют: в этом году из бюджета специально выделили около 130 тысяч рублей. Часть уже освоили.

— Сейчас мы проводим инвентаризацию, выявляем новые места произрастания борщевика в районе. Если по итогам будет идти речь о каких–то значительных площадях, то повторно привлечем специалистов для обработки гербицидами, — Инна Белановская уверена, что в ближайшие несколько лет с проблемой удастся покончить.

Правда, здесь еще один важный момент: нужно, чтобы с ядовитыми зонтиками боролись на своих подворьях и сами жители района. Ведь даже с одного небольшого растения могут образоваться около 25 — 30 тысяч семян: дунул ветер — и все старания насмарку. «Потомство» может дремать в почве годами и дать всходы даже через 5 — 6 лет. Инна Валерьевна говорит, что, в принципе, эту работу могут провести на частных подворьях специалисты, главное, чтобы жители не препятствовали...

meleshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter