Транспортная инспекция нашла тысячи нарушений в работе такси

Заигрались в «шашечки»

Каждому человеку при посадке в такси хотелось бы уверенности в том, что машина исправна, а водитель — человек надежный, с правами и в адекватном состоянии. Однако пассажиры, как выяснилось, от неприятностей не застрахованы. Тогда как защитить свои права в сложной ситуации, к примеру, в случае ДТП? Для наглядности — репортаж о рейде Транспортной инспекции в районе Национального аэропорта Минск. Сразу скажу, что ситуацией обеспокоены и перевозчики, которые дорожат своей репутацией.

Ведущий специалист управления контроля автотранспорта Транспортной инспекции по Минску и Минской области Владимир Мартиневский говорит, что проблема обострилась с прошлого года, когда таксисты перестали получать лицензии: «Теперь мы видим, что машины, которые заказываются через онлайн-приложения, диспетчеров вроде Uber, «Яндекс.Такси», могут работать практически бесконтрольно». Этот рынок, не скрывает собеседник, требует скорейшего урегулирования, ведь речь идет о безопасности перевозки людей.

Этот водитель удирал от работников инспекции с пассажиром в салоне. Беглец — минчанин с приличным багажом нарушений.

Мы остановились на въезде в аэропорт. Представители инспекции — по форме, в ярких жилетах, у каждого — персональный видеорегистратор. Мимо проезжают десятки авто, и можно только гадать, сколько из них таксуют, что это за водители и в какую неприятность с ними можно попасть. Владимир Алексеевич говорит: «Сейчас пассажиров могут возить неизвестно кто и на чем. К примеру, как отбирают водителей? В основном это случайные люди, они не знают правил автоперевозок, не проходили обязательного обучения для водителей такси». Попадались специалисту и выпившие таксисты, и бесправники. Признается, что раньше порядка было больше: «Теперь машины, работающие через интернет-сервисы, могут выглядеть как обычный гражданский транспорт, не оформляются согласно законодательству».



Евгений Зенович, специалист управления контроля автотранспорта, остановил автомобиль с надписью «7788». Чтобы не доставлять неудобств пассажиру, попросил техпаспорт, за ним таксист вернется на обратном пути. Мужчина за рулем — индивидуальный предприниматель, а значит, сам отвечает за техническое состояние транспорта перед выходом в рейс, собственное состояние. Однако гостехосмотр оказался не пройден (а таксисты должны его проходить каждые полгода), нет страхового полиса гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и свидетельства об окончании курсов для таксистов.

Серебристый «Ситроен» фирмы «Столичный извозчик» (так было указано на машине) сразу повел себя странно: остановится, Мартиневский подойдет — отъедет, потом опять. Из машины водитель выходить не стал, приоткрыл окошко. А на предложение предъявить документы удрал вместе с пассажиром в салоне. Застали беглеца в аэропорту, за высадкой женщины с чемоданом. Она сообщила, что довезли ее нормально, проезд оплатила.

Владимир Мартиневский (справа) уточняет данные о нарушителе у сотрудника ГАИ.

Сотрудник настоял на предъявлении документов, таксист ответил, что их у него нет: «Забыл. Я не ИП, не таксист. Я просто подвез человечка. С чего я должен предъявлять документы? Вот если бы вы были ГАИ…» На этом персонаж сел в машину и поехал, вытесняя инспектора с дороги. Информацию передали в милицию, хозяина автомобиля и директора фирмы нашли быстро. Руководитель обещал разыскать сбежавшего и отправить обратно, правда, вскоре от него открестился: мол, такой у него больше не работает. Впрочем, история на этом не закончится, каждый получит свое. Кстати, наглец, как мы знаем, минчанин с приличным багажом нарушений.


— Когда уже наведут порядок с теми, кто таксует через приложения? — возмущался водитель классического такси, он тоже возил людей с нарушениями. — Моя вот машина обозначена, и хоть сейчас я и нарушил, обычно стараюсь требования соблюдать. А эти потоками идут, за деньги (причем наличные, хотя обязаны рассчитывать только по безналу) людей возят, берут пассажиров «от бордюра», хотя не имеют права, — и им ничего, контролирующие органы их даже не видят.

Дальше остановили машины от «Евротакси» и «Яндекс.Такси». В обоих случаях — оформление не то: нет ни оранжевого фонаря с шашечками, ни полос, ни информации о перевозчике и т.д. «Я только пассажиров отвезу и вернусь», — заверил другой автомобилист. Ждали его долго. Вернувшись, человек документы предъявлять не стал, сказал, что он не таксист: вез не клиента, а приятеля. Отчего ж тогда на машине написано, что это такси, и фонарь сверху? Объяснения напомнили школьное сочинение на вольную тему. Пока Владимир это слушал, Евгений проверил гражданина по базе. Оказалось, техосмотр не пройден. Но только ли в нем причина?

В этом случае одно из нарушений — оформление машины. 

Старший из напарников припомнил, что в прежние годы если на машине имелся хоть один элемент такси (полосы, фонарь с шашечками и т.д.), то езда на ней для собственных нужд считалась грубым нарушением: «Сегодня этого пункта нет. Теперь чуть что, говорят, что знакомых, родственников везут. У меня был случай: остановил таксиста, у него в салоне трое темнокожих граждан, по-русски не говорят. И что вы думаете? Водитель уверял, что все они — его родня».


Следующий остановленный таксист все вопросы переадресовал директору фирмы, попросив инспектора объяснить тому, какие документы должны быть в наличии. Странно, что люди в принципе занимаются столь серьезной (а автотранспорт, напомню, средство повышенной опасности) деятельностью, ничего о ней толком не зная. В этом случае не было страхового полиса гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами — то есть они не застрахованы на случай ДТП, не пройден гостехосмотр, не имелось свидетельства об окончании нужных курсов и должного оформления транспорта. Это, говорят мне инспекторы, основные нарушения в такси: «Плюс водители, не работающие в какой-либо организации, не проходят предрейсовое медосвидетельствование, а авто — технический осмотр. Попадаются и автомобили с неисправностями, с которыми вообще ездить нельзя».

Подобная ситуация не устраивает и службы такси, которые стараются работать по правилам. Навести порядок, уверен В.Мартиневский, поможет лицензирование. Вероятно, тогда удастся соблюсти баланс между безопасностью пассажиров и созданием комфортных, равных условий в сфере транспортных услуг. К слову, за один только рейд выявлено 22 нарушения.



ЦИФРА

3565 нарушений нашла Транспортная инспекция, проверив за 11 месяцев этого года работу более пяти тысяч автомобилей-такси. К административной ответственности привлечено более двух тысяч человек, перевозчикам выдано свыше 1200 предписаний на устранение нарушений. В отдельных случаях организации обманывали клиентов, публикуя информацию о том, что, заказав такси через интернет-сервис, человек якобы тем самым заключает договор аренды транспорта с экипажем.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter