Какой культуру видит канал «Беларусь 3»

«Заходите на канал-бутик»

Какой культуру видит канал «Беларусь 3», рассказывает главный директор Главной дирекции телеканала Виктор Маючий
Вот уже три года главная и единственная культурная телеплощадка страны Беларусь 3 вещает для своих зрителей. За это время коллектив канала создал десятки интересных проектов, позволивших сформировать характерный имидж и бренд. О том, какой сфера культуры видится каналу, чем она, экранная, отличается от реальной и какие задумки предстоит еще воплотить в жизнь, рассказывает главный директор Главной дирекции телеканала Беларусь 3, действительный член Евразийской академии телевидения и радио, член-корреспондент Международной академии менеджмента Виктор МАЮЧИЙ. 


— Виктор Владимирович, три года назад вы стояли у истоков создания Беларусь 3. Какой опыт использовали?

— Думаю, не совсем правильно говорить об опыте. Ведь каждый канал, по идее, должен иметь свою харизму. Подобные каналы существуют в каждой стране, где довольно большая численность населения, территория. Они по-разному называются и преследуют какие-то конкретные задачи. Для Беларуси это достаточно серьезный эксперимент. Ведь наша страна хоть и небольшая, но с культурными амбициями. Идея создания канала принадлежит председателю Белтелерадиокомпании Геннадию Давыдько. И, кстати, многие проекты, которые у нас представлены, тоже его задумка. 

Мы сегодня живем в том мире, когда телевидение выполняет прежде всего рекреационную функцию. Пришел человек, включил кнопку, а ему на блюдечке сериальчик, развлекательная программа. Он не хочет думать о вечных ценностях, мозг отключается. В этой ситуации есть потребность в канале, который должен поддерживать самоидентификацию белорусского общества. Культуру рассматриваем как совокупность ценностей, определяющих образ нации, народа.

— По данным Информационно-аналитического центра при Администрации Президента за 2014 год, телеканал Беларусь 3 охватывал только 20,6 процента жителей. Это мало или вполне достаточно?

— Большинство каналов преследуют конкретную цель: собрать аудиторию, продать эфирное время. Если сравнивать телевизионный рынок с обычной торговлей, есть три вида каналов. Гипермаркеты — семейные, целевые магазины. Речь идет об отраслевых каналах, посвященных охоте, рыбалке, спорту, куда «направляются» за конкретной покупкой. И есть каналы-бутики, когда мы всем говорим, что ходим туда, но ничего не приобретаем, потому что нам это просто не по карману или, в принципе, не очень нужно. Все каналы, посвященные культуре, такие. У них всегда незавидная судьба, поэтому имеют небольшие показатели и у них нет целевой аудитории. 

20,6 процента — это уже немало. Получается, каждый пятый житель нашей страны в течение месяца обращался к этому каналу. В 2015 году охват аудитории составил 22,3 процента. Хочу обратить внимание на еще одну немаловажную цифру. Среди телевизионных жанров на белорусских каналах популярностью пользуются в первую очередь новости, затем художественные фильмы, развлекательные шоу, концерты поп-музыки и другие, далее идут информационно-аналитические, спортивные передачи, телесериалы. И уже только потом культурно-образовательные – 22,8 процента. 

— Социологи говорят и о том, что у Беларусь 3 наравне с каналами Беларусь 1, Мир наиболее возрастная аудитория. А как же культурное образование молодежи?

— Аудитория канала не может опираться на какие-то гендерные или социальные показатели. Скорее, на психографические. Независимо от того, какой у человека возраст, пол, если у него есть какое-то желание интересоваться языком, культурой, историей, он и есть аудитория нашего канала. Ну а то, что возрастная – такова наша демография. Естественно, те возрастные группы, которых больше, больше и смотрят канал. 

Второе, к телевизору вообще стали обращаться меньше. Особенно это касается молодежи. Позитивный момент в том, что все наши программы интерактивные. На Ютубе зарегистрирован специальный канал Беларусь 3, где выкладываются все наши передачи. Это позволяет людям, которые при получении информации больше опираются на интернет, обращаться туда. Есть проекты, которые содержательно основаны на интерактивной связи со зрителями, — хит-парад «Сто песен для Беларуси», «Бард-парад», «Дыя@блог». И надо отдать должное, динамика посещаемости сайта Беларусь 3 выросла за прошлый год в два раза. Мы позиционируем себя как канал для всего нашего общества. Что касается образования, все попытки сделать обучающие каналы не заканчивались ничем положительным.

— А как же программа-викторина «Размаўляем па-беларуску»?

— Ее нельзя назвать чисто образовательной. Это не такой дидактический урок, когда тебе полчаса объясняют правила белорусского языка. Да, это культурологическая программа, но она основана на принципе игры, соревнования. 

— А «Время кино», когда киноведы рассказывают о том, почему та или иная картина достойна внимания? Это ведь тоже своеобразный навигатор по кино...

— «Время кино» – та программа, которая позволяет правильно ставить акценты. Но в любом случае, поскольку кино, о котором идет речь, снималось в определенное время, эпоху, рассчитано на ту аудиторию. Киноведы делают ее очень неплохо и пытаются донести до сегодняшнего общества те акценты, которые расставлялись тогда. Кроме белорусского кинематографа, представлен и постсоветский. Мы скоро забудем, что когда-то были очень неплохие киноленты, которые делались в Армении, Латвии, Грузии, Молдове, Восточной Европе. Этой программой пытаемся противостоять массовой культуризации, которая идет от Голливуда, индийского Болливуда. Они берут не столько художественной ценностью, сколько количеством. 

Еще один новый проект «Кино и время» — это попытка рассказать о нашей давней истории, которую писали не только по учебникам, но и документальными лентами, кинохроникой. Посмотреть, как на нее смотрели тогда, смотрят сейчас историки и наши кинематографисты. Показать, точно ли они передавали действительность, — это и было задачей нашей программы. 

— Вы называете Беларусь 3 каналом самоидентификации белорусского общества. Давайте разберем это на примере проекта «Музеи Беларуси».

— Когда мы мечтаем посетить какие-то мировые музеи, к примеру, Эрмитаж, это правильно. Но у нас они тоже не менее интересные. В последнее время поднялся уровень региональных музеев. Наша задача показать, что они у нас есть. 

— Лично меня впечатлил хит-парад «Сто песен для Беларуси». Для себя по-другому открыла белорусскую народную музыку. Исполнители, в основном молодые, просто ломают стереотипы. Делают настолько красивые, динамичные аранжировки, что народные песни звучат на удивление свежо и современно.

— Традиция этой программы уходит глубоко в прошлое и лежит на поверхности. С чего, например, начинали «Песняры»? Мулявин взял магнитофон и поехал по деревням. Народную песню сложно испортить. Ну а история парада идет из программы «Наперад у мінулае». Команда три года ездила в глубинку, находила коллективы, потом делали современную аранжировку. Хит-парад — это перенос того, что собрано и подано под новым соусом. Надеюсь, программа трансформируется, потому что сегодня мы столкнулись с тем, что наши записи — это уже третичный пласт того, что было. Исполняют, видоизменяют эти песни внучки, правнучки. В перспективе попытаемся найти фондовые записи и построить что-то на этом. 

Есть еще один нюанс. К сожалению, сами исполнители, которые тоже должны работать на самоидентификацию общества, не бегут включать в свои репертуары эту музыку. Потому что это непопулярно. Не все понимают, что действительно ломают стереотипы. Хотя тоже какие-то подвижки есть. Пара групп официально выкупила права у компании на исполнение.

— Идет Год культуры, какие проекты в этой связи запускаются на канале?

— Во-первых, с Министерством культуры у нас подписан план совместных действий. Есть события, которые мы должны отразить в эфире. Второе: Беларусь 3, которая занимается культурой постоянно, а не в объявленный год. И последнее, мы идем из того, что культурное событие мы должны не только отражать, но и сами моделировать.

 В прошлом году с успехом прошли по стране концерты ансамбля народной музыки «Бяседа» по нашей масштабной акции «Любить Беларусь!». В этом такую традицию мы будем продолжать. Кстати, во время акции я увидел, что в глубинке работают люди, которые тоже должны заниматься самоидентичностью нашего общества. Приезжаю в районный ДК, а он буквально завешан афишами с именами российских исполнителей. На вопрос, почему «Бяседу» не анонсируете, отвечают: ай, и так продастся. Но я убежден: если свою культуру будут продвигать на районном уровне, то также адекватно это будет отражаться на экране. 

В марте в Молодечно состоится фестиваль бардовской песни. Кстати, идея создания нашей программы «Бард-парад» тоже принадлежит Геннадию Давыдько. Мы вспомнили о таком жанре, и он не потерял актуальности. Оказалось, очень много тех, кто сочиняет и исполняет довольно приличные песни.

Во второй половине года запустим проект «Край». Инициатор — ТРК Брест, но мне бы хотелось, чтобы и остальные компании тоже подключились. Передача будет рассказывать об интересных людях, местных традициях, событиях в глубинке. Здесь и обряды, и ремесла, и интересные памятники культуры. 

— Виктор Владимирович, а как вы пришли в журналистику?

— Вообще-то я историк по образованию. Но уже в армии состоялась моя первая проба пера — был военным корреспондентом. Затем меня позвали в Гомельское областное телерадиообъединение, семь лет им руководил. А потом пригласили в Белтелерадиокомпанию. Сегодня я прежде всего телевизионный менеджер. Какую задачу ставят, такую исполняю. Ну, конечно, какие-то предпочтения есть, и тема культуры мне, безусловно, близка. 

— Спасибо за беседу!

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter