Если в связке человек-машина слабых мест нет, производственный травматизм исключается полностью

«Заинтересовать пряником, чтобы остаться в живых»

Если в связке человек-машина слабых мест нет, производственный травматизм исключается полностью. Но так, увы, далеко не везде... 

Минтруда и соцзащиты, департамент государственной инспекции труда подвели итоги уборочной кампании с точки зрения производственного травматизма. Кто и почему во время ее пострадал, какие типичные нарушения допускаются, реально ли вообще исключить несчастные случаи на предприятиях АПК? Об этом нашему корреспонденту рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Игорь СТАРОВОЙТОВ.

Во время уборочной мобильная группа по охране труда заглянула с аудитом безопасности в одно из самых крупных сельскохозяйственных предприятий Минщины — агрокомбинат «Ждановичи».

— Игорь Григорьевич, как с охраной труда в сельском хозяйстве, есть ли повод для оптимизма?

— Замечу справедливости ради, что неизменный «лидер» по травматизму в стране — это промышленность. Сельское хозяйство на втором месте: каждый пятый несчастный случай на производстве произошел здесь. Выполнение сельхозработ связано с различными механизмами, риск получения травм выше, чем в других сферах. Прежде всего это касается эксплуатации, ремонта и техобслуживания машин и агрегатов, погрузочно-разгрузочных и других работ.

Отрадно, что в последние годы мы наблюдаем позитивные тенденции. Во-первых, уменьшается общее количество случаев травматизма. Во-вторых, удается добиться сокращения числа несчастных случаев на производстве, которые привели к гибели работника. В текущем году при выполнении сельскохозяйственных работ травмирован 201 и 21 человек погиб. Если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года, то количество случаев травмирования сократилось в 1,9 раза, а со смертельным исходом — в 1,5 раза.

Улучшить ситуацию удалось в том числе и благодаря аудиту охраны труда во время уборочной. Дала свои плоды работа мобильных групп с участием сотрудников департамента госинспекции труда, которые созданы местными органами власти. Ими обследовано 1658 сельхозорганизаций, а сотрудники департамента посетили 277 организаций. В итоге выявили свыше 22 тысяч нарушений требований безопасности. Все они были устранены.

— Как выглядит картина по областям?

— Больше всего несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом, в организациях Минской области: за январь — октябрь травмировано на производстве 70 работников, 7 из них погибло. Меньше всего в Витебской области: пострадало 25 человек, в том числе один погиб.

— Какие нарушения можно назвать типичными?

— Чаще речь идет о недостатках по содержанию и организации рабочих мест, обеспечению средствами индивидуальной защиты, эксплуатации технически неисправных механизмов. Аграрии получают травмы при эксплуатации сельскохозяйственных машин и оборудования, при выполнении работ по послеуборочной обработке продукции растениеводства.

Больше всего рискуют те, кто непосредственно занят в животноводстве и выращивании сельскохозяйственных культур. Каждый четвертый из травмированных в этом году — животновод. 22 процента — трактористы и водители автомобилей и 14 процентов — операторы машинного доения.

Приведу пример. В одном из СПК Минщины во время очистки бункера от остатков зерна погрузчик пришел в движение и ковшом прижал к стене находившегося сзади слесаря-ремонтника. Тот получил множественные переломы.

— Кто виноват в этом?

— По случаям этого года пока ведутся расследования, причины устанавливаются. Анализ 2020-го показывает, что гибель от несчастных случаев в равной степени происходит как по вине потерпевшего, так и по вине работодателя. Бывает, что трагические ошибки допускают сами руководители, подавая тем самым плохой пример работникам. Например, глава одного из фермерских хозяйств убирал картофель картофелекопалкой. Заметив, что на элеватор попал камень, полез его доставать. При этом не отключил ни двигатель трактора, ни саму картофелекопалку. Механизмом захватило одежду, намотало на вращающиеся части и мужчину затянуло туда. Спасти его было невозможно.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает нашим организациям АПК при создании безопасных условий труда? 

— В первую очередь системности. Для того чтобы в системе человек-машина не было сбоев, необходимо комплексно организовать работу по охране труда. Для каждой профессии требуется установить наличие опасности, определить ее характеристики, то есть провести ее идентификацию. А все идентифицированные опасности оцениваются, чтобы определить риски, которые представляют наибольшую опасность и требуют управления. При этом каким образом следует оценивать и управлять — решают сами организации.

— Спецодежда, средства индивидуальной защиты, медосмотры, обучение… Все это, согласитесь, требует серьезных денежных вложений. 

— Но и вы согласитесь, что лучше потратиться на профилактику, чем потом иметь колоссальные потери рабочего времени из-за того, что работники травмируются, выплачивать средства потерпевшим по коллективным договорам, платить штрафы за нарушение требований законодательства и т.д.

За девять месяцев за нарушение требований по охране труда к административной ответственности привлечено более 500 должностных лиц сельскохозяйственных организаций на сумму свыше 100 тысяч руб­лей. А ведь за эти деньги можно было закупить и спецодежду, и обновить оборудование.

Хочу напомнить: если на сельскохозяйственном производстве нет травматизма, то предприятие получает скидку к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Максимальный размер может достигать 50 процентов.

— Но ведь бывает, что наниматель сделал все, чтобы условия труда были безопасными. А водитель, например, не считает нужным надеть специальную обувь во время жатвы или игнорирует инструктаж. 

— Надо заинтересовать человека, чтобы он выполнял эти требования. Причем акцент стоит делать не на метод кнута, то есть наказания, а пряника. Материальный стимул — самый главный. И законодательных рычагов хватает. Один из эффективных рычагов — это включение в коллективные договоры положений о поощрении сотрудников, которые соблюдают нормы по охране труда. Такая мера предусмотрена Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019—2021 годы.

Некоторые организации практикуют выплату квартальных или годовых бонусов коллективам за то, что в течение определенного периода они работали без нарушений требований охраны труда и производственного травматизма.

А вот если работник все же нарушает требования охраны труда, его можно и нужно привлекать к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Есть опыт применения такой формы профилактической работы, как персонализация нарушений — талонная система. Конкретному работнику в зависимости от количества и тяжести допущенных погрешностей, помимо дисциплинарных взысканий, уменьшают размер стимулирующих выплат, переводят на нижеоплачиваемую работу или увольняют. Такой подход дает результаты.

Напомню, что с 1 марта 2021 года работники несут административную ответственность за нарушение требований охраны труда. В соответствии с частью 3 статьи 10.13 КоАП на работника, допустившего подобные нарушения, может быть наложен штраф в размере до пяти базовых величин. Однако, если погрешности допущены впервые, то работнику выносится предупреждение. 92 представителям сельскохозяйственных организаций департамент госинспекции труда уже вынес такие предупреждения.

— Правительство, профсоюзы и наниматели взяли на себя обязательство продвигать в Беларуси концепцию «нулевого травматизма». Реально ли, на ваш взгляд, добиться отсутствия несчастных случаев в сельском хозяйстве?

— Сегодня в республике есть значительное количество организаций, где за последние годы фактически исключены несчастные случаи на производстве. По информации Белгосстраха, у более 3,5 тысячи организаций с численностью свыше 100  работников в 2019—2020 годах отсутствовали несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Среди них есть и сельскохозяйственные организации. А значит, это реально.

В каждой области республики есть предприятия агропромышленного комплекса с высоким уровнем организации работы по охране труда. В Брестской области в числе таких можно назвать ОАО «Чернавчицы», на Витебщине — СХП «Мазоловогаз» ПРУП «Витебкоблгаз». В Гомельской области — КСУП «Брилево», Гродненской — СПК «Свислочь», Минской — СПК «Агрокомбинат «Снов», а в Могилевской области УКСП «Совхоз «Доброволец». Стоит изучить и перенять их положительный опыт.

— Спасибо, Игорь Григорьевич, за интересный разговор и полезные рекомендации.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter