Сначала мир познавали из опыта. Потом - из новостей. Теперь - из заголовков

Заголовки как отражение реальности

Не только молодые, но и люди постарше новости теперь узнают по заголовкам. И не читают дальше, потому как лень, некогда, их столько... Да и зачем, если в заголовке все сказано? Вот я и решил посмотреть на заголовки новостей. За один неполный день, на одном не самом таблоидном белорусском новостном портале. Давайте взглянем на картину мира глазами нечитающего поколения.

Оставим в стороне бессмертные «Студентка похудела на 35 кг» и «Клейкий рис в ананасе: вкусный ужин». Не будем смотреть, «Как выглядит актриса в свои–то годы» и «Имярек разделась для...» (совершенно не важно, для чего). А вот «Хореограф объяснил неприличный жест Робби Уильямса» — это уже информативно. Сразу ясно, что жест был. Все равно, что там скажет какой–то хореограф. Все они, звезды, распущенные донельзя, отвернись — они тебе палец в спину оттопырят, знаем–знаем.

Непрерывной лентой льется картина мира: «В Новокузнецке мужчина убил жену и застрелился сам», «В Киеве взорвался старый автомобиль», «В Гомеле мужчина переползал проспект на четвереньках», «Самые смертоносные подлодки в мире», «В сорок лет женщина уже никому не нужна»... Как страшно жить. Это еще мягко сказано.

Но глаз привыкает, палец пролистывает, мозг не реагирует. Мозг ищет чего–то доселе неизвестного, требующего анализа и размышлений. И находит. Заголовок: «Лягушка провела в янтаре 99 миллионов лет и отлично сохранилась». Поскольку 99 миллионов — число, которое мозг себе представить не может (а его хозяин тем более), то главным остается «отлично сохранилась». Когда на уроке биологии спросят, сколько лет живет лягушка, мозг немедленно выдаст что–то про миллионов сто, не меньше.

«Слепой пациентке восстановили зрение, пересадив часть зуба в глаз». Наукообразную статью об успехах медиков вряд ли многие дочитают до конца. А вот «факт», что зуб теперь можно сажать прямо в глаз, усвоят накрепко. Как потом объяснять детям, что глаза от фейерверков стоит беречь? Ерунда, пересадим, есть же, если что, зубы, их у нас достаточно. Сколько? Миллионов сто, кажется, разве нет?

Сами новости, мутировавшие до фейковых, часто вызывают приступы желчи у тех, кто обязан их читать внимательно. Но и заголовки, согласитесь, ничем не лучше. И не хуже. Они вот такие, и с этим надо жить и напрягать свое серое вещество в попытках разобраться и все–таки понять этот мир. Чтобы иметь свое, а не навязанное массмедиа мнение, чтобы быть все еще способным рассуждать, а не повторять чьи–то штампы. Чтобы оставаться в современном информационном мире человеком разумным, а не человеком, познающим мир из заголовков.

Под занавес один заголовок порадовал. «Женщины из Гродно поверили в возможность вернуть вклады «МММ»...» Вздохните, переведите дух, посмотрите на календарь... Это еще не весь заголовок. «...поверили — и снова лишились денег». Вот теперь все. Можно выдохнуть. И спросить у коллег, может, предложить «женщинам из Гродно» возвратить и эту обидную потерю? За деньги, естественно. Как думаете, пойдут они на такое предложение? И почему? И надо ли обязательно ехать в Гродно?..

Зеркало, чтобы посмотреть на себя, каждый выбирает сам. Заголовки новостей в этом смысле — то же зеркало. И оно не должно быть настолько кривым. Но хорошо, что возможность выбора зеркала у нас при этом все–таки остается.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter