В Минске состоялась премьера белорусского фантастического детектива “Разум”

Захотелось — и снял

В Минске состоялась премьера белорусского фантастического детектива “Разум”, и это не фантастика.



Со вчерашнего дня картина вышла в прокат. Молодой и никому не известный 29-летний паренек с крайне интеллигентным лицом Евгений Куренчанин с единомышленниками взял да и снял кино своими силами и на свои деньги. Помимо молодых исполнителей, пригласил известных актеров — народного артиста Беларуси Николая Кириченко, Павла Харланчука, Олега Гарбуза и Игоря Петрова из Купаловского театра. И уже, как признался на закрытой премьере, задумался о продолжении...

С одной стороны, очень хочется порадоваться за белорусское кино. Ведь нам всем так хочется, чтобы наконец-то у нас появились стоящие фильмы, за которые не придется краснеть перед умными людьми. Чтобы и на фестивале их можно было показать, и продать на российские телеканалы. С другой стороны, думаю: стоит ли каждому, кому взбредет в голову снимать кино, доводить эту затею до конца и выносить конечный продукт на суд зрителей?

“Разум” — рыхлый, невразумительный фильм, снятый то ли под влиянием “Начала” Кристофера Нолана, то ли “Матрицы” братьев Вачовски, которые недавно уже стали сестрами. В какой-то момент понять, что происходит на экране, решительно невозможно. Герои “рассекают” улицы, паркинги и офисы Минска в красивых пальто, экспериментируют с собственной памятью, проводят некий научный эксперимент, которым, естественно, заинтересовываются злодеи, преследующие свои коварные цели. Персонажи лихо перемещаются в прошлое, морщат лоб, привинчивают к голове какие-то удивительные провода, вмонтированные в светящийся шар. Олег Гарбуз деловито расхаживает в белом халате и изображает научного светилу с фломастером в руке. Поверить в то, что Гарбуз — светило квантовой физики, никак невозможно. Еще непонятно, почему герои ходят по узнаваемому Минску, а вот имена у них сплошь заграничные.

Сюжет “Разума” похож на все сразу и ни на что одновременно. Видно, что режиссер интересуется фантастикой, верит, наверное, в инопланетные миры, телепортацию и в то, что мигрень можно лечить наложением рук. Пусть так. Дух захватывает от этого наива. Тем не менее “Разум” пойдет сразу в пяти кинотеатрах. И какой-нибудь зритель на него наверняка забредет. И наверняка только пожмет плечами. В лучшем случае. Потому что в соседнем зале будут идти последние премьеры из Голливуда.

Разделить радость никак не получается. Так, ей-богу, пожалеешь о прежних советских худсоветах и цензуре, которые не выпускали фильм в прокат, пока режиссер не доведет его до ума. Евгению Куренчанину не помешали бы хороший редактор с ножницами, монтажер, циничный продюсер, пара зубастых критиков, а также годовая подшивка журнала “Искусство кино”, труды Жиля Делёза, Луиса Бунюэля и Франсуа Трюффо. Потому что, если знаешь, с какой стороны к камере подходить, это еще не значит, что ты стал режиссером.

С чувством некоторого замешательства буду ждать “Разум-2”, на который обязательно схожу — чисто из спортивного интереса. Может, хоть там режиссер объяснит, что он хочет сказать своим мудреным повествованием.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter